Кафтан из Мощевой Балки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кафтан
Кафтан из Мощевой Балки
Кафтан, который носил всадник на Великом Шёлковом путиКафтан, который носил всадник на Великом Шёлковом пути
Страна  США
Местоположение Метрополитен-музей
Кафтан из Мощевой Балки (США)
Точка

Кафтан с шёлковой каймой из коллекции Метрополитен-музея представляет собой типичную одежду, которую носили всадники на Великом Шёлковом пути, на Северном Кавказе в VIII—X вв.[1][2] Кафтан реконструирован из фрагментов одежды, раскопанных в могильнике у Мощевой Балки (находится у реки Большая Лаба в Карачаево-Черкесии, в Причерноморско-Каспийской степи). Мощевая Балка считается частью салтово-маяцкой археологической культуры[3].

Кафтан ассоциируется с парой шёлковых лосин с льняными ступнями, также в Метрополитене. Наряду с фрагментами одежды из Мощевой Балки в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге кафтан и лосины представляют собой редкие остатки одежды с Кавказа, где климат, в отличие от более засушливых районов, в целом не способствует сохранению органических материалов[2][4].

Обстановка

Шёлковый путь был великим сухопутным торговым путём Древнего мира, по которому шли товары, включая шёлк, из Китая в Средиземное море. К VI веку н. э. напряжённость между Византией и Сасанидской империей нарушила торговлю по традиционному маршруту. Среднеазиатские купцы разработали новый маршрут в Византию, идущий на север от Каспийского моря и пересекающий Кавказские горы через крутые перевалы (наиболее заметно на Северном Кавказе, Дарьяльское ущелье). Первый караван с китайскими шелками прошёл по этому северокавказскому маршруту в 568 году. Кавказские шёлковые пути использовались в Средние века, потеряв своё значение только в XIV веке[2][5].

В XX веке многие текстильные находки этого периода были обнаружены у горных перевалов и в подошвах холмов ниже. Основное местонахождение — могильник на Мощевой Балке («Лощина мумий или реликвий»), в густом лесу на высоте около Шаблон:Convert/meters над уровнем моря[6]. Анна А. Иерусалимская, хранитель отдела северокавказских древностей в Эрмитаже, много писала о находках (по-русски и по-немецки), но Эльфрида Р. Кнауэр заключает, что «ни возраст, ни места производства большинства китайских шелков ни те, что из восточного Средиземноморья, обнаруженные на стоянках Северного Кавказа, пока не могут быть определены с абсолютной уверенностью. При отсутствии дополнительных критериев даты Иерусалимской можно принимать только с осторожностью»[6][7].

Эти находки служат контекстом для кафтана Метрополитена. Это согласуется с задокументированными находками из Мощевой Балки, где несколько племён Северного Кавказа «по-видимому, разделяли довольно однородную и — если бы не текстильные находки — невзрачную материальную культуру, известную как салтово-маяцкая культура»[6]. Носителем мог быть мужчина из Алании, региона, который тогда находился под властью хазар[3]. Эти племенные всадники служили местными проводниками и перевозчиками, собирая короткие отрезки шёлка в качестве «пошлины и вознаграждения» из тканей, доставляемых по северному маршруту древнего Шёлкового пути[8].

Описание

Вид кафтана сзади, демонстрирующий шёлковую кайму на прорезях полотнищ юбки

Кафтан сшит из плотного отбеленного полотна переплетения льняной ткани, ныне обесцвеченного с могилы. Он отделан каймой из двух отдельных тканых шёлковых тканей и имел подкладку из овчины[1], от которой остались только следы. Покрой или форма кафтана характерна для мужских пальто адыго-аланских племён Центрального Кавказа, хотя в стиле прослеживается влияние Персии, Средней Азии и степных кочевников[9].

Кафтан притален к верхней части туловища и имеет расклешенную юбку на талии. Передняя часть двубортная, при этом «правильная левая передняя часть закрывается вправо, а правая передняя часть перекрывает её»[10]. Два длинных разреза сзади, ниже линии бедер, также обшитые шёлковой каймой, подходят для сидящего всадника. Изделие застёгивается тремя комплектами лямок, обтянутыми тканью пуговицами и витыми петлями шнура из косых полос льна. Кафтан сделан из льняной ткани, сотканной в виде рулона ткани и выкроенной по «полупрямой» структуре с треугольниками и трапециями, некоторые из которых состоят из более мелких фрагментов ткани, собранных для придания формы одежде. Этот тип конструкции характерен для традиционной одежды Восточной Европы и Западной Азии[11][3][12].

