Канон Ллойда-Моргана

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Канон Ллойда Моргана (канон Моргана, принцип экономии; англ. Morgan's Canon) ― принцип зоопсихологии.

Определение

Принцип экономии ― фундаментальное правило сравнительной (животной) психологии, придуманным британским психологом XIX века К. Ллойдом Морганомruen[1]. В своём развитом виде он гласит, что[2]:

Ни в коем случае деятельность животных не должна интерпретироваться в терминах высших психологических процессов, если ее можно справедливо интерпретировать в терминах процессов, которые стоят ниже в масштабе психологической эволюции и развития.

Объяснение Моргана иллюстрирует предполагаемую ошибочность антропоморфных подходов к поведению животных. Он считал, что люди должны приравнивать действия животных к человеческим состояниям, таким как эмоции, намерения или сознательное осознание, только если менее продвинутое описание поведения не может быть поставлено. В качестве альтернативы, поведение животных может быть оправдано как сложное, когда инициатива животного включает в себя процедуры, выходящие за рамки инстинктивной практики (т.е. животное сознательно осознает свое собственное естественное поведение)[3]. Это объяснение может быть использовано для понимания контекста, в котором изучался канон, а также его похвал и критики. Несколько реальных приложений, включающих спаривание, конкуренцию и познание, иллюстрируют предпочтение Моргана упрощать поведение животных в том, что касается этих процессов.

Цитата

Он гласит:

…то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале[4]

Оценка

Широкое изучение познания животных потребовало дисциплинированного использования канона Ллойда Моргана[5]. Д.А. Дьюсбери назвал канон Моргана «пожалуй, самым цитируемым утверждением в истории сравнительной психологии»[6]. Франс де Ваал повторил, что это «возможно, самое цитируемое утверждение во всей психологии» в своей книге «Обезьяна и мастер суши». Один из разделов указывает на утверждение, которое Морган позже добавил: «Нет ничего плохого в сложных интерпретациях, если вид животных обеспечил независимые признаки высокого интеллекта»[7]. Он сыграл решающую роль в росте престижа бихевиоризма в академической психологии двадцатого века[8]. Вклад Моргана остается важной основой познания животных и почитается как ценное понимание поведенческого исполнения[9][10]. Были предложены различные причины приверженности канону, включая анализ приспособленности, ограничения эволюции и филогении, а также физиологические ограничения[11].

С учетом сказанного, канон собрал существенную критику. Многие современные исследователи, такие как Тобиас Старзак, предполагают, что в нем отсутствуют функционально определенные иерархии поведения[12]. Существует дополнительная обеспокоенность тем, что ограничение продвинутых когнитивных объяснений отвергает спектр поведенческой осведомленности и возможностей. Из-за этих проблем собственная интерпретация Моргана считается чрезмерно упрощенной и двусмысленной[13]. Некоторые исследования поведения животных ставят вопросы о поддержке упрощенных рассуждений, особенно при обсуждении поведения из рассеянного происхождения или наблюдении за довольно сложными системами. Количество предлагаемых поведенческих механизмов, по-видимому, получает меньше внимания, чем их положение в когнитивной шкале. Несколько исследований приняли это к сведению и, таким образом, сохранили скептицизм в отношении канона Моргана как экономного принципа[14]. Несмотря на эти недостатки, несколько представленных альтернатив, включая доказательность, направлены на устранение его осложнений[15].

Источники

  1. (1984) «The principle of parsimony and some applications in psychology». Journal of Mind and Behavior 5 (2): 119–130. ISSN 0271-0137.
  2. Morgan C.L.ruen. Chapter 3. Other minds than ours // An Introduction to Comparative Psychology. — 2nd. — W. Scott, 1903. — P. 59.
  3. Dawkins M.S. (October 2006). «Through animal eyes: What behaviour tells us». Applied Animal Behaviour Science 100 (1–2): 4–10. doi:10.1016/j.applanim.2006.04.010. ISSN 0168-1591.
  4. Morgan, C. L. (1903). An introduction to comparative psychology, 2nd edition. London: W. Scott. p. 59.
  5. Karin-D'Arcy, M. Rosalyn. The Modern Role of Morgan's Canon in Comparative Psychology. — eScholarship, University of California, 2005-12-31.
  6. Dewsbury, Donald A. Comparative psychology in the twentieth century.. — 1984. — ISBN 0-87933-108-9. — doi:10.1037/10875-000.
  7. de Waal, Frans. The ape and the sushi master : cultural relfections by a primatologist. — Penguin, 2002. — ISBN 0141003901.
  8. Steward, Helen (2018-06-21). «Morgan's Canon». Oxford Scholarship Online. doi:10.1093/oso/9780199375967.003.0018.
  9. (July 2018) «"Other minds than ours": a controversial discussion on the limits and possibilities of comparative psychology in the light of C. Lloyd Morgan's work». History and Philosophy of the Life Sciences 40 (3): 44. doi:10.1007/s40656-018-0211-4. PMID 30054748.
  10. Kimler, William C. (December 2000). «Reading Morgan's Canon: Reduction and Unification in the Forging of a Science of the Mind». American Zoologist 40 (6): 853–861. doi:10.1093/icb/40.6.853. ISSN 0003-1569.
  11. Fitzpatrick, Simon (April 2008). «Doing Away with Morgan's Canon». Mind & Language 23 (2): 224–246. doi:10.1111/j.1468-0017.2007.00338.x.
  12. Starzak, Tobias (May 2017). «Interpretations without justification: a general argument against Morgan's Canon». Synthese 194 (5): 1681–1701. doi:10.1007/s11229-016-1013-4.
  13. Fitzpatrick, Simon (April 2008). «Doing Away with Morgan's Canon». Mind & Language 23 (2): 224–246. doi:10.1111/j.1468-0017.2007.00338.x. ISSN 0268-1064.
  14. (2018-11-15) «Anti-anthropomorphism and Its Limits». Frontiers in Psychology 9: 2205. doi:10.3389/fpsyg.2018.02205. PMID 30498465.
  15. Ghiselin, Michael T. (September 1983). «Lloyd Morgan's canon in evolutionary context». Behavioral and Brain Sciences 6 (3): 362–363. doi:10.1017/s0140525x00016460. ISSN 0140-525X.