Карандашный тест
Карандашный тест — в эпоху апартеида в ЮАР — метод оценки в спорных случаях принадлежности лица к белым или лицам смешанного происхождения («цветным») на основании того, имел ли волосяной покров на голове «африканскую» степень курчавости.
Данный тест, как и другие, более сложные, был разработан после принятия в 1950 г. Закона о регистрации населения, который требовал отдельного проживания для таких групп, как белые, цветные и чернокожие[1].
Метод состоял в том, что в волосы испытуемого вставляли карандаш. Если карандаш застревал в них и не падал при наклоне головы — это считалось свидетельством несомненной принадлежности к «цветным»[2].
Проблема состояла в том, что в стране к тому времени существовал значительный процент населения смешанного происхождения, где светло- и темнокожесть варьировалась среди родственников. Более того, в XVIII—XIX веках среди африканеров были нередки сексуальные отношения с чернокожими, так как собственных женщин у переселенцев не хватало. Расизм стал укореняться среди них по мере возникновения крупных аграрных хозяйств, где работали чернокожие рабы, а также в результате приграничных войн с коса и зулу.
Нередко члены одной семьи могли быть отнесены к разным расовым группам в зависимости от результата теста, ввиду чего вынуждены были жить раздельно[3]. Подобный пример (с использованием теста) показан в фильме «Кожа» (2009) — истории реальной девушки Сандры Лэйнг, родившейся в семье белокожих родителей, однако имевшей некоторые африканские черты лица и смуглый цвет кожи. На основании теста девушка была причислена к «цветным». Несмотря на то что генетический тест позднее доказал её родство с отцом, она покинула родителей и завела семью с чернокожим[4].
Тест мог применяться и к чернокожим, которые хотели перейти в группу «цветных»: карандаш в любом случае застревал в волосах, но если он выпадал оттуда после того, как испытуемый тряс головой, тот мог быть переквалифицирован в «цветного»[5].
Применение теста формально прекратилось в 1994 г. с отменой апартеида. В настоящее время термин широко используется в южноафриканской прессе и литературе как символ расовых предрассудков.
См. также
- Правило одной капли крови
- en:Paper bag party — «вечеринка бумажного пакета»: феномен расизма в США, когда критерием фейс-контроля является цвет кожи, которая не должна быть темнее, чем цвет бумаги упаковочного пакета.
Примечания
- ↑ Wendy Watson. Brick by Brick (неопр.). — New Africa Books, 2007. — С. 65.
- ↑ Pippa de Bruyn. Frommer's South Africa (неопр.). — Frommer's[англ.], 2007. — С. 422. — ISBN 978-0-470-14602-6.
- ↑ Nosimilo Ndlovu. The 21-st century pencil test, Mail & Guardian (24 мая 2008). Архивировано 20 февраля 2014 года. Дата обращения 27 февраля 2012.
- ↑ Kim Hawkey. Apartheid got under her skin, Sunday Times (South Africa) (10 января 2010).
- ↑ Birgit Brander Rasmussen. The Making and Unmaking of Whiteness (неопр.). — Duke University Press, 2001. — С. 133. — ISBN 978-0-8223-2740-0.
Литература
- Sampie Terreblanche. A history of inequality in South Africa 1652–2002 (англ.). — Natal Press, 2003. — ISBN 978-1-86914-022-9.