Карели, Лев Георгиевич
Лев Георгиевич Карели | |
---|---|
Дата рождения | 1913 |
Место рождения | Тифлис |
Дата смерти | 1991 |
Место смерти | Киев |
Лев Георгиевич Карели (1913, Тифлис (ныне Тбилиси) — 1991, Киев) — советский инженер, специалист в области мостостроения.
Биография
Трудовую деятельность начал в 1928 году. С 1936 по 1941 учился в Тбилисском институте железнодорожного транспорта им. Ленина (ныне Грузинский технический университет). Во время Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт. После демобилизации работал в Главмостострое города Москвы, где сформировал Мостопоезд. Под его началом был восстановлен ряд железнодорожных мостов в Крыму, от Джанкоя до Севастополя и Керчи. По заданию Правительства СССР принимал участие в освоении целинных и залежных земель Северного Казахстана.
В 1950 Мостопоезд N 444, который возглавлял Лев Карели, был передислоцирован в город Николаев, где под его руководством были построены уникальные мосты:
- стратегический Трихатский железнодорожный мост через реку Южный Буг (строительство начато в 1950, сдан в эксплуатацию в 1954)[1];
- Варваровский мост — разводной автомобильный мост через реку Южный Буг в Николаеве (строительство начато в 1957, сдан в эксплуатацию в 1964). По состоянию на 1964 год это был самый большой автодорожный мост в СССР;
- Ингульский мост — разводной автомобильный мост через реку Ингул в Николаеве (строительство начато в 1974, сдан в эксплуатацию в 1980). До 1996 года Ингульский мост был мостом с наибольшей разводной частью в Европе, сейчас он уступает менее 6 метров мосту в Роттердаме[2].
В общем, Лев Карели построил около 40 мостов различного класса. При строительстве Варваровского моста, за который Карели получил Ленинскую премию, было воплощено в практику немало кардинально новых технологий, в соответствием с которыми позже построили крупнейший на то время в Европе мост через Волгу в Саратове (Саратовский мост) и мост Метро в Киеве[3]. При его непосредственном участии мостостроители отказались от смертельно опасного метода строительства мостовых опор — с помощью кессонных камер и перешли к более совершенному и безопасному для людей — камуфлетного (при помощи направленного взрыва) метода[4]. Строительство Варваровского моста через реку Южный Буг было включено в список объектов показательного строительства Минтрансстроя СССР.
Награды и признание
- Ленинская премия (1962) — за участие в разработке и внедрении передовых методов сооружения фундаментов глубокого заполнения
- Заслуженный строитель Украинской ССР
- Орден Трудового Красного Знамени и медали СССР
- Почетный гражданин Николаева
В 2016 году в честь Льва Карели была переименована бывшая улица Воровского в Николаеве[5].
Примечания
- ↑ Історія села Трихати . Дата обращения: 28 мая 2016. Архивировано 29 марта 2016 года.
- ↑ Ингульскому мосту исполнилось 35 лет // Николаевские Известия, 1.02.2016 (рос. (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 февраля 2022. Архивировано 8 августа 2017 года.
- ↑ Були красивими, стали — небезпечними // Олена Івашко. Архивная копия от 7 августа 2016 на Wayback Machine «Урядовий кур'єр», 1 березня 2012
- ↑ Александр Сайковский. На двух берегах // Архивная копия от 25 июня 2016 на Wayback Machine «Вечерний Николаев». № 84 (3549) від 19.06.2014 р.
- ↑ Миколаївський міський голова. Розпорядження від 19 лютого 2016 № 28р «Про перейменування об'єктів топоніміки» . Дата обращения: 28 мая 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
Источники
- [1]А. И. Шушковский. Карели Лев Георгиевич // Карели, Лев Георгиевич // Енциклопедія сучасної України : [укр.] : у 30 т. / НАН України, Наукове товариство ім. Шевченка, Институт энциклопедических исследований НАН Украины. — К., 2001—…. — ISBN 944-02-3354-X.
- Энциклопедический словарь «Николаевцы, 1789-1999 г.г.», г. Николаев, «Возможности Киммерии», 1999 (рус.)
Библиография
- Л. Г. Карелы, Н. К. Сарычев, А. Л. Френкель, «Монтаж пролетных строений моста через р. Южный Буг», Транспортное строительство, 1963 год, № 4. (рус.)
- Л. Г. Карелы, М. Е. Карасин., М. Г. Левенталь, Н. К. Сарычев, А. Л. Френкель, «Строительство автодорожного моста через реку Южный Буг (Из опыта работы Мостопоезда № 444 ордена Ленина треста „Мостострой-1“», Оргтрансстрой Технического управления Государственного производственного комитета по транспортному строительству СССР, 1964. (рус.)