Капралов, Евгений Зотикович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Евгений Зотикович Капралов (16 января 1868, Ставрополь — 6 декабря 1933, Киев) — протоиерей Православной Российской Церкви, член Поместного Собора 1917 года, богослов и публицист.

Биография

Родился в семье губернского писаря. Окончил Ставропольскую духовную семинарию (1888) и Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1893).

Псаломщик в Казанском храме станицы Суворовская Баталпашинского уезда Кубанской области (1888–1889).

Законоучитель в образцовых школах при Ставропольской духовной семинарии и епархиальном женском училище (1893), ставропольский епархиальный миссионер (1894), законоучитель и классный наставник в Ставропольской мужской гимназии.

Обвенчан с Екатериной Щегловой, дети: Анатолий и Зоя.

Иерей, член правления Ставропольской духовной семинарии и Ставропольского отделения епархиального училищного совета (1895).

Награждён набедренником (1896), скуфьёй (1898), камилавкой (1902), золотым наперсным крестом (1907).

Член хозяйственного комитета Ставропольской мужской гимназии (1900–1903).

Настоятель храма мученицы царицы Александры и законоучитель в Киевском институте благородных девиц (1903–1909), мужской гимназии В. П. Науменко (1905–1913), женской гимназии А. В. Жикулиной (1905–1916), Киевском военном училище (1909–1917), преподаватель учения о христианской нравственности во Фрёбелевском педагогическом институте (1910–1912).

Магистр богословия, преподаватель богословия на киевских Женских высших курсах (1911).

Настоятель Свято-Покровского храма при Киевском военном училище (1912), протоиерей (1913).

Член Киевского религиозно-философского общества, редактор журналов «Руководство для сельских пастырей» и «Церковно-общественная мысль», законоучитель в Киевском Алексеевском инженерном училище, настоятель Иоанно-Златоустовского (Железного) храма, председатель исполнительного комитета духовенства и мирян Киева, член исполнительного комитета Киевского епархиального съезда и епархиального совета (1917).

Награждён орденами Святой Анны 3-й (1910) и 2-й (1915) степени , Святого Владимира 4-й степени (1916).

В 1917–1918 годах член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию как клирик от Киевской епархии, участвовал во всех трёх сессиях, заместитель председателя XV и член II, V, XII, XIII, XX Отделов.

В 1917 году член Временной Всеукраинской православной церковной рады, товарищ председателя Всеукраинского Православного Церковного Собора на 1-й сессии.

В 1918 году член совета Братства Иисуса Сладчайшего, председатель Законоучительной комиссии Учёного комитета при Министерстве исповеданий Украинской Державы. С 1919 года священник в киевском Свято-Покровском женском монастыре.

С 1922 года член «Прогрессивной группы украинского духовенства и мирян».

С 1923 года сотрудник особой Митрополичьей канцелярии по делам Киевской епархии.

С 1924 года член Киевского епархиального управления. Вместе с епископом Сергием (Куминским) беседовал с Патриархом Тихоном по вопросу о ставропигии Киево-Печерской лавры.

Настоятель Вознесенского храма на Львовской улице в Киеве.

Похоронен на Лукьяновском кладбище в Киеве.

