Карманов, Диомид Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Диоми́д Ива́нович Карма́нов
Дата рождения 1740(1740)
Место рождения Тверь
Дата смерти 20 апреля (1 мая) 1795(1795-05-01)
Место смерти Тверь
Страна  Российская империя
Род деятельности учёный-историк, просветитель, член Тверской учёной архивной комиссии, писатель

Диоми́д Ива́нович Карма́нов (1740 — 20 апреля [1 мая1795) — учёный- русский историк, просветитель, патриот Тверского края, автор «Исторических известий Тверского княжества» и других сочинений, относящихся к истории Тверского края.

Биография

Карманов Диомид Иванович — уроженец Твери. Его отец был посадским человеком, прихожанином Троицкой церкви Заволжского посада Твери. С малолетства он отличался жаждой знания и, познакомившись с тверскими семинаристами, в 17521753 гг. стал посещать Тверскую духовную семинарию вольнослушателем. Учителя семинарии отнеслись к нему с вниманием, и так как он не знал латинского языка, на котором велось преподавание в высших классах семинарий, то некоторые учителя давали ему уроки у себя на дому. Дойдя до класса риторики, он прекратил обучение, женился и занял должность подканцеляриста тверского магистрата. Диомид Иванович самостоятельно восполнял недостаток в образовании, читая книги, такие как «Зерцало горячейшего ко Господу Богу духа» Феофилакта Лопатинского и др. По заказу Карманова информатор семинарии Е. Рязанцев перевел для него «Философию нравоучительную» Кристофа Фридриха фон Аммона, а учитель элоквенции П. И. Богданов — «Речь Амвросия Медиоланского против Феодосия». Диомид Иванович занимался изучением русской духовной литературы, например — «Златоуст», «Маргарит» и др. В январе 1764 года Карманов слушал курс богословия, читавшийся ректором Тверской семинарии Макарием Петровичем в Желтиковом монастыре, а затем Гавриилом Петровым в Тресвятском монастыре.

1766 год — Карманов прочитал в семинарии проповеди, направленные против старообрядцев. С 14 октября 1768 года по июнь 1769 года — произнёс 11 проповедей на традиционные темы. Эти проповеди были одобрены новым ректором семинарии Арсением Верещагиным, в отзыве которого 3 февраля 1768 года говорилось следующее:

«Сочинение сие, основательными и порядочными мыслей здравых выражениями, и духовными нравоучениями, и риторскими украшениями преисполненное, достойную и правдивую сочинителю приносит честь и славу, а христианскому обществу душевную пользу»

Карманов деятельно помогал Платону Левшину, способствовав обращению старообрядцев в единоверие: с октября 1771 по март 1772 он переписывался с купцами, собирающимся перейти в единоверие, а именно: А. Я. Морозовым из Торжка и Т. И. Волосковым из Ржева. При этом Карманов рассчитывал на широкое распространение в старообрядческой среде данной переписки[1].

Наибольшую известность Карманов получил благодаря трудам по истории Твери. Во многих исторических примерах присутствуют дидактические выводы. Труды по истории родного города Карманова отобразились в культурной жизни Твери 1770-х годов. Они стали предпосылкой к знакомству, а затем и тесной дружбе Карманова с М. Н. Муравьёвым, по рекомендации которого 2 сентября 1777 года Карманов стал сотрудником Вольного Российского собрания. Историческими трудами Карманова интересовался Новиков, Николай Иванович, намеревавшийся их издать. Имеются предположения о возможности влияния Карманова на И. А. Крылова через его отца А. П. Крылова, служившего с 1774 по 1778 в губернском магистрате Твери[2] и о направленного против Карманова сатирического диалога А. П. Сумарокова «Ирсинкус и Касандр»[3]. 10 июня Карманов по распоряжению Т. И. Тутолмина произнес в зале магистрата «Речь е. и. в. благодарственную от тверского купечества и мещанства по случаю оказанных к сему городу высочайших щедрот» (1778). Карманов знаменит речью по случаю открытия в Твери гражданских училищ (1776) и в честь назначения Я. Е. Сиверса тверским наместником (1776).

В 1780 году Карманов совершил паломничество на Селигер в Ниловскую Столбенскую пустынь.

В 1772 году он пожертвовал в библиотеку Тверской духовной семинарии рукописи своих проповедей.

7 марта 1780 года туда же пожертвовал сборник исторических сочинений.

