Катастрофа DC-6 под Ндолой
Катастрофа под Ндолой | |
---|---|
Общие сведения | |
Дата | 18 сентября 1961 года |
Время | 22:13 CET (00:13 UTC) |
Характер | Крушение при заходе на посадку |
Причина | Дезориентация экипажа |
Место | в 15 км от аэропорта Ндола, Ндола (Северная Родезия) |
Координаты | 12°58′31″ ю. ш. 28°31′22″ в. д.HGЯO |
Погибшие | 16 (все) |
Воздушное судно | |
Модель | Douglas DC-6B |
Имя самолёта | Albertina |
Авиакомпания | Организация Объединённых Наций (ООН) |
Принадлежность | Transair Sweden |
Пункт вылета | Элизабетвиль (Республика Конго) |
Остановки в пути | Н'Джили, Леопольдвиль (Республика Конго) |
Пункт назначения | Ндола (Северная Родезия) |
Бортовой номер | SE-BDY |
Дата выпуска | июль 1952 года |
Пассажиры | 10 |
Экипаж | 6 |
Катастрофа DC-6 под Ндолой — авиационная катастрофа, произошедшая ночью 18 сентября 1961 года. Авиалайнер Douglas DC-6B Организации Объединённых Наций (ООН), зафрахтованный у авиакомпании Transair Sweden, совершал рейс по маршруту Элизабетвиль—Леопольдвиль—Ндола, но при заходе на посадку рухнул на землю в 15 км от аэропорта Ндолы и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 16 человек — 6 членов экипажа и 10 пассажиров, в том числе Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд[1][2].
Основной причиной катастрофы долгое время считалась дезориентация экипажа, однако в 2010-х годах появилась новая информация, указывающая на то, что самолёт был сбит
.Предшествующие события
В сентябре 1961 года обострился кризис, связанный с Катангой, и силы сепаратистов начали оказывать активное сопротивление войскам ООН, размещённым в этой провинции. По мнению Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршёльда (швед. Dag Hammarskjöld), для поиска выхода из сложившего кризиса следовало срочно организовать прямые переговоры между Сирилом Адулой, назначенным в августе главой конголезского правительства, и Моизом Чомбе, лидером сепаратистских сил провинции Катанга. Единственным способом обеспечить начало таких переговоров Хаммаршёльд считал свою личную встречу с Моизом Чомбе[1].
Вылет Генсекретаря из Леопольдвиля был запланирован на вечер 17 сентября, а на 18 сентября — его встреча с лидером повстанцев Моизом Чомбе в городе Ндола, находившемся в тот период на территории Федерации Родезии и Ньясаленда (нынешней Замбии). Примерно за час до вылета самолёта Хаммаршёльда из Леопольдвиля вылетел второй самолёт ООН (Douglas DC-4, борт OO-RIC). Он летел по короткому маршруту и благополучно приземлился в Ндоле в 22:35 17 сентября.
Сведения о разбившемся самолёте
Douglas DC-6B (регистрационный номер SE-BDY, заводской 43559, серийный 251) был выпущен в 1952 году. 17 июля того же года был передан саудовской авиакомпании ARAMCO (борт N708A). 1 августа 1961 года (за 1 месяц и 17 дней до катастрофы) был передан шведской чартерной авиакомпании Transair Sweden, в которой получил бортовой номер SE-BDY и имя Albertina, у которой в том же месяце его зафрахтовала ООН. Оснащён четырьмя винтовыми поршневыми двигателями Pratt & Whitney R-2800[3].
Экипаж и пассажиры
Личным пилотом Дага Хаммаршёльда в тот период был известный лётчик, «пионер шведской авиации» Карл Густав фон Розен (швед. Carl Gustaf von Rosen), однако в тот день он был болен и самолёт вылетел под управлением опытного шведского экипажа, состав которого был таким:
- Командир воздушного судна (КВС) — 35-летний Пер Галлонквист (швед. Per Hallonquist).
- Второй пилот — 29-летний Ларс Литтон (швед. Lars Litton).
- Штурман — Нильс-Эрик Орхеус (швед. Nils-Eric Aarheus).
- Бортинженер — Нильс Ёран Вильхемссон (швед. Nils Göran Wilhemsson).
- Бортрадист — Карл Эрик Розен (швед. Karl Erik Rosen).
- Бортрадист — Харальд Ноорк (швед. Harald Noork).