Сочинения

  • Критический разбор рационалистических мнений, утверждающих будто библейский монотеизм образовался постепенно из политеизма, первоначально свойственного, будто бы, еврейскому народу // ИР НБУВ. Ф. 304. Д. 1298.
  • Изъяснения мест Свящ. Писания, неправильно толкуемых сектантами // Ставропольские епархиальные ведомости. 1894–1895.
  • Слово к воспитанникам в годовщину основания гимназии; Слово в день рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны // Ставропольские епархиальные ведомости. 1896. С. 561, 1287.
  • Должен ли христианин праздновать субботу? (Против адвентистов). Ставрополь, 1896.
  • О праздновании воскресного дня. Ставрополь, 1897.
  • Слово в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя // Ставропольские епархиальные ведомости. 1897. С. 767.
  • Пророчество Исаии об Еммануиле; Проповедь Иоанна Крестителя; Напутственное слово воспитанникам, окончившим курс гимназии; Краткий исторический очерк возникновения шалопутства на Северном Кавказе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1900. С. 773, 900, 957; № 21, 23–24; 1901. С. 877.
  • Из дневника священника // Руководство для сельских пастырей. 1902. № 18, 26; 1903. № 11, 28, 51.
  • Сектантское учение о состоянии мертвых // Миссионерское обозрение. 1903. № 3.
  • Праздник жизни. К., 1904.
  • О православном духовенстве // 1904. № 46.
  • Книжный голод; На распутье // Руководство для сельских пастырей. 1904. № 10, 40.
  • Современная драма совести; Веротерпимость и наши нужды; О составе Церковного Собора; Духовенство в современной беллетристике // Руководство для сельских пастырей. 1905. № 15–17, 19, 25–27, 33; 1906. № 2–4.
  • Церковь небесная // Труды Киевской духовной академии. 1905. № 1.
  • [Рецензия]. Константин Аггеев, свящ. Христова вера. Ч. 1. СПб., 1906 // Труды Киевской духовной академии. 1906. № 10.
  • Hora novissima — vigilemus. К., 1906.
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. СПб., 1907.
  • Новогодние думы // Руководство для сельских пастырей. 1907. № 1.
  • Религиозно-нравственное учение пророков Амоса и Осии. К., 1911.
  • К вопросу о выработке христианского мировоззрения в средней школе. СПб., 1912.
  • Лекции по богословию. К., 1914.
  • Легенда о «Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского и ее религиозно-исторический смысл. К., 1915.
  • Не сдавайся в плен // Кормчий. 1916. № 29.
  • На законоучительские темы; Ближе друг к другу; Вопросы вечности и положительная наука // Христианская мысль. 1916. № 9; 1917. № 2–6, 9.
  • Держи присягу до смерти; Не сдавайся в плен // Духовная беседа. 1916. № 9.
  • Голос законоучителя; Первый шаг; Пора за дело // Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 9, 19 мая, 25 июля.
  • Наше горе; На день Преображения Господня; Религия есть частное дело отдельного лица; Принцип соборности и живая жизнь; Религия в школе; Праздничная дума на Введение во храм Пресвятой Богородицы; Авторитет канонов и их изменяемость; Пастырская бессловесность и организация учительства; Новогодняя дума; Слава Богу, мир и благоволение // Церковно-общественная мысль. 1917. № 1–4, 6–8, 10–12.
  • Новый год; Свобода от Бога; Искушение веры; Надо исправлять ошибку // Церковно-общественная мысль. 1918. 1/2, 9–14, 17–20.

Источники

  • РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 1201; РГИА Украины. Ф. 127. Оп. 1011. Д. 1704; Ф. 711. Оп. 3. Д. 1922, 2163; Ф. 712. Оп. 5. Д. 354; ИР НБУВ. Ф. 160. Д. 1713; Ф. 175. Д. 1528.
  • Справочная книга для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии. 1901. С. 7, 9, 12.
  • Памятная книжка Киевской епархии на 1910 г. С. 31.
  • Киевские епархиальные ведомости. 1913. № 19; 1917. № 14/15. С. 107.
  • Киевлянин. 1917. 21 апреля. С. 1–2; 1918. 11 января. С. 1.
  • Слово. 1918. № 45, 47–48.
  • Церковно-общественная мысль. 1918. № 5/6. С. 47–48.
  • Ульяновський В., Андрусишин В. Церква в Українській Державі 1917–1920 рр. Кн. 2–3. К., 1997.
  • Проценко Л., Костенко Ю. Лукьяновское гражданское кладбище. Некрополи Украины. Вып. 5. К., 2001 (на укр. яз.).
  • Бойко А. Журнал «Церковно-общественная мысль» в контексте прессы Православной Церкви 1917–1918 годов // Научные записки. М., 2002. Т. 6.
  • Вестник ПСТГУ. История. 2009. № 1. С. 100.
  • Биографический словарь выпускников КДА. Т. 2. К., 2015.
  • Київська духовна академія в іменах: 1819–1924. Т. 1. К., 2015.
  • Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. — М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — 664 с. — ISBN 978-5-87389-097-2.