Кальмар (лодка РИБ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Кальмар»
Класс и тип судна Лодка
Изготовитель «Курс-Трейд»
Разработчик проекта Ершов, Борис Николаевич[1][2][3][4]
Введён в эксплуатацию 1999 г.
Внешние изображения
Исходный вариант — РИБ «Кальмар»(изображение из коллекции сайта Barque.ru)
Вид спереди на мотолодку «Кальмар»(за рулём — конструктор Б. Ершов, изображение из коллекции сайта Barque.ru)
Мотолодка «Кальмар» на глиссировании (за рулём — конструктор Б. Ершов, изображение из коллекции сайта Barque.ru)
Мотолодка «Кальмар» на трейлере (изображение из коллекции сайта Barque.ru)
Вид сзади на мотолодку «Кальмар» (изображение из коллекции сайта Barque.ru)
Размеры и разрезы мотолодки «Кальмар» (изображение из коллекции сайта Barque.ru)
Устройство мотолодки «Кальмар» (изображение из коллекции сайта Barque.ru)

«Кальма́р» — серия надувных лодок РИБ (RIB)[5] с жёстким днищем: «Кальмар», «Кальмар-компакт», «Кальмар-610», «Кальмар-610А», «Кальмар-650», «Кальмар-720». Эти лодки с 1999 года изготавливаются в петербургской фирме «Курс-Трейд» по проектам конструктора Бориса Ершова. Прототипом корпуса «Кальмара» послужил корпус моторной лодки «Дельта»[1][6][7].

«Кальмар» — это наиболее крупная из отечественных надувных лодок с жёстким днищем, первая лодка «7-метрового» класса. Учитывая, что конструктор предусмотрел возможность установки на ней, по желанию заказчика, как подвесного мотора, так и стационарного двигателя, работающего на угловую колонку (или на водомёт), эту мотолодку можно с полным основанием назвать катером.

Выбор обводов делался с расчётом на обеспечение максимальной мореходности, высокой скорости и хорошей приёмистости катера.

[1]

«Кальмар» в качестве спасательного судна участвовал в обслуживании Международных соревнований по аквабайку в Петербурге в 1999 году[8][9].

«Кальмар» принимал участие в заезде мотолодок с мощными моторами в неограниченном классе на Четвёртой петербургской выставке «Бот-шоу 2001»[10].

Его исключительную динамику, мореходность и фактически полное отсутствие влияния нагрузки на ходовые качества по достоинству оценили не только любители рыбалки и экстремального отдыха, но и службы МВД, МЧС и ГИМС, в распоряжении которых уже находятся несколько «Кальмаров».

[11]
Технические характеристики[12] Показатели
Длина габаритная, м 7,1
Ширина габаритная, м 2,8
Высота борта, м 1,1
Диаметр баллона, м 0,54
Килеватость днища, град. 21
Вес без ПМ, кг 680
Грузоподъёмность, кг 1200
Мощность ПМ, л.с. 90–250
Скорость с ПМ 150 л.с., км/ч 70

На основе модели каютного РИБа «Кальмар» были построены скоростные каютные катера «Фантом-II» и «Crosswind»[11][13].

Кальмар-компакт

Внешние медиафайлы
Изображения
РИБ «Кальмар-компакт» на ходу, вид спереди(изображение из коллекции сайта Barque.ru)
Самый первый вариант каютного «Компакта» (изображение из коллекции сайта Barque.ru)
Продольный разрез РИБа «Кальмар-компакт» (изображение из коллекции сайта Barque.ru)
Открытый «Yamaran В-640 R» отличается просторным носовым кокпитом (изображение из коллекции сайта Barque.ru)
«Yamaran В-640 R» с 200-сильным подвесным мотором «Yamaha» (изображение из коллекции сайта Barque.ru)
«БЛ-680» (изображение из коллекции сайта Mnev.ru)
«БЛ-790А» в прикаспийской пустыне (изображение из коллекции сайта Katera.pro)
СКАТ – спасательный катер (проект «БЛ-820») (изображение из коллекции сайта Morspas.com)
«БЛ-820» исполнение 1. РЧС 45-00 (изображение из коллекции сайта Fleetphoto.ru)
«БЛ-820» (изображение из коллекции сайта Mnev.ru)
«БЛ-860 К» (изображение из коллекции сайта Arms-expo.ru)
Наутилус-720 (изображение из коллекции сайта Kurs-boat.ru)
Наутилус-800 (изображение из коллекции сайта Kurs-boat.ru)
Видеофайлы
Презентация катера фирмы «Мнёв» «БЛ-820» (видеоролик из коллекции сайта Petrovideo.ru)

