Капабус

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Капабус в Белграде

Капабус (от англ. capacitor, конденсатор + англ. bus, автобус) — разновидность электробуса, использующая ионисторы в качестве источника энергии для движения[1].

По состоянию на 2010 год, ёмкость ионисторов составляет около 5 % ёмкости Li-ионных батарей, что, при одной и той же массе и объёме батареи, ограничивает дальность хода несколькими километрами. Однако, в отличие от аккумуляторов, суперконденсаторы могут заряжаться в течение всего нескольких секунд, например во время обычной остановки для посадки/высадки пассажиров, что делает их перспективными для использования в общественном транспорте[2].

Достоинства

Капабус заряжается во время остановки на Экспо 2010 в Шанхае
  • Капабус, в отличие от троллейбуса или трамвая, не требует протяжённой контактной сети, со всеми её недостатками, такими, как обрывы проводов, слетание штанг и ограниченность маневрирования.
  • Износ токосъёмников и контактной сети зависит от скорости движения. Так как капабус заряжается только во время остановок, износ будет минимальным.
  • Благодаря способности суперконденсаторов к быстрой зарядке, возможно рекуперативное торможение (энергия торможения заряжает батарею).
  • Литий-ионные аккумуляторы не работают на морозе, ионисторы к нему гораздо менее чувствительны.
  • Литий-ионные аккумуляторы известны склонностью к возгоранию, иногда даже с фатальным исходом. Конденсаторы гораздо пожаробезопаснее.
  • Конденсатор, в отличие от аккумулятора, не имеет ограничений по количеству циклов зарядки. Время его жизни зависит от времени высыхания электролита, и, в зависимости от режима эксплуатации, может составлять не менее 10 лет.

Недостатки

Главным недостатком капабусов является ограниченность хода. Однако при использовании быстрых подзарядок на остановках этот недостаток может быть полностью нивелирован.

Применение

  • ГТК «Белград», Сербия запустила в 2016 году первую линию, полностью обслуживаемую китайскими капабусами Higer[3]
  • Власти Софии с 2014 года проводили испытания капабусов Higer на городских линиях, а после их успешного завершения в 2019 году закупили 15 машин.

Примечания

  1. Патент: Конденсаторный транспорт с высокой скоростью зарядки, и способ его эксплуатации. Дата обращения: 23 марта 2021. Архивировано 20 апреля 2016 года.
  2. Hamilton, Tyler Next Stop: Ultracapacitor Buses. MIT Technology Review. MIT (19 October 2009). Дата обращения: 13 апреля 2013. Архивировано 26 марта 2013 года.
  3. Newscontent (недоступная ссылка). newscontent.cctv.com. Дата обращения: 2 сентября 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.