Катастрофа DC-8 в Токио (1982)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 350 Japan Air Lines
Последствия катастрофыПоследствия катастрофы
Общие сведения
Дата 9 февраля 1982 года
Время 08:44 JST
Характер Сваливание при посадке
Причина Самоубийство пилота
Место Япония Токийский залив, в 510 м от аэропорта Ханэда, Токио (Япония)
Координаты 35°32′14″ с. ш. 139°46′57″ в. д.HGЯO
Погибшие 24
Раненые 77
Воздушное судно
DC-8-61 авиакомпании JALDC-8-61 авиакомпании JAL
Модель Douglas DC-8-61
Авиакомпания Япония Japan Air Lines (JAL)
Пункт вылета Япония Фукуока
Пункт назначения Япония Ханэда, Токио
Рейс JL350
Бортовой номер JA8061
Дата выпуска март 1967 года
Пассажиры 166
Экипаж 8

Катастрофа DC-8 в Токио — авиационная катастрофа пассажирского авиалайнера Douglas DC-8-61 авиакомпании Japan Air Lines (JAL), произошедшая во вторник 9 февраля 1982 года в Токийском заливе около токийского аэропорта Ханэда, при этом погибли 24 человека и ещё 77 получили ранения.

Самолёт

Внешние изображения
Разбившийся самолёт в 1977 году (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.

Douglas DC-8-61 (по другим данным — DC-8-60) с заводским номером 45889 и серийным 291 был выпущен в марте 1967 года. Авиалайнеру присвоили регистрационный номер N8775 и продали американской авиакомпании Eastern Air Lines, в которую он поступил 28 мая. 23 июля 1973 года его купила японская авиакомпания Japan Air Lines (JAL), где после перерегистрации бортовой номер сменился на JA8061. Оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT3D-3B. На день катастрофы налетал 36 955 часов[1].

Экипаж

Состав экипажа рейса JL350 был таким:

В салоне самолёта работали 5 бортпроводников.

Катастрофа

Борт JA8061 выполнял утренний пассажирский внутренний рейс JL350 из Фукуоки в Токио и в 07:34 со 166 пассажирами и 8 членами экипажа на борту взлетел с ВПП №16 аэропорта Фукуоки, а после набора высоты занял эшелон FL290 (8,84 км). Полёт на эшелоне прошёл нормально и в 08:22 рейс 350 начал снижаться к Токио сперва до эшелона FL160 (4,88 км), а затем и до высоты 3000 футов (910 м). После того, как в 08:35 было дано разрешение на посадку на ВПП №33, экипаж выпустил закрылки сперва на 5°, а через минуту на 25°. В 08:39 были выпущены шасси, а через 2 минуты (в 08:41) угол выпуска закрылков довели до 50°. Над Токио стояла хорошая погода и дул северный ветер со скоростью 20 узлов. В 08:42 авиалайнер прошёл высоту 1000 футов (300 м), а в 08:43:25 второй пилот доложил о высоте стабилизации 500 футов (150 м), но командир в нарушение инструкций промолчал. В 08:43:50 «Дуглас» на скорости 133 узла прошёл высоту 300 футов (91 м), а второй пилот предупредил командира, что они приближаются к высоте принятия решения 200 футов (61 м). Через 6 секунд (в 08:43:56) сигнал радиовысотомера предупредил о достижении высоты принятия решения, а через 3 секунды об этом сказал и второй пилот[2][3].

Носовая часть рейса 350

Когда в 08:44:01 авиалайнер на скорости 130 узлов опустился уже до высоты 164 фута (50 м), командир неожиданно отключил автопилот, толкнул штурвал «от себя», направив нос вниз, и перевёл рычаги управления двигателями назад, лишив самолёт тяги. Второй пилот, крикнув: Командир, что вы делаете?, попытался спасти ситуацию, но малая высота не дала ему этого сделать. Рейс JL350 врезался в мелководье Токийского залива, в результате чего от удара оторвались носовая часть фюзеляжа с кабиной пилотов и правая плоскость крыла. Несмотря на то, что катастрофа произошла на мелководье, 24 пассажира погибли от полученных ранений; также ранения получили ещё 77 человек[2][3].

Причины

Президент авиакомпании JAL Ясумото Такаги (англ. Yasumoto Takagi, яп. 高木 養根) заявил, что причиной катастрофы стало психическое расстройство командира экипажа. Как было установлено, с декабря 1980 года по ноябрь 1981 года он был отстранён от лётной работы и проходил лечение из-за психического отклонения. После 11 месяцев лечения психологи посчитали, что он выздоровел и за несколько месяцев до катастрофы командира восстановили в лётной службе[2][3].

Примечания

  1. JA8061 Japan Airlines Douglas DC-8-60 - cn 45889 / ln 291 (англ.). Planespotters.net. Дата обращения: 28 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 HENRY SCOTT STOKES. COCKPIT FIGHT REPORTED ON JET THAT CRASHED IN TOKYO (англ.). The New York Times (14 февраля 1982). Дата обращения: 28 марта 2015. Архивировано 28 марта 2015 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 ASN Aircraft accident McDonnell Douglas DC-8-61 JA8061 Tokyo-Haneda Airport (HND) (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 28 марта 2015. Архивировано 30 апреля 2015 года.