Помимо Дага Хаммаршёльда, на борту присутствовали:
- Генрих Вишхофф[нем.] (нем. Heinrich Wieschhoff), консультант Дага Хаммаршёльда, американский (немецкий) историк.
- Владимир Фабри (англ. Vladimir Fabry), американский советник.
- Элис Лаланд (англ. Alice Lalande), канадский секретарь возглавлявшего в тот период миссию ООН в Конго шведского дипломата Стуре Линнера (швед. Sture Linnér).
- Уильям Раналло (англ. William Ranallo), американец, личный помощник Хаммаршёльда.
- Пятеро военных — трое из ONUC (два американца и француз) и двое из шведского батальона в Леопольдвилле[2][4].
Гражданство | Пассажиры | Экипаж | Всего |
---|---|---|---|
Швеция | 3 | 6 | 9 |
США | 5 | 0 | 5 |
Канада | 1 | 0 | 1 |
Франция | 1 | 0 | 1 |
Всего | 10 | 6 | 16 |
Катастрофа
Борт SE-BDY авиакомпании Transair Sweden вылетел из Леопольдвиля в 16:51 CET и взял курс на Ндолу[2].
В 22:40, долетев до озера Танганьика, самолёт некоторое время летел над ним, затем повернул на юг. В 23:35 КВС сообщил авиадиспетчеру в Ндоле, что расчётное время прибытия — вскоре после полуночи. В 00:10 18 сентября командир сообщил авиадиспетчеру, что видит огни аэропорта, но затем связь прервалась. Обломки лайнера были обнаружены в 15 километрах от аэропорта Ндолы. Судя по найденным на месте катастрофы остановившимся часам, самолёт рухнул на землю в 00:13 UTC (22:13 CET)[1].
Похороны
Через 10 дней после катастрофы тело Дага Хаммаршёльда было доставлено в Швецию. Церемония прощания, проходившая в Кафедральном соборе Уппсалы, транслировалась по телевидению[5].
29 сентября Даг Хаммаршёльд был похоронен в семейной могиле на старом кладбище Уппсалы[швед.][1][5].
Расследование
Официальное
По официальной версии обломки самолёта были найдены только через 16 часов после катастрофы[1]. По неофициальным сведениям местные жители уже в 05:00 утра видели, что район падения самолёта был оцеплен военными[6][7].
Среди обломков лайнера были найдены обгоревшие тела 14 человек. Тело Дага Хаммаршёльда с многочисленными повреждениями (в том числе с множественными переломами позвоночника) было найдено на некотором расстоянии от обломков (этот факт был объяснён тем, что Хаммаршёльд не любил пользоваться ремнями безопасности)[1]. В стороне от обломков был найден единственный оставшийся в живых после падения пассажир — сержант Харольд Джулиен (англ. Harold Julien) из службы безопасности ООН; он находился в тяжёлом состоянии и через 5 дней после катастрофы скончался в больнице от полученных ран, перед этим успев ответить на несколько вопросов, но так и не дав какой-либо информации, которая могла бы прояснить причины катастрофы.
Было проведено 6 официальных расследований. В ходе расследования выдвигались многочисленные версии, среди которых:
- техническая неисправность,
- диверсия (заложенная бомба),
- нехватка авиатоплива,
- усталость экипажа,
- самоубийство Дага Хаммаршёльда,
- обстрел самолёта единственным военным самолётом, имевшемся у повстанцев Катанги.
Однако ни для одной из них не нашлось убедительных доказательств. В качестве наиболее вероятной причины катастрофы была названа следующая: самолёт Дага Хаммаршёльда заходил на посадку на слишком низкой высоте и задел деревья[1].
Неофициальное
Помимо официального расследования было проведено несколько неофициальных.
11 февраля 1999 года «Независимая газета» опубликовала материал своего собственного корреспондента в Хараре Игоря Тарутина, который встретился с очевидцем катастрофы, фоторепортёром Эндрю Хайвардом (англ. Andrew Hayward) — он находился в составе группы журналистов у самой взлётной полосы в аэропорту Ндолы, где в 23:45 ожидалось приземление борта SE-BDY с генсеком ООН на борту.
Из находящейся вблизи диспетчерской башни были слышны переговоры с пилотами. Сразу после полуночи самолёт появился в зоне видимости и запросил разрешение на посадку. Все присутствующие обратили внимание, что уже при первом манёвре тот сильно снизился, хотя в районе расположения аэропорта в направлении ВПП должен был находиться на высоте не менее 304 метров и сделать ещё несколько разворотов («коробочку»). Пролетев над головами встречающих, лайнер скрылся из виду и больше не показывался; многие на земле решили, что Даг Хаммаршёльд по какой-то причине изменил свои планы и решил возвратиться обратно. По утверждению Хайварда, ночь была тихая, любые выстрелы и взрывы были бы слышны.
