Катастрофа Ил-12 под Магаданом (1953)
Рейс 783 Аэрофлота | |
---|---|
Общие сведения | |
Дата | 27 октября 1953 года |
Время | 11:18 (02:18 МСК) |
Характер | Сваливание после взлёта |
Причина | Обледенение и перегруз самолёта |
Место | 6 км от аэропорта «13 км», близ Магадана (РСФСР, СССР) |
Воздушное судно | |
Модель | Ил-12П |
Авиакомпания | Аэрофлот (Дальневосточное ТУ ГВФ, 141 ато) |
Пункт вылета | 13 км, Магадан |
Остановки в пути |
Охотск Николаевск-на-Амуре |
Пункт назначения | Новый, Хабаровск |
Рейс | 105 |
Бортовой номер | СССР-Л11765 |
Дата выпуска | 31 декабря 1949 года |
Пассажиры | 27 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 22 |
Катастрофа Ил-12 под Магаданом — авиационная катастрофа самолёта Ил-12П компании Аэрофлот, произошедшая во вторник 27 октября 1953 года близ Магадана, при этом погибли 22 человека.
Самолёт
Ил-12П с заводским номером 93013102 и серийным 31-02 был выпущен заводом «Знамя Труда» (Москва) 31 декабря 1949 года. Авиалайнер получил регистрационный номер СССР-Л11765 и был передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое в свою очередь направило его в 141-й (Хабаровский) авиационный транспортный отряд Дальневосточного территориального управления гражданского воздушного флота. Общий налёт самолёта составлял 4271 час[1].
Экипаж
- Командир воздушного судна — Назаров Фёдор Алексеевич
- Пилот-инструктор — Алтасин Александр Михайлович
- Второй пилот — Журавель Василий Терентьевич
- Бортмеханик — Приезжев Виктор Васильевич
- Бортрадист — Ступин Александр Степанович
Катастрофа
Самолёт должен был выполнять регулярный пассажирский рейс 105 из Магадана в Хабаровск с промежуточными посадками в Охотске и Николаевске-на-Амуре. Всего на борту находились 27 пассажиров (18 взрослых и 9 детей) и 5 членов экипажа. В регионе в это время стояла тихая погода, небо было затянуто слоисто-дождевыми облаками с нижней границей 400 метров, шёл снег, температура воздуха составляла 2,2° C,, а видимость достигала 2 километров. В 11:16 местного времени (02:16 МСК) рейс 783 вылетел из аэропорта «13 км» (Магадан) в северном направлении (магнитный курс взлёта 025°). Но высоту лайнер набирал медленно, при этом он вскоре резко накренился сперва влево, затем вправо, после чего на высоте 50—70 метров опустил нос и спустя всего пару минут от момента вылета врезался в землю в 6 километрах от аэропорта. При ударе передняя часть фюзеляжа вплоть до 21 рамы разрушилась, в результате чего погиб весь экипаж, а также 17 пассажиров (12 взрослых и 5 детей), то есть всего 22 человека[2].
Расследование
В ходе расследования комиссия пришла к мнению, что катастрофа произошла из-за сваливания. Теперь требовалось установить уже причину самого сваливания. При изучении обломков на хвостовой части фюзеляжа был обнаружен слой льда толщиной 5 мм, а на верхней поверхности крыла ледовый слой имел толщину уже 6 миллиметров. Фактически самолёт перед вылетом не был очищен от льда и снега, из-за чего ухудшились его аэродинамические характеристики. К тому же было установлено, что взлётный вес авиалайнера оказался превышен на 994 килограмма. Всё это вместе и привело к потере управления после взлёта[2].
Виновниками были названы экипаж и руководитель полётов, при этом последний не следил за своими подчинёнными. В тот день погода в регионе была неустойчивой, а аэропорт был закрыт для приёма самолёта. Однако руководитель полётов не контролировал ситуацию с погодой, а также выпустил 13 самолётов, хотя метеорологический минимум аэропорта на приём и выпуск воздушных судов был одинаков. То есть если аэропорт был закрыт для приёма, то он также должен был быть закрыт и на выпуск самолётов, что сделано не было. Когда экипаж предоставил полётное задание, в котором отсутствовали расчёты по загрузке, заправке и взлётному весу самолёта, диспетчер аэропорта данное задание подписал. В результате авиалайнер был допущен к полёту, несмотря на то, что был перегружен и покрыт слоем снега и льда. Главной причиной катастрофы по мнению следственной комиссии являлось то, что в Магаданском аэропорту отсутствовал элементарный порядок в руководстве полётами[2].
Примечания
- ↑ Ильюшин Ил-12П CCCP-L1765 а/к Аэрофлот - МГА СССР - карточка борта . russianplanes.net. Дата обращения: 31 декабря 2014. Архивировано 2 января 2015 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Катастрофа Ил-12 Дальневосточного ТУ ГВФ близ а/п Магадан, 13 км (борт СССР-Л1765), 27 октября 1953 года. . AirDisaster.ru. Дата обращения: 31 декабря 2014. Архивировано 15 августа 2018 года.
- События 27 октября
- Октябрь 1953 года
- Авиационные происшествия с Ил-12
- Авиационные происшествия Хабаровского ОАО
- Авиационные происшествия в России 1953 года
- Авиационные происшествия в Магаданской области
- Авиационные происшествия вследствие потери управления в полёте
- Авиационные происшествия вследствие обледенения воздушного судна
- Авиационные происшествия вследствие нарушений в управлении воздушным движением
- 1950-е годы в Магаданской области