Касби
Касби – древнее городище, расположено в Касбийском районе Кашкадарьинской области Узбекистана. Было одним из крупных городов Каршинского оазиса. Будучи больше столичного города Насафа, имея соборную мечеть, в сочинениях арабских путешественников Ибн-Хаукаль и Якута Касби упоминается как большое селение.
Руины этого средневекового города дошли до наших дней в виде крупнейшего археологического памятника, называемого Касбитепа. Город расположен в 2,5-3 км северо-западу от кишлака Муглон, близ населенного пункта Касби. Городище состоит из трех частей – цитадели (арк), шахристана (медине) и пригорода (рабад). В настоящее время от древнего города сохранилась лишь центральная цитадель, шахристан и несколько рабадов, на территории которых находится современное кладбище. В древности город занимал более 300 гектаров, превосходя все остальные города Кашкадарьинского оазиса.
Этот памятник всегда привлекала внимание исследователей. В трудах С.К.Кабанова, Р.Х.Сулаймонова и Ш.С.Камолиддинова, город Касби локализуется с местностью Гасбун-Казбион, которая упоминается в армянских источниках V-VII вв, как самый северный форт Сасанидского государства[1]. В Казбионе был легендарный сасанидский полководец Варахран. В знаменитой «Шах-наме» Фирдоуси, этот человек упоминается под именем Бахрам Чубин. По поводу расположения Гасбун-Казбион имеются и другие точки зрения. По мнению Э.В.Ртвеладзе, Казбион находился между Железными воротами и Гузаром[2].
Как свидетельствуют археологические материалы, найденные на территории городища, город возник в ранней античности как крупная крепость. Материальная культура города поры античности и раннего средневековья не известна, поскольку здесь не велись археологические раскопки. Находясь вдоль торговой дороги между Бухарой и Балхом, город Касби интенсивно развивался в эпоху Саманидов и Караханидов.
В черте города сохранился комплекс мавзолеев Султан Мирхайдар, являвшихся одними из древних сооружений мусульманского зодчества Мавераннахра XI-XII вв[3]. Город был разрушен в 1219-1220 гг. войсками Чингизхана. Позже, во время Чагатаидов и Тимуридов он был частично восстановлен, но основная территория города осталась разрушенной и постепенно превратилась в кладбище.
В последующие века город Касби и его округа остается густонаселенным пунктом. Поэтому, в последней четверти XVI в. по распоряжению правителя Абдуллахан II, на расстоянии около 1 км к западу от города построено уникальное загородное культовое сооружение – намазга [4][5]. В это время на территории города построена большая сардоба, которая обеспечивала питьевой водой, проходивших караванов и горожан. По данным местных жителей караванные дороги, проходившие от Бухары в стороны Келифа и Карши, функционировали до 50-60 гг. прошлого века, но после постройки крупных современных каналов они вышли из обихода[6].
Примечания
- ↑ Тер-Мкртичян Л.Х. Армянские источники о Средней Азии V-VII вв. М., «Наука» 1979. с.58
- ↑ Rtveladze E.V. On the Historical Geography of Bactria-Tohatistan. Silk Road Art ahd Atchaeology. Kamakura, 1990. p.33
- ↑ Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX- начало XX вв.). Ташкент, 1980, с.140-141
- ↑ Маньковская Л.Ю. Неизвестные памятники XVI-XIX вв. в Кашкадарьинской области. «Строительство и архитектура Узбекистана», 1969, № 11 с.31-32
- ↑ Борис Дмитриевич Кочнев. Средневековые загородные культовые сооружения Средней Азии. Ташкент, Фан, 1976. c. 55
- ↑ Маньковская Л.Ю. О типологии мемориального зодчества Средней Азии. Мавзолеи Фудины и Касби. Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье, М., 1979 с.96-104.