Обширная библиотека Карманова после его смерти была разделена между его тремя сыновьями. Большая часть книг сгорела во время пожара Твери в 1837. Некоторые книги из библиотеки Карманова найдены в конце XIX века Владимиром Колосовым. Им же было издано собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края. Тверь, 1893 (репринт: Тверь, 1993).Основанные на обширном фактическом материале, работы Карманова и ныне сохраняют научно-справочную ценность. Материалы, относящиеся к биографии Карманова, хранятся в Государственном архиве Тверской области (ф. 1020).

Литературная деятельность

Карманову принадлежат сочинения духовного содержания:

  • «Рассуждение о числе жен, помазавших Господа миром…» (1769)
  • «Письмо поздравительное преосвященному Гавриилу по случаю возведения его в сан архиепископа Санкт-Петербургского» (1770)
  • «Краткое толкование на чин св. литургии…» (1773) и др.

В 1774 году по совету архимандрита Новоторжского Феофилакта Карманов написал и представил Платону Левшину «Краткое известие о начале и приключениях города Твери с описанием нынешнего его состояния».

В 1775 году Карманов написал «Исторические известия Тверского княжества…» с прибавлением «О бывших в Твери святых церквах…»[4], представленное Кармановым 13 декабря 1775 года[5].

В 1778 году по приказанию правителя Новгородского наместничества Т. И. Тутолмина, составил «Исторические известия о принадлежащих к Тверскому наместничеству городах», которые вошли в поднесенное Екатерине II «Генеральное соображение по Тверской губернии, извлеченное из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания. 1783—1784 год» (Тверь, 1783). Сочинение Карманова «История города Твери» не сохранилось.

В своих сочинениях Карманов широко использовал следующую литературу:

Совместно с Арсением Верещагиным Карманов составил и подал Платону Левшину «Вопль купецких и разночинческих малолетних детей». По своему содержанию это сочинение схоже с «Разговором купеческого сына с учеником о науках», представленному 18 ноября 1772 года в Новоторжской для церковнослужительских детей школе по случаю тезоименитства Платона Левшина. Здесь Карманов ратует за преподавание в семинарии на русском языке вместо латинского и за расширение круга изучаемых в семинарии наук, требуя включить в него физику и натуральную историю. Ознакомившись с «Воплем купецких и разночинческих малолетних детей»", Платон Левшин оставил на нём следующую резолюцию:

«Мне кажется, давно бы могло, есть ли бы только хотело, гражданство завести на собственном своем содержании порядочное преподавание наук природным языком…»

Приписываемое Карманову сочинение «Доказательство бессмертия души» в действительности не существует — за него был принят сохранившийся в бумагах Карманова переписанный им отрывок сочинения Эдуарда Юнга «Плач, или Нощные размышления…»[6].

Примечания

  1. опубл.: Тверские епарх. вед. 1904 № 22-24; 1905. № 3, 8, 10-11, 13, 18, 23
  2. XVIII век. М.; Л., 1962. Сб. 5. С. 421
  3. XVIII век. СПб., 1993. Сб. 18. С. 31-39
  4. автограф, содержащий три первые главы, под заглавием «Собрание из древних российских летописцев известий, касающихся до города Твери…»
  5. ГИМ, ф. 440, оп. 1, № 616
  6. Утр. свет. 1778. Ч. 4

Литература

  • Владиславлев В. Ф.:
    • Д. И. Карманов, тверской публичный нотариус // Тверские епарх. вед. 1881. № 20
    • Д. И. Карманов как проповедник // Там же. 1889. № 4; Рункевич, Стефан Григорьевич
  • Карманов Д. И. // Рус. биогр. словарь. Т. «Ибак — Ключарев» (1897)
  • Колосов В.:
    • Библиотека тверского археолога XVIII века Д. И. Карманова. Тверь, 1897
    • История Тверской духовной семинарии. Тверь, 1889
  • Струве, Пётр Бернгардович. Любопытный обывательский протест против школьного классицизма XVIII в. // Мир Божий, 1901, № 7
  • Плотников А. Открытие Новоторжской для церковно-служительских детей школы и первый год её существования по архивным документам Новоторжского духовного училища // «Тверские епархиальные ведомости», 1905 год, № 15—16, 18. Часть неофициальная: Смирнов Н. П. «Вопль купецких и разночинческих детей» в Твери в XVIII в.: (Очерк из истории просвещения в России в XVIII в.) // «Тверская старина», 1911, № 7—12; 1913, № 5—6.
  • Словарь русских писателей XVIII века. В 3 выпусках. Л., СПб.: «Наука». Ответственный редактор — А. М. Панченко. 1988—2010.