Уменьшенный вариант «Кальмара» — «Кальмар-компакт» был спроектирован и изготовлен в 2001 году с учётом ограничений по габаритам, диктуемым Международным водно-моторным союзом (UIM) для лодок, участвующих в марафоне «24 часа Санкт-Петербурга» («White Nights Endurance»). Получившаяся компактная версия отвечает не только требованиям строгих комиссаров UIM и гонщиков, но и чаяниям простых потребителей. «Кальмар-компакт» завоевал репутацию одного из самых удачных отечественных РИБов[14][15].

Из корпуса «Кальмар-компакта» была построена «старшая» лодка № 7 команды «Yamaran-Мнёв», участвовавшей в экстремальном марафоне «24 часа Санкт-Петербурга» 2003 года[16].

В 2004 году катера «Кальмар-Компакт» приняты на вооружение ВМФ России под индексом «БЛ-680»[17].

В 2007 году была разработана новая модель катера РИБ «Октопус-680», ориентированная на эксплуатацию в морских условиях, и принята на вооружение ВМФ России под индексом «БЛ-680Е».

В том же 2007 году с учётом требований ВМФ России была разработана модель «Наутилус», получившая индекс «БЛ-820».

В 2008 году технологическая оснастка и права на производство катеров РИБ «Кальмар-Компакт» («БЛ-680Е» и «БЛ-820») переданы ПКФ «Мнёв и К», которая осуществляет их поставку для ВМФ и МЧС России.

Кроме ПКФ «Мнёв и К» различные модификации лодки «Кальмар», в том числе со стеклопластиковыми, с легкосплавными корпусами, с надувными мягкими, с пенозаполненными секционными бортами…, производят компании «Специальные катера», «Лидер», "Тайфун", «Скоростные катера Мобиле Групп»

На базе лодки «Кальмар-Компакт» («БЛ-680» по классификации ВМФ) созданы катер «БЛ-790А», безэкипажные катера (БЭК) «Сканда», «Тайфун-680»

На базе катера «Наутилус» («БЛ-820» по классификации ВМФ) создан катер «Наутилус-800» («БЛ-840» по классификации ВМФ)[3][4][18][19][20].

Кальмар-610

«Кальмар 610» (рабочее название «Азов») был разработан по заказу НИИ «Спецтехники» МВД РФ, как открытый спасательный катер повышенной мореходности. Предназначен для обеспечения безопасности проведения массовых мероприятий и соревнований на воде, выполнения функций малого спасательного или легководолазного катера (катера для дайвинга), буксировщика парашютиста или воднолыжника/вейкбордера. Так же он может быть интересен туристам, охотникам и для работы в небольших рыбопромысловых хозяйствах. В продаже встречается под названием «МРК-600А»[21][22].

Кальмар-610А

«Кальмар 610А» — это специализированный спасательный катер РИБ, оснащённый опускаемой носовой аппарелью. Был разработан в 1996 году совместно с ПКФ «Мнёв и К» по заказу НИИ «Спецтехника и Связь МВД РФ». Аппарель откидывается при помощи гидравлического привода вместе с носовой частью надувного баллона и образует плавучий слип для подъёма спасаемых и грузов из воды. На катере предусмотрено размещение носовой кран-балки с электрической лебёдкой. Наличие опускаемой аппарели существенно упрощает процедуру поднятия из воды различных тяжёлых объектов, а также спасения людей, имеющих травмы или ослабленных длительным пребыванием в воде[21][23].

Внешние изображения
«Кальмар-610А» (изображение из коллекции сайта Kurs-boat.ru)
«Кальмар-650» (изображение из коллекции сайта Kurs-boat.ru)
«Кальмар-720» (изображение из коллекции сайта Fleetphoto.ru)
РИБ Кальмар Т-71 (изображение из коллекции сайта Katera.pro)

Кальмар-650

Каютный катер «Кальмар-650» разработан на базе открытой модели «Кальмар-610». Для установки мощного двигателя (необходимого более тяжёлому катеру) в каютном варианте жёсткий корпус был удлинён на 40 см по сравнению с первоначальным вариантом[24][25].

