Камчадал (транспортное судно)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Камчадал»
Служба
 Российская империя СССР
Класс и тип судна транспортное судно
Порт приписки ВладивостокПетропавловск-Камчатский
Организация Россия Сибирская военная флотилия
Главное гидрографическое управление
Российская империя Добровольный флот
Главное гидрографическое управление
Главное гидрографическое управление Российской Республики
Союз Советских Социалистических Республик Морской трест
Спущен на воду 1892 год
Введён в эксплуатацию 1896 год
Основные характеристики
Водоизмещение 900 т
Мощность 750 л. с.
Скорость хода 11,5 узлов
Экипаж 42 человека
Вооружение
Общее число орудий 2×37-мм

«Камчадал» бывший пароход «Труженик» — транспортное судно Сибирской военной флотилии. Команда набиралась из Сибирского флотского экипажа.

До того название «Камчадал» носил тендер Охотской военной флотилии.

Описание

«Камчадал» (бывший «Труженик») построен в Великобритании в 1892 году[1].

  • Водоизмещение 900 тонн.
  • Грузоподъемность 114 тонн.
  • Главные механизмы макс. мощность 750 л. с.
  • Максимальная скорость 11,5 узлов.
  • Экипаж 42 человека.
  • Вооружение 2×37 мм.

Служба

«Камчадал» вступил в строй в 1896 году.

Утром 21 июля 1897 года пароход «Владимир», принадлежащий компании «Шевелев и К°», следуя из Владивостока в Посьет потерпел крушение, выскочив на камни у мыса Гамова. К нему на помощь был отправлен отряд в составе КР «Дмитрий Донской», МКЛ «Отважный», ТР «Камчадал» и л/к «Надёжный». Прибывший отряд снял пассажиров, команду и наиболее ценный судовой инвентарь, но повреждённое судно стащить не удалось. В вахтенном журнале «Камчадала» от 24 июля 1897 года отмечено, что: «… „Владимир“ стоял на камнях в 1/3 мили к NO от мыса Гамова…, пришла шлюпка, с которой сообщили, что машинное отделение парохода залито водой…»[2].

В 1901—1904 годах «Камчадал» под командованием капитана 2-го ранга А. А. Рюмина, с 1903 года капитана 2-го ранга В. С. Егорова, с 1904 года лейтенанта В. К. Килященко состоял в отделении транспортов отряда Владивостокского порта капитана 1-го ранга Н. А. ГауптаАлеут» — с 1904 года флаг командующего отделением капитана 2-го ранга Н. К. Тундермана, «Камчадал», «Тунгус» (до 1904 капитан 2-го ранга Н. К. Тундерман), «Якут» и бывший ледокол «Надёжный»)[3][4].

Во время Русско-японской войны находился в отделении транспортов Первой Тихоокеанской эскадры, который был организационно включён в состав Владивостокского отряда крейсеров и базировался на Владивосток. Транспорты доставляли различные грузы в посты и к отрядам кораблей в походах. 14 мая 1904 года командовать отделением транспортов назначен капитан 2-го ранга А. А. Гинтер. В 1904 году «Камчадал» под командованием лейтенанта Килященко, «Тунгус», «Монгугай», «Якут», «Охотск» (командир, прапорщик по Адмиралтейству Елишкевич), пароход «Неронов» обеспечивали амурский отряд миноносок и производили гидрографические работы. 29 июля «Лена» (брейд-вымпел), «Камчадал», «Тунгус» и «Якут» вышли из Владивостока в Охотское море для поиска и уничтожения японских рыболовных промыслов у берегов Камчатки. Также отряд доставил грузы в Корсаковский пост, Петропавловский порт и Николаевск. Во Владивосток отряд вернулся 3 сентября[5].

К 1907 году на случай начала боевых действий был разработан план по минированию залива Петра Великого и Амурского лимана. По этому плану предусматривалось «Камчадал», «Алеут», «Якут», «Шилку» и Транспорт № 5 переоборудовать в минные заградители. В апреле 1910 года морской министр вице-адмирал С. А. Воеводский отменил переоборудование «Камчадала» и «Якута» и оставил их при гидрографической службе[6].

До 1915 года «Камчадал» обслуживал береговые маяки Восточного океана Главного гидрографического управления[7].

В 1917 году «Камчадал», как и «Шилка», «Магнит» и «Защитник» были переданы на сезон под управление Добровольного флота, но также продолжил обслуживать береговые маяки во время своих рейсов[8].

На начало марта 1919 года «Камчадал» находился во Владивостоке.

В зиму 1925—1926 годов «Камчадал» был выкуплен во Владивостоке Далькрайисполкомом для организации судоходства на Камчатке. Транспорт находился в управлении морского треста и базировался на Петропавловск-Камчатский, но больше простаивал, чем был в плавании. В конце 1927 года судно было продано, а проект устройства камчатского каботажа закрыт на годы[9].

Командиры

Другие должности

Память

  • Вахтенные журналы транспорта хранятся в архиве ВМФ[10][11][12][13][14].

Примечания

  1. Дискант, 2002.
  2. Ведерников, 2016, с. 67.
  3. Чернов А. Б. Чемульпо-Владивосток. Приложение № 1 (рус.) ? (недоступная ссылка). Библиотека электронной литературы. Архивировано 28 февраля 2017 года.
  4. Главные командиры портов Восточного океана (1870-1887) (рус.) ?. Город Владивосток в цифрах и фактах. Архивировано 17 марта 2016 года.
  5. Ларин, Полутов, 2012.
  6. Чернышов, 2017, с. 50.
  7. Фонд 777, Опись 2, Ед. Хр.233. Дата обращения: 24 февраля 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.
  8. Фонд 1122, Опись 1, Ед. Хр.446. Дата обращения: 24 февраля 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.
  9. Гаврилов, 2006.
  10. Фонд 870, Опись 6, Ед. Хр.514. Дата обращения: 24 февраля 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.
  11. Фонд 870, Опись 6, Ед. Хр.511. Дата обращения: 24 февраля 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.
  12. Фонд 870, Опись 6, Ед. Хр.515. Дата обращения: 24 февраля 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.
  13. Фонд 870, Опись 6, Ед. Хр.512. Дата обращения: 24 февраля 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.
  14. Фонд 870, Опись 6, Ед. Хр.513. Дата обращения: 24 февраля 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.

Литература