Нижние рукава и верхний вырез кафтана не сохранились, и неизвестно, входили ли в состав одежды воротник или обшлага. Детали сшиты льняными нитками аккуратными плоскими швами, а верхняя часть туловища и юбки были собраны и отделаны отдельно перед соединением на талии[13]. «В целом, высокое качество льняной ткани, дизайн одежды, крой, сборка и шитьё продемонстрировали замечательную профессиональную координацию по сравнению с одновременными образцами других культур, свидетельствуя о высоких стандартах этого региона в художественных и технических достижениях текстильной культуры и, возможно, даже социальные приличия»[10].

Шёлковые края

Шёлковые лосины, ассоциированные с кафтаном

Края кафтана, каждая около 8 сантиметров (3,1 ″) широкие, изготовлены из узорчатого шёлка двух разных рисунков из полихромного самита (сложного саржевого переплетения с утком). Один текстиль используется для лацканов и внешней каймы нижних полотнищ, а второй — для внутренней каймы нижних полотнищ. И то, и другое было бы видно, когда одежда была надета. Шёлковые каймы штучные (один из трёх разных болтов одной общей конструкции). Они набиты шерстяной ватой по толщине льняного пальто с подкладкой из овчины. Два шёлка теперь выглядят как узоры не совсем белого цвета на темно-коричневом, но анализ показывает, что каждый узор имеет четыре цвета. Уже невозможно с уверенностью определить, какие цвета использовались; вероятно, первоначально рисунки были тёмно-синими от растения, содержащего индиго, жёлтыми, ярко-красными от сафлора и белыми (неокрашенный шёлк) на темно-коричневом или чёрном фоне[1][3].

Фрагменты шёлка, найденные в Мощевой Балке, Иерусалимская разделила на группы по вероятному происхождению. Предполагается, что большинство из них согдийские, изделия центров шелкоткачества в окрестностях Самарканда. Однако внутри этой группы есть подмножество, в том числе отделка кафтана, вероятно, сугубо местного происхождения. «Фрагменты этой очень ограниченной группы до сих пор не обнаружены за пределами местонахождений на Северо-Западном Кавказе. … В диапазоне «согдийских» они технически сильно уступают остальному материалу, как в крашении, так и в ткачестве»[14]. Особенно быстро разлагается красный сафлоровый краситель, но все красители, используемые в шёлковой окантовке, имеют низкое качество. Кругло-крестовые конструкции упрощены, а сами медальоны различаются по размеру и форме. Все эти факторы предполагают производство в сельской местности, вероятно, предназначенное для экспорта[15].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Caftan. Metropolitan Museum of Art.
  2. 2,0 2,1 2,2 Knauer, Elfriede R. (2001). «A Man's Caftan and Leggings from the North Caucasus of the Eighth to Tenth Century: A Genealogical Study». Metropolitan Museum Journal (The University of Chicago Press) 36: 125–154. doi:10.2307/1513059.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Kajitani, Nobuko (2001). «A Man's Caftan and Leggings from the North Caucasus of the Eighth to Tenth Century: A Conservator's Report». Metropolitan Museum Journal 36: 85–124. doi:10.2307/1513058.
  4. Harper, Prudence O. (2001). «A Man's Caftan and Leggings from the North Caucasus of the Eight to Tenth Century: Introduction». Metropolitan Museum Journal (The University of Chicago Press) 36: 83–84. doi:10.1086/met.36.1513057.
  5. Georgia — SILK ROAD — UNESCO. Дата обращения: 25 мая 2017.
  6. 6,0 6,1 6,2 Knauer (2004), p. 4
  7. See Ierusalimskaja, Anna A. Die Gräber der Moščevaja Balka : frühmittelalterliche Funde an der nordkaukasischen Seidenstrasse : [нем.]. — Editio Maris, 1996. — ISBN 9783925801228.
  8. Knauer (2001), p. 8
  9. Knauer (2001), p. 10
  10. 10,0 10,1 Kajitani (2001), p. 11
  11. Knauer (2001), p. 16
  12. Burnham, Dorothy K. Cut my cote. — Toronto : Royal Ontario Museum, 1997. — P. 22–28. — ISBN 9780888540461.
  13. Kajitani, p. 95
  14. Knauer, 2001, p. 9
  15. Kajitani (2001), pp. 113–115