Кальмар-720

Кальмар -Т71А

См. также

Проект одноимённого фанерного катера был предложен в 1968 году В. И. Васильевым в статье "Мореходный катер «Кальмар» журнале «Катера и Яхты»[30][31].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 А. Артём. Надувная мотолодка с жёстким корпусом «Кальмар». Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 3 (169), 1999. — «Эта крупная надувная мотолодка с жёстким корпусом была спущена на воду в конце июня (1999 г.) и в первый же выход получила боевое крещение — обслуживала международные соревнования по аквабайку в Петербурге. Около года у конструктора и руководителя петербургской фирмы «Курс» Бориса Ершова ушло на разработку проекта, изготовление оснастки и постройку головного образца. Год, не считая предыдущих нескольких лет, в течение которых был накоплен немалый опыт по изготовлению комбинированных лодок: гидроцикла с надувными бортами, а также серии меньших по размерениям надувных мотолодок с жёстким днищем типа «Краб». Большое значение имела и отработка обводов быстроходных и мореходных жёстких лодок типа «Дельта». Так что создавался «Кальмар» не на ровном месте». Архивировано 12 октября 2020 года.
  2. Борис Ершов. «Первые РИБы мы с Мнёвым проектировали без учебников». Old.katera.ru. PDF-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 1 (241), 2013. — «…Из своих удач могу упомянуть «Спрут» (2002), «БЛ–680» (2005) и «Наутилус» («БЛ–820»). Две последние модели приняты на вооружение ВМФ России. Военными проектами сейчас занимается Николай Мнёв и каждый год успешно строит несколько сотен корпусов». Архивировано 25 ноября 2020 года.
  3. 3,0 3,1 История. Kurs-boat.ru (2010). — «…2004 — катера «Кальмар-Компакт» принимаются на вооружение ВМФ России под индексом «БЛ-680». <…> 2007 — Начинается выпуск катера РИБ длиной 8,2 м. Модель разработана по требованиям ВМФ России и получает индекс «БЛ-820». <…> 2007 — Представлена модель РИБ «Октопус-680». Это абсолютно новый катер ориентированный на эксплуатацию в морских условиях. В этом же году катер принимается на вооружение ВМФ и получает индекс «БЛ-680Е». Архивировано 9 октября 2020 года.
  4. 4,0 4,1 Ю. В. Апальков. Катера отечественного военного флота: Аналитический обзор истории создания и боевого использования. — СПб.: Галея Принт, 2013. — 328 с. — ISBN 978-5-8172-0111-6.
  5. РИБ (RIB) — это надувные лодки с жёстким корпусом. Rigid Inflatable Boat переводится с английского — «жёсткая надувная лодка».
  6. Испытания новой отечественной мотолодки «Омега». Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 4 (174), 2000. — «Главными достоинствами ершовских лодок всегда были высокая мореходность и хорошая динамика, определяемая лёгким, без ярко выраженного «горба сопротивления» и кормового дифферента, выходом на глиссирование. <…> «Дельта» оказалась настолько удачной, что её обводы нашли своё воплощение и в лодках совершенно иных размерений и назначения — например, в 7-метровом РИБе «Кальмар», отчёт об испытаниях которого «на мерной миле «КиЯ» читайте в № 169». Архивировано 10 октября 2020 года.
  7. Б. Ершов. Первые РИБы мы с Мнёвым проектировали без учебников. Old.katera.ru. PDF-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 1, (241) 2013 (2013). — «…В 1998 году увидел свет наш «Кальмар», вначале этот РИБ был длиною 5,7 метра, но в течение года «вырос» до 7 метров. Мы выпускали их как с открытым кокпитом, так и с рубкой. Кстати на базе пятиметрового образца была создана гоночная модификация для команды Yamaran, которая в 2003 году стала чемпионом мира UIM на гонках «24 часа Петербурга». Архивировано 25 ноября 2020 года.
  8. Открытый чемпионат Европы «Аквабайк Класс Про» 1999 года. Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 3 (169), 1999. — «…Команде «КиЯ», которая участвовала в чемпионате в качестве спасателей на катере «Кальмар», представилась возможность видеть это всё в непосредственной близости — с воды». Архивировано 1 февраля 2020 года.
