Карандашный тест

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тревор Мануэл, министр финансов ЮАР (1996—2009) — пример человека с чертами лица, свойственными европеоидам, причисленного в годы апартеида к «цветным»

Карандашный тест — в эпоху апартеида в ЮАР — метод оценки в спорных случаях принадлежности лица к белым или лицам смешанного происхождения («цветным») на основании того, имел ли волосяной покров на голове «африканскую» степень курчавости.

Данный тест, как и другие, более сложные, был разработан после принятия в 1950 г. Закона о регистрации населения, который требовал отдельного проживания для таких групп, как белые, цветные и чернокожие[1].

Метод состоял в том, что в волосы испытуемого вставляли карандаш. Если карандаш застревал в них и не падал при наклоне головы — это считалось свидетельством несомненной принадлежности к «цветным»[2].

Проблема состояла в том, что в стране к тому времени существовал значительный процент населения смешанного происхождения, где светло- и темнокожесть варьировалась среди родственников. Более того, в XVIII—XIX веках среди африканеров были нередки сексуальные отношения с чернокожими, так как собственных женщин у переселенцев не хватало. Расизм стал укореняться среди них по мере возникновения крупных аграрных хозяйств, где работали чернокожие рабы, а также в результате приграничных войн с коса и зулу.

Нередко члены одной семьи могли быть отнесены к разным расовым группам в зависимости от результата теста, ввиду чего вынуждены были жить раздельно[3]. Подобный пример (с использованием теста) показан в фильме «Кожа» (2009) — истории реальной девушки Сандры Лэйнг, родившейся в семье белокожих родителей, однако имевшей некоторые африканские черты лица и смуглый цвет кожи. На основании теста девушка была причислена к «цветным». Несмотря на то что генетический тест позднее доказал её родство с отцом, она покинула родителей и завела семью с чернокожим[4].

Тест мог применяться и к чернокожим, которые хотели перейти в группу «цветных»: карандаш в любом случае застревал в волосах, но если он выпадал оттуда после того, как испытуемый тряс головой, тот мог быть переквалифицирован в «цветного»[5].

Применение теста формально прекратилось в 1994 г. с отменой апартеида. В настоящее время термин широко используется в южноафриканской прессе и литературе как символ расовых предрассудков.

См. также

Примечания

  1. Wendy Watson. Brick by Brick (неопр.). — New Africa Books, 2007. — С. 65.
  2. Pippa de Bruyn. Frommer's South Africa (неопр.). — Frommer's[англ.], 2007. — С. 422. — ISBN 978-0-470-14602-6.
  3. Nosimilo Ndlovu. The 21-st century pencil test, Mail & Guardian (24 мая 2008). Архивировано 20 февраля 2014 года. Дата обращения 27 февраля 2012.
  4. Kim Hawkey. Apartheid got under her skin, Sunday Times (South Africa) (10 января 2010).
  5. Birgit Brander Rasmussen. The Making and Unmaking of Whiteness (неопр.). — Duke University Press, 2001. — С. 133. — ISBN 978-0-8223-2740-0.

Литература

  • Sampie Terreblanche. A history of inequality in South Africa 1652–2002 (англ.). — Natal Press, 2003. — ISBN 978-1-86914-022-9.