Карамуэль, Хуан
Хуан Карамуэль | |
---|---|
Хуан Карамуэль и Лобковиц (исп. Juan Caramuel y Lobkowitz; 23 мая 1606, Мадрид — 7 сентября 1682, Милан) — испанский богослов, математик, теоретик музыки.
Биография
Изучал теологию в университетах Саламанки и Лувена, в Лувене преподавал с 1638 по 1645. Затем занимал заметную церковную должность в Праге. В 1648, во время осады Праги шведскими войсками, собрал, вооружил и возглавил отряд священников, участвовавший в обороне города. С 1655 епископ различных итальянских городов.
Наследие Карамуэля насчитывает 262 сочинения по математике, теологии, физике, астрономии, праву, военному делу и другим дисциплинам.
Учение
В трактате «Нравственная теология, сведенная к первому и яснейшему основанию» (лат. «Theologia moralis ad prima atque clarissima principia reducta», 1643) пытался использовать математические вычисления для решения богословских проблем. В математических сочинениях разрабатывал проблемы систем счисления с основанием, отличным от 10. Предложил метод определения долготы по положению луны. В музыкально-теоретических трактатах «Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La, Bi, новая музыка» (Вена, 1645) и «Новое искусство музыки» (Рим, 1669) подверг критике (общераспространённый в Европе) гвидонов гексахорд, предлагая заменить его гептахордом (ut, re, mi, fa, sol, la, bi), более соответствующим логике семиступенного церковного лада.
Сочинения (выборка)
- Rationalis et realis philosophia. Louvain, 1642.
- Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La, Bi, nova musica. Vienna, 1645.
- Theologia moralis fundamentalis, praeterintentionalis, decalogica, sacramentalis, canonica, regularis, civilis, militaris. Frankfurt, 1652—1653.
- Metalogica. Frankfurt, 1654.
- Primus calamus… metametricam. Roma, 1663.
- Apparatus Philosophicus, de omnibus scientiis, et artibus breviter disputans, Fráncfort, 1657, segunda edición. Colonia, 1665.
- Primus calamus… rhythmicam. Santangelo, 1665.
- Pandoxium physico-Ethicum, cius tomi sunt tres: Primusque Logicam, secundus Philosophiam, et tertius Theologiam realiter et moraliter dilucidat. Campagna, 1668.
- Arte nueva de musica. Roma, 1669.
- Critica Philosophica. Artium Scholasticorum cursum exhibens. Vigevano, 1681.
Примечания
Литература
- Sabaino D. Musica universalis, universus musicalis: forme e contenuti della musica culmine e chiave universale delle scienze nel riscoperto finale del trattato enciclopedico Musica di Juan Caramuel Lobkowitz // Musicam in subtilitate scrutando: contributi alla storia della teoria musicale, ed. D. Sabaino, M.T.R. Barezzani and R. Tibaldi. Lucca, 1994, p. 311–370.
- U. G. Leinsle (2000), «Maria als Gegenstand der Philosophie. Zu Caramuels 'Philosophia Mariana'», in Den Glauben Verantworten. Bleibende und neue Herausforderungen für die Theologie zur Jahrtausendwende. Festschrift für Heinrich Petri, ed. E. Möde & Th. Schieder, Paderborn-München-Wien-Zürich, Ferdinand Schöningh, 2000, p. 59-66.
- J. Schmutz, «Juan Caramuel on the Year 2000 : Time and Possible Worlds in Early-Modern Scholasticism» in The Medieval Concept of Time. The Scholastic Debate and Its Reception in Early Modern Philosophy, ed. P. Porro, Leiden-New York-Köln, Brill, 2001, p. 399—434.
- P. Dvorák, Jan Caramuel z Lobkovic : Vybrané aspekty formální a aplikované logiky [John Caramuel : Various Aspects of Formal and Applied Logic], Prague, Oikumene, 2006.
- P. Dvorák, Relational logic in Juan Caramuel in: Mediaeval and Renaissance Logic, Volume 2 (Handbook of the History of Logic) ed. D. M. Gabby, J. Woods, Amsterdam, North-Holland, 2008 pp. 645—666.