Каунасский железнодорожный мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Каунасский железнодорожный мост
Официальное название лит. Kauno geležinkelio tiltas
Область применения железнодорожный
Пересекает река Нямунас
Место расположения Литва Каунас, Литва
Конструкция
Тип конструкции балочные фермы
Материал сталь
Число пролётов 8
Общая длина 360 м
Ширина моста 10,35 м
Эксплуатация
Начало строительства 1859
Открытие 1862, 1948
Закрытие на реконструкцию 1915—1916, 1941, 1945—1948
55°52′55″ с. ш. 23°55′32″ в. д.HGЯO

Каунасский железнодорожный (Зелёный) мост (лит. Kauno geležinkelio (Žaliasis) tiltas) — железнодорожный мост через реку Нямунас в Каунасе, Литва. Соединяет центральную часть города с районом Нижняя Фреда. Выше по течению находится Панемунский мост, ниже мост Чюрлениса. Мост включён в Регистр культурных ценностей Литовской Республики, охраняется государством (код 22215[1]). Один из крупнейших мостов Литвы[2].

История

Железнодорожный мост в 1860-х гг.

Мост построен в составе строительства линии от станции Ландварово до прусской границы (ст. Вержболово) Петербурго-Варшавской железной дороги, одновременно с железнодорожным тоннелем на правом берегу реки[3]. Автором проекта был инженер Сезанн (лит. Cézanne)[4][5]. Строительство велось с апреля 1859 года по 4 февраля 1862 года французской компанией Ernest Goüin et compagnie[фр.]. Металлические части моста были изготовлены во Франции, а затем доставлены на корабле в Каунас[6][1]. Фермы среднего пролёта собирались в мастерских на левом берегу и затем с помощью понтонов и гидравлических домкратов монтировались на опоры[7]. Остальные фермы собирались на подмостях[8]. 21 ноября 1861 года была смонтирована последняя ферма. Для строительства было использовано 2025 т стали и 2130 т чугуна. Общая стоимость строительства составила 904 тыс. рублей. Первый поезд пересек мост 27 февраля 1862 года[5][9].

Промежуточные опоры состояли из чугунных колонн, шириной вверху 3,22 м, а внизу 3,50 м, собранных из отдельных, сболченных между собой чугунных звеньев[4]. Во время работ по погружению опор погиб один рабочий[7]. После погружения опоры были заполнены гидравлическим бетоном. 2 колонны поддерживали пролетное строение, остальные две служили основанием для ледорезов из чугуна и железа[10].

Пролётное строение представляло собой неразрезную четырёхпролётную ферму со сплошной стенкой с крайними пролётами по 71,48 м, средними по 78,52 м и двумя дополнительными береговыми пролётами длиной 10,7 м каждый[11]. Высота ферм составляла 6,75 м, ширина — 8 м[12][8].

В ночь с 17 на 18 августа 1915 года два центральных пролёта моста были взорваны отступавшими русскими войсками. Немцами был построен временный понтонный мост. В ноябре того же года силами русских военнопленных и немецких военных началось восстановление постоянного моста. Крайние пролёты были укреплены параболическими фермами[13]. 14 апреля 1916 года мост был торжественно открыт в присутствии П. Гинденбурга, Э. Людендорфа и других немецких военачальников[14]. Новый мост получил официальное название Reichsbrücke[13]. В первый год после ремонта мост был окрашен свинцово-зелёной краской, после чего получил название Зелёный железнодорожный мост[1].

В межвоенный период, когда через Нямунас существовал только один мост, железнодорожный мост также использовался в качестве автомобильного. В междупутье была устроена полоса для движения гужевого транспорта, велосипедистов и автомобилей. Движение грузовиков и автобусов по мосту было запрещено[1][13][2].

24 июня 1941 года мост был взорван по приказу генерала Шлемина. Осенью того же года мост был восстановлен немцами. Параболические фермы были заменены прямоугольными. В таком виде мост служил до лета 1944 года, когда отступавшие немецкие войска взорвали мост. Существующий мост построен в 19451948 годах инженерными войсками СССР[15]. В 1961 году на мосту устроены пешеходные тротуары[2].

В 1996 году мост был внесён в регистр культурных ценностей Литвы[1]. В 2002 году, после открытия моста Чюрлениса, расположенного менее чем в 100 м ниже по течению, пешеходное движение по железнодорожному мосту было закрыто.

В 2014 году компанией UAB «Švykai» произведён капитальный ремонт моста. В ходе работ выполнен ремонт и антикоррозионная защита металлоконструкций, ремонт железобетонный конструкций опор. Работы выполнялись без закрытия движения по мосту[16].

Конструкция

Внешние изображения
Схема моста

Мост восьмипролётный металлический. Русловая часть перекрывается балочными фермами с параллельными поясами. Боковые пролёты — металлические клепаные двутавровые балки. Опоры монолитные железобетонные. Длина моста составляет 360 м, ширина — 10,35 м[1].

Мост двухпутный, предназначен для движения железнодорожного транспорта. Пешеходное движение по мосту запрещено.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Geležinkelio tiltas (лит.). Kultūrosvertybių registras. Kultūros paveldo departamentas prie Kultūros ministerijos. Архивировано 19 ноября 2016 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Kauno Žaliasis geležinkelio tiltas Архивная копия от 29 сентября 2020 на Wayback Machine// Architektūros ir urbanistikos tyrimų centras  (лит.)
  3. Sinkevičiūtė, 2012, с. 59.
  4. 4,0 4,1 Разрез быка моста С.-Петербурго-Варшавской дороги через Неман, у города Ковно, построенного инженером Сезанном (Cézanne 1859 г.)
  5. 5,0 5,1 Kebeikis, 2004, с. 29.
  6. Косаковский Г. И. Железные дороги Литвы. — Вильнюс: Мокслас, 1975. — С. 40. — 249 с.
  7. 7,0 7,1 Die Eisenbahnbrücke über den Niemen bei Kowno // Zeitschrift für bauwesen. — Berlin: Ernst & Sohn, 1863. — Т. 13. — S. 370—378. (нем.)
  8. 8,0 8,1 Sinkevičiūtė, 2012, с. 60.
  9. A. Fokas. Kauno tiltai: Geležinkelio // Kauno tiesa. — 1968. — 09 июнь.
  10. Смесь // Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий. — СПб., 1862. — Январь и февраль (№ 1). — С. 52.
  11. Николаи Л. Ф. Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России. — СПб., 1898. — С. 113. — 119 с.
  12. Эрдберг. Описание работ железного моста через реку Неман в Ковно // Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий. — СПб., 1865. — № 1.
  13. 13,0 13,1 13,2 Kebeikis, 2004, с. 31.
  14. Hindenburgo „muterė“ Kaune // Bangos. — Kaunas, 1932. — № 37. — С. 922—923. (лит.)
  15. Kebeikis, 2004, с. 33.
  16. UAB „Švykai“: įveikti Žaliojo tilto iššūkiai (лит.). STATYBUNAUJIENOS.LT (14 апреля 2015). Архивировано 6 марта 2019 года.

Литература

Ссылки