Каталонский крестовый поход на Балеарские острова

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Каталонский крестовый поход на Балеарские острова
Основной конфликт: Крестовые походы
Балеарская тайфа (выделена зеленым) со столицей Пальма-де-Майорка.Балеарская тайфа (выделена зеленым) со столицей Пальма-де-Майорка.
Дата 11131115
Место Балеарские острова
Итог победа крестоносцев
Противники

Пизанская республика
графство Барселона
графство Прованс
юдикат Торрес
Папское государство

Islam Балеарская тайфа

Командующие

Пьетро Морикони
Рамон Беренгер III
Уго II де Ампурьяс
Салтаро де Логудоро
Раймонд I де Бо
кардинал Бозоне

Islam Абу-л-Раби Сулейман

Силы сторон

300 пизанских кораблей
150 каталонских и провансальских кораблей

неизвестно

Потери

неизвестно

высокие

Каталонский крестовый поход на Балеарские острова — экспедиция крестоносцев в 1114 году на Балеарские острова против мусульманской тайфы. Поход основывался на договоре 1113 года между Пизанской республикой и графом Барселоны Рамоном Беренгером III и был поддержан папой Пасхалием II. В походе также приняли участие многие правители Каталонии и Прованса, северной и центральной Италии, Сардинии и Корсики. Крестоносцы были, возможно, вдохновлены атакой норвежского короля Сигурда I на Форментеру в 1108 или 1109 годах во время норвежского крестового похода[1]. Экспедиция закончилась в 1115 году завоеванием Балеарских островов, но власть христиан держалась лишь до следующего года.

Подготовка

В 1085 году папа Григорий VII предоставил сюзеренитет над Балеарскими островами Пизанской республике[2]. В сентябре 1113 года флот Пизы совершил экспедицию к Майорке, однако после шторма корабли выбросило к Бланесу на побережье Каталонии, которое они первоначально приняли за Балеарские острова[3]. Пизанцы встретились с графом Барселоны в порту Сан-Фелиу-де-Гишольс, где 7 сентября подписали договор о сотрудничестве и дружбе. По нему, в частности, пизанцы были освобождены от уплаты таможенных пошлин во владениях графа Барселоны, в том числе в Провансе[4].

Единственная сохранившаяся копия договора между Пизой и Барселоной была позднее приложена к одной из хартий Хайме I в 1233 году. В тексте указывалось, что встреча пизанцев и каталонцев была незапланированной и, видимо, устроена самим Богом. Некоторые ученые выразили сомнение по поводу отсутствия подготовки к подписанию соглашения, указывая на быстрый ответ каталонцев как признак наличия предыдущих контактов[5]. Приписывание заключения договора Божьей воле, возможно, должно было добавить «ауру святости» альянсу и всему походу[4].

Договор обозначил в качестве главной цели крестового похода освобождение христианских пленников и подавление мусульманского пиратства, базой которого были Балеарские острова[6]. Большая часть флота пизанцев вернулась домой, но некоторые корабли, поврежденные бурей, остались для ремонта, а часть матросов занялись постройкой осадных машин[7]. Весной 1114 года новый флот из восьмидесяти судов прибыл из Пизы, пройдя вдоль французского побережья и на короткое время остановившись в Марселе[8].

Флот привез кардинала Бозоне, посланника папы Пасхалия II, который энергично поддержал экспедицию[2]. Папа также даровал пизанцам Romana signa, sedis apostolicae vexillum («Римский штандарт, флаг апостольского Престола»)[9]. Помимо 300 пизанских кораблей, в крестоносный флот влились 120 каталонских и окситанских судов (плюс большая армия), отряды итальянских городов — Флоренции, Лукки, Пистои, Рима, Сиены и Вольтерры, с Сардинии и Корсики под командованием Салтаро, сына Константина I Логудорского. Среди каталонских правителей были Рамон Беренгер и Уго II де Ампурьяс[10], среди окситанских — Гильом V де Монпелье, Эмери II Нарбоннский и Раймонд I де Бо[10]. Рамон Беренгер и его жена Дульса позаимствовали 100 мараведи у Рамона Гильема, епископа Барселоны, для финансирования экспедиции.

Ход экспедиции

Объединенный крестоносный флот достиг острова Ивиса в июне и немедленно атаковал мусульманские укрепления — Ивиса лежала между Майоркой и материком, и островные укрепления представляли угрозу крестоносцам в случае начала осады столицы мусульман[11]. Ивиса находилась под контролем крестоносцев до конца августа[8].

Крестоносцы осадили Пальма-де-Майорку в августе 1114 года[12]. Поскольку осада затягивалась. Рамон Беренгер и Уго де Ампурьяс вступили в мирные переговоры с мусульманским правителем Майорки Абу-л-Раби, но кардинал Бозоне и Пьетро Морикони, архиепископ Пизы, вмешались и заставили свернуть переговоры. Вероятно, каталонские правители, чьи земли лежали ближе всего в Балеарским островам, рассчитывали добиться ежегодной дани от мусульман и прекращения пиратских набегов в обмен на снятие осады[12].

В апреле 1115 года Пальма-де-Майорка капитулировала, и все его население было обращено в рабство. Эта победа привела к захвату большинства Балеарских островов и освобождению пленных христиан. Мусульманский правитель островов был отправлен в плен в Пизу[13]. Самым главным достижением, однако, была ликвидация пиратских баз на Майорке.

Христианское господство на Балеарских островах продлилось всего нескольких месяцев. В 1116 году они были повторно завоеваны Альморавидами[12].

Примечания

  1. Gary B. Doxey (1996), «Norwegian Crusaders and the Balearic Islands», Scandinavian Studies, 10-11.
  2. 2,0 2,1 Charles Julian Bishko (1975), «The Spanish and Portuguese Reconquest, 1095—1492» Архивная копия от 26 января 2019 на Wayback Machine, A History of the Crusades, Vol. 3: The Fourteenth and Fifteenth Centuries, ed. Harry W. Hazard (Madison: University of Wisconsin Press), 405.
  3. Silvia Orvietani Busch (2001), Medieval Mediterranean Ports: The Catalan and Tuscan Coasts, 1100 to 1235 (BRILL, ISBN 90-04-12069-6), 207.
  4. 4,0 4,1 Busch, 208.
  5. Busch, 208 n4. Enrica Salvatori, «Pisa in the Middle Ages: the Dream and the Reality of an Empire» Архивная копия от 24 февраля 2009 на Wayback Machine, Empires Ancient and Modern, 19.
  6. Doxey, 13.
  7. Busch, 210.
  8. 8,0 8,1 Salvatori, 19.
  9. Carl Erdmann (1977), The Origin of the Idea of Crusade (Princeton: Princeton University Press), 186.
  10. 10,0 10,1 Busch, 210 n12.
  11. Doxey, 11.
  12. 12,0 12,1 12,2 Busch, 211.
  13. Giuseppe Scalia (1980), «Contributi pisani alla lotta anti-islamica nel Mediterraneo centro-occidentale durante il secolo XI e nei prime deceni del XII», Anuario de estudios medievales, 10, 138.