Кацман, Аркадий Иосифович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аркадий Кацман
Кацман Аркадий Иосифович (1980-е годы)Кацман Аркадий Иосифович (1980-е годы)
Имя при рождении Кацман Аркадий Иосифович
Профессия театральный режиссёр, театральный педагог
Годы активности 19461989
Театр Учебный театр ЛГИТМиК
Награды Заслуженный деятель искусств РСФСР

Аркадий Иосифович Кацман (19211989) — советский режиссёр и театральный педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор.

Биография

В 1946 году А. Кацман заканчивает актёрский факультет Ленинградского театрального института, ставшего впоследствии Ленинградским государственным институтом театра, музыки и кинематографии, ныне это Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ). Во время учёбы проявляется «несмыкание» голосовых связок — дефект, не позволяющий выступать на сцене. Талантливый выпускник в 1948 году принимает предложение преподавательской деятельности в институте. С 1958 года А. Кацман — второй педагог у Георгия Товстоногова. С 1989 года — профессор кафедры режиссуры ЛГИТМиК.

Сыграл эпизодическую роль в фильме «Секундомер».

Постановки

Смерть

Памятник на Комаровском кладбище

А. И. Кацман внезапно скончался дома от острой сердечной недостаточности. Похоронен под Ленинградом, в посёлке Комарово, на Комаровском кладбище.

Из воспоминаний об Аркадии Иосифовиче Кацмане

«Это был легендарный театральный педагог, к нему в конце прошлого века были самые большие конкурсы… со скверным характером, он все равно и при жизни был легендой…» (из воспоминаний студентов)

Из воспоминаний Андрея Краско: «С мастером мне повезло. Я так думаю, что Аркадий Иосифович — это один из последних людей, которые занимались исключительно тем, что учили, не были параллельно режиссёрами в театре, у него был талант именно педагога.». [1] Архивная копия от 25 января 2010 на Wayback Machine

Говорит Виктор Филиппович Борисенко: «Аркадий Иосифович Кацман сказал когда-то: „если вы ставите Стриндберга, то вы начинаете что-то понимать в театре“.» (недоступная ссылка)

"Аркадий Иосифович Кацман часто повторял: "В театре можно все! Важно, ради чего это всё задействуется. Все сюжеты мировой драматургии глубоко аморальны. Возьмите того же «Гамлета» — сколько убийств! Да мои «отходящие воды» у беременной женщины в «Оркестре» ничто по сравнению с тем, что леди Анна ложится с Ричардом! «Когда ещё и первый червячок до трупа мужа не добрался…» Лев Эренбург: «Бог разговаривает с тобой на сцене через артиста» [2] Архивная копия от 18 февраля 2009 на Wayback Machine

«Здоровье дано актёру для того, чтобы он его нещадно сжигал. На сцене, на съемочной площадке, где угодно». (Из воспоминаний К. Хабенского ) [3] Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine

«Что из сердца выходит, то в сердце и попадает». Вспоминал Кацмана Игорь Иванов.

В 1984 году Аркадий Иосифович пригласил меня на занятие со студентами на Факультете актёрского искусства и режиссуры. Студенческая постановка сцены разрыва Анны и Вронского. Вронский пьет чай. Я говорю: «Аркадий Иосифович, это ведь ямщик пьёт чай.» Аркадий Иосифович: «Вы совершенно правы. Вышли мы все из народа.» Далее горничная складывает в чемодан вещи Анны. Я говорю о чемодане: «Аркадий Иосифович, это ведь сундучок отца Фёдора.» Аркадий Иосифович: «Вы совершенно правы. Вышли мы все из народа. Ну, ничего, в театре их научат». (Валерий Терин).

См. также

Примечания

Литература

Ссылки