О катастрофе стало известно на следующее утро. Около 15:30 обломки борта SE-BDY были сняты с воздуха на киноплёнку оператором Джо Грэмом (англ. Joe Graham). При осмотре обломков с земли выяснилось, что самолёт явно шёл на посадку (шасси были выпущены, закрылки опущены). По ходу траектории движения находилось высокое дерево на небольшом холме. По всей видимости, это обстоятельство и оказалось фатальным — с учётом того, что пилоты и так маневрировали слишком низко (возможно, из-за неисправности высотомера). Из расположения объектов на месте катастрофы у Хайварда сложилось представление, что самолёт зацепился крылом за дерево и рухнул на землю[8].
Шведский исследователь жизни Дага Хаммаршёльда Петер Валленстен (швед. Peter Wallensteen) в своей работе, выпущенной в 2005 году Шведским институтом в серии «Знаменитые шведы», писал, что тема, связанная с обстоятельствами гибели Генерального секретаря ООН, породила «непропорционально большую по объёму и спекулятивную по характеру литературу… но авторы этих сочинений так и не смогли выдвинуть достаточно убедительных объяснений причин роковой авиакатастрофы»[1].
Новые расследования
17 августа 2011 года английская газета «The Guardian» рассказала о расследовании, которым последние 3 года занимался шведский сотрудник одной из гуманитарных организаций Йоран Бьёркдаль (швед. Göran Björkdahl). В частности, он нашёл нескольких местных жителей, которые были свидетелями авиакатастрофы, и взял у них показания. По словам некоторых из них, борт SE-BDY рухнул на землю после того, как по нему открыл огонь другой самолёт меньшего размера. Ещё одной деталью в рассказах свидетелей, которая отличалась от официальных сведений, стала информация о том, что они пытались на рассвете (в 5—6 часов утра) пройти к месту падения самолёта, однако там, по их словам, уже были военные (по официальной информации, первые военные прибыли на место катастрофы только во второй половине дня)[6][7] .
24 декабря 2017 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция о необходимости проведения дополнительного расследования обстоятельств гибели генсека ООН в связи с появлением новой информации, указывающей на то, что его самолёт был сбит (в частности, в 2017 году были обнародованы данные, что в Ндоле и её окрестностях в ночь гибели Дага Хаммаршёльда находились американские военные силы, в том числе несколько военных самолётов Douglas DC-3).
В резолюции говорится, что стремление «узнать всю правду об условиях и обстоятельствах, приведших к трагической гибели Дага Хаммаршёльда и членов сопровождавшей его группы», является общим долгом членов ООН[9].
Мемориал
В 1964 году Фонд Дага Хаммаршёльда сформировал специальный комитет, чтобы увековечить в Замбии память о погибшем Генеральном секретаре ООН. В 15 километрах от Ндолы, на месте катастрофы борта SE-BDY, был создан Мемориальный комплекс Дага Хаммаршёльда[англ.]. В его центре был установлен памятный знак, вокруг был разбит парк.
В 1970 году мемориал был объявлен в Замбии национальным памятником. С 1981 года на территории мемориала открыт музей, в котором, в частности, размещены некоторые предметы, связанные с авиакатастрофой. В 1997 году Замбия подала заявку в ЮНЕСКО на включение мемориала в Список всемирного наследия[10].
Культурные аспекты
- Катастрофа под Ндолой показана в 15 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в серии Смертельная миссия (не путать с одноимённой серией 18 сезона).
- Катастрофа упоминается в ирландском художественном фильме «Осада Жадовиля», посвящённом миротворческой операции ООН в Катанге.
- О катастрофе рассказывается в книге И. А. Муромова «100 великих авиакатастроф» в главе «Гибель генсека ООН Д. Хаммаршёльда на DC-6».