  9. Испытания надувной РИБ мотолодки «Кальмар». Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 3 (169), 1999. — «О новой разработке фирмы «Курс» мы знали уже давно, и, естественно, загорелись желанием испробовать её в деле. Подобное желание подогревалось многим — и стремлением к неизведанному (7-метровых лодок такого типа нам пока испытывать не доводилось), и растущей популярностью подобных «гибридов» за рубежом, и знакомством с жёлтыми спасательными РИБами, которые обслуживали питерский этап чемпионата мира в классе «Формула-1»… Тем более, что представлялась редкостная возможность испытать новинку действительно в «боевых условиях» — на гонках аквабайков Класса Про». Архивировано 13 октября 2020 года.
  10. Четвёртая петербургская выставка «Бот-шоу 2001». Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 3 (177), 2001. — «Впервые в этом году удалось провести зрелищный заезд мотолодок с мощными моторами в неограниченном классе. Среди семи заявленных участников были и такие надувные «гиганты», как ершовский РИБ «Кальмар» с 225-сильной «Ямахой». Архивировано 15 октября 2020 года.
  11. 11,0 11,1 Каютный катер «Фантом-II» фирмы «Курс». Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 2, (184) 2003. — «На первых же испытаниях «Кальмар» (см. «КиЯ» № 169) не только полностью подтвердил свои расчётные ходовые характеристики, но даже превзошёл их. Его исключительную динамику, мореходность и фактически полное отсутствие влияния нагрузки на ходовые качества по достоинству оценили не только любители рыбалки и экстремального отдыха, но и службы МВД, МЧС и ГИМС, в распоряжении которых уже находятся несколько «Кальмаров». <…> В ноябре 2001 г. по инициативе саратовской фирмы «Унипласт» на малой судоверфи «Курс» ( г. Санкт-Петербург) была начата реализация совместного проекта этих двух фирм по созданию нового скоростного каютного катера длиной 6,5 м. От эскизных разработок и до выпуска первого серийного образца прошло полтора года. Катер, получивший название «Фантом-II», был построен на основе удачной модели каютного РИБа «Кальмар» и является дальнейшим развитием модели «Фантом». Архивировано 30 июня 2020 года.
  12. А. Артём. «Кальмар» — новая разработка фирмы «Курс». Mnevka.ru (2004). — Таблица. Архивировано 29 ноября 2020 года.
  13. Испытания катеров «Фантом-II» и «Crosswind 210». Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 1 (188), 2004. — «…В основу высокобортного корпуса нового катера легла подводная часть выпускающегося уже несколько лет и хорошо зарекомендовавшего себя 7-метрового РИБа «Кальмар», тоже имеющего компоновку «walkaround» (отчёт об испытаниях см. в № 169). <…> Поскольку в основе катеров «Фантом» и «Crosswind» лежит знакомый корпус «Кальмара». Архивировано 10 ноября 2020 года.
  14. Надувная мотолодка РИБ для гонок «Кальмар-компакт». Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 3 (185), 2003. — «Разработку специального проекта катера для 24-часового петербургского марафона наша фирма начала по заказу официального дистрибьютора «Yamaha-Motor» компании «Петросет-Большой». В качестве основы для новой модели был выбран РИБ «Кальмар», отлично зарекомендовавший себя как по мореходным качествам, так и по динамическим характеристикам (см. «КиЯ» № 169)». Архивировано 19 октября 2020 года.
  15. Испытания надувной РИБ мотолодки «Кальмар-Компакт». Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 4 (191), 2004. — «Лодки петербургской компании «Курс» всегда отличались оригинальностью планировок, но на сей раз её главный конструктор Борис Ершов превзошёл сам себя. Уменьшенный вариант «Кальмара», испытанного на нашей «мерной миле» ещё в 1999 г. (см. № 169) и успевшего за последующие годы завоевать репутацию одного из самых удачных отечественных РИБов, обязан своим появлением на свет марафону «24 часа Санкт-Петербурга» («White Nights Endurance»), а точнее — строгим ограничениям по габаритам для участвующих в этой гонке лодок, диктуемым Международным водно-моторным союзом (UIM). Гонки гонками, но создатели «спортивной» версии «Кальмара» не могли не отметить, что получившаяся компактная версия отвечает не только требованиям строгих комиссаров UIM и гонщиков, но и чаяниям простых потребителей». Архивировано 13 октября 2020 года.