- В 2019 году состоялась премьера документального фильма «Безнадёжное дело Хаммаршёльда[вд]» производства Дании, Швеции, Норвегии и Бельгии датского режиссёра Мадса Брюггера. Брюггер и частный детектив из Швеции Йёран Бьёркдаль расследуют гибель Хаммаршёльда, в ходе расследования они выходят на южноафриканскую военную негосударственную организацию, которая занималась подготовкой наёмников и проведением различных военных неофициальных операций.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Валленстен, 2005, с. 36—37, 45.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Special Report on the Fatal Flight of the Secretary-General’s Aircraft Архивная копия от 4 августа 2011 на Wayback Machine // United Nations. — 19 сентября 1961. (англ.) (фр.) (Дата обращения: 25 августа 2011)
- ↑ REGISTRATION DETAILS FOR SE-BDY (UNITED NATIONS) DC-6B- — PlaneLogger . Дата обращения: 24 ноября 2016. Архивировано 25 ноября 2016 года.
- ↑ David Halberstam. Hammarskjold Dies In African Air Crash; Kennedy Going To U. N. In Succession Crisis Архивная копия от 9 апреля 2021 на Wayback Machine // The New York Times. — 19 сентября 1961 (англ.) (Дата обращения: 26 августа 2011)
- ↑ 5,0 5,1 Информация о дате и месте захоронения Дага Хаммаршёльда Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine // SvenskaGravar.se (швед.) (Дата обращения: 25 августа 2011)
- ↑ 6,0 6,1 Julian Borger, Georgina Smith. Dag Hammarskjöld: evidence suggests UN chief’s plane was shot down Архивная копия от 17 июля 2013 на Wayback Machine // guardian.co.uk. — 17 августа 2011. (англ.) (Дата обращения: 25 августа 2011)
- ↑ 7,0 7,1 The Guardian узнала об убийстве бывшего генсека ООН Архивная копия от 22 июля 2012 на Wayback Machine // Лента.ру. — 18 августа 2011. (англ.) (Дата обращения: 25 августа 2011)
- ↑ Независимая газета, 11 февраля 1999 года. Игорь Тарутин. Как погиб Даг Хаммаршельд
- ↑ В ООН решили заново расследовать обстоятельства гибели второго генсека организации . ТАСС (24 декабря 2017). Дата обращения: 26 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
- ↑ Мемориал Дага Хаммаршёльда: информация на сайте ЮНЕСКО Архивная копия от 11 мая 2021 на Wayback Machine (англ.) (Дата обращения: 3 августа 2011)
Литература
- Валленстен Петер. Даг Хаммаршёльд = Peter Wallensteen. Dag Hammarskjöld / Пер. со швед.: Евгений Ривелис. — Стокгольм: Шведский институт, 2005. — 49 с. — (Знаменитые шведы). — ISBN 91-520-0799-5. Архивная копия от 31 мая 2010 на Wayback Machine
- Лесиовский В. М. Тайна гибели Хаммаршёльда. — М.: Мысль, 1985. — 351 с. — 100 000 экз.
- The Hammarskjoeld Crash Inquiry. // The Aeroplane and Astronautics. — London: Temple Press Limited, January 25, 1962. — Vol. 102 — No. 2623 — P. 82.
Ссылки
- Описание катастрофы на Aviation Safety Network
- Report of the commission of investigation into the conditions and circumstances resulting in the tragic death of Mr. Dag Hammarskjold and of members of the party accompanying him (недоступная ссылка) // Генеральная ассамблея ООН. — 24 апреля 1962 (англ.) (Дата обращения: 25 августа 2011)
- Brian Unwin. It is wrong to suggest that Dag Hammarskjöld was murdered // guardian.co.uk. — 24 августа 2011 (англ.) (Дата обращения: 26 августа 2011)
- Evidence on Hammarskjöld’s death // guardian.co.uk. — 23 августа 2011 (англ.) (Дата обращения: 26 августа 2011)
- Göran Björkdahl. 'I have no doubt Dag Hammarskjöld’s plane was brought down' // guardian.co.uk. — 17 августа 2011 (англ.) (Дата обращения: 26 августа 2011)
- Georgina Smith. Dag Hammarskjöld crash: the small town that harboured a secret // guardian.co.uk. — 17 августа 2011 (англ.) (Дата обращения: 26 августа 2011)
- Julian Borger. Dag Hammarskjöld unable to overcome Congo’s troubled history // guardian.co.uk. — 17 августа 2011 (англ.) (Дата обращения: 26 августа 2011)
- UN secretary-general Dag Hammarskjöld’s death shocks the world — British Pathé video Архивная копия от 25 августа 2011 на Wayback Machine // guardian.co.uk. — 17 августа 2011 (англ.) (Дата обращения: 26 августа 2011)