  16. Пётр Пылаев. Соревнования «24 часа Санкт Петербурга» 2003 года. Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 4 (186), 2003. — «…У команды «Yamaran-Мнёв» «старшая» лодка № 7 построена из корпуса «Кальмара» Бориса Ершова». Архивировано 25 ноября 2020 года.
  17. Приказ главнокомандующего ВМФ № 592 от 12.12.2006.
  18. Рейдовые разъездные катера, малые сторожевые катера. Проект «БЛ-820». Russianships.info. — Представлена подробная информация, включая тактико-технические данные, постройку и службу. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  19. Рейдовые разъездные катера. Проект «БЛ-840». Russianships.info. — Представлена подробная информация, включая тактико-технические данные, постройку и службу. Архивировано 18 мая 2021 года.
  20. А. В. Карпенко. Многоцелевой быстроходный катер «БЛ-680». Bastion-karpenko.ru. — подробное описание «БЛ-680». Архивировано 22 апреля 2021 года.
  21. 21,0 21,1 «Кальмар 610» — рабочая платформа для любых задач. Kurs-boat.ru. Архивировано 28 февраля 2017 года.
  22. V петербургская Бот-шоу в 2002 году. Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 3 (181), 2002, 24–27. — «Большой РИБ «Кальмар» теперь также выпускается в нескольких модификациях без рубки: такая открытая компоновка пользуется спросом на пляжах Сочи». Архивировано 6 января 2020 года.
  23. Kalmar-610. Katera.pro. — «…Аппарель откидывается вместе с носовой частью надувного баллона и образует плавучий слип для подъёма спасаемых и грузов из воды. <…> в компании «Тетис КС», получившей уникальные права на продажу катера этой модели, под собственным названием «МРК-600А». Архивировано 26 ноября 2020 года.
  24. Кальмар-650 — универсальный катер-РИБ с каютой. Kurs-boat.ru. — «Обводы корпуса допускают установку двигателей в очень широком диапазоне мощности (от 140 до 250 л.с.) В качестве двигательной установки может применяться один подвесной, два подвесных (спарка) или один стационарный двигатель (дизельный или бензиновый). Тип привода — винтовой или водомётный». Архивировано 28 февраля 2017 года.
  25. Кальмар 650. Kurs-boat.ru. — Подробное описание катера «Кальмар-650». Архивировано 15 февраля 2022 года.
  26. «Кальмар-720» РЧС 53-63. Fleetphoto.ru (10 сентября 2019). — «Владелец: МЧС России». Архивировано 24 сентября 2020 года.
  27. Кальмар 720. Таблица судов типа. Fleetphoto.ru. Архивировано 24 сентября 2020 года.
  28. «Специальные катера» - это малая судоверфь…. Katera.pro. — «…новая модификация RIB «Кальмар-Т71А» с корпусом из алюминиевого сплава». Архивировано 26 ноября 2020 года.
  29. РИБ С КАЮТОЙ КАЛЬМАР Т-71. Katera.pro. — «Головной катер РИБ «Кальмар» поколения next с индексом «Т-71» впервые вышел на воду в августе 2017. Катер имеет совершенно новые обводы корпуса, по сравнению с «Кальмаром» первого поколения — с большей килеватостью корпуса и развитыми продольными реданами, а подъём баллона в носовой части и увеличенный развал бортов помогают не «зарываться» в волны в штормовых условиях. <…> Но и корпус «Кальмара» первого поколения не будет забыт — вернувшись к изначальной длине корпуса 6 м (для моторов мощностью 115-175 л.с.) и под новым названием «Октопус» в 2020 году он вернётся в линейку выпускаемых катеров РИБ». Архивировано 26 ноября 2020 года.
  30. В. И. Васильев. Мореходный катер «Кальмар» // «Катера и Яхты» : Журнал. — Ленинград: Судостроение, 1968. — № 13 (13). — ISSN 0320-9199.
  31. Мореходный катер «Кальмар». Barque.ru. Интернет-версия статьи в журнале «Катера и Яхты», № 13, (13) 1968. — «…По приведённым конструктивным чертежам катер может быть построен без применения до сих пор ещё дефицитных водостойких фанеры и клеёв. Правда, рейки и доски — не лучший вариант с точки зрения обеспечения минимального веса, поэтому, если есть возможность, рекомендуется применять фанеру для изготовления переборок, палубы, рубки, крышек моторного люка и внутреннего оборудования». Архивировано 26 сентября 2020 года.