Кальмар Нюкель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кальмар Нюкель
Кальмар Нюкель
Кальмар Нюккель Якоб Хагг, 1933Кальмар Нюккель
Якоб Хагг, 1933
Служба
 Швеция
Класс и тип судна пинас
Организация Королевский флот Швеции
Спущен на воду 1625
Выведен из состава флота 1651
Основные характеристики
Длина по верхней палубе 42,5 метров[1]
Ширина по мидельшпангоуту 7,6 метров[1]
Высота 32 метра[1]
Двигатели паруса
Площадь парусности 632,4 метров[1]
Вооружение
Общее число орудий 2 × 6-фунтовых
8 × 3-фунтовых[1]

«Кальмар Нюкель» (швед. Kalmar Nyckel — Ключ от Кальмара) — шведский пинас нидерландской постройки. В 1637—1638 годах совершил плавание к берегам Северной Америки, где основал колонию «Новая Швеция». В 1997 году в городе Уилмингтон была построена копия этого корабля.

История

Пинас был построен в Нидерландах в 1625 году. В 1629 году судно купило Шведское королевство для использования в качестве вспомогательного[2]. После покупки шведы переименовали судно в «Кальмар Нюкель», что значит «Ключ от Кальмара»: крепость с таким же названием прикрывала подступы с моря к городу Кальмар[1]. Вскоре судно включили в состав военно-морского флота Швеции. Когда шведы решили создать колонию в Северной Америке, для доставки поселенцев выбрали пинасы «Кальмар Нюкель» и «Фогель Грип[en]» (швед. Fågel Grip — Птица Гриф). В ноябре 1637 года оба пинаса с поселенцами вышли из Гётеборга и отправились в плавание к берегам Нового Света. В Северном море их настиг сильный шторм и пинасы разминулись. «Кальмар Нюкель» отнесло к побережью Нидерландов, однако экипажу удалось спасти корабль и отвести его в местную бухту. Спустя неделю туда же приплыл и «Фогель Грип». После долгого ремонта в канун Нового года корабли вышли в плавание[1]. В марте 1638 года корабли причалили в устье рек Кристина и Делавэр[3], где Петером Минёйтом был основан форт Кристина, названный в честь тогдашней королевы Швеции Кристины. На кораблях прибыло 24 поселенца. 7 февраля 1640 года «Кальмар Нюкель» отправился во второе плавание и достиг форта Кристина 17 апреля, доставив в шведскую колонию новых поселенцев. Впоследствии это судно совершило ещё 2 рейса из Швеции в колонию и обратно. Всего же с 1637 по 1644 год «Кальмар Нюкель» совершил 4 перехода рейса туда и обратно. В 1651 году корабль был выведен из состава военно-морских сил Швеции и был продан купцу. Но по другой версии «Кальмар Нюкель» продан голландцам, которые использовали его в качестве корабля эскорта. В ходе первой англо-голландской войны в Северном море[2].

В 1986 году американский композитор Бенджамин Лис написал симфонию, названную в честь корабля «Кальмар Никель», запись которой в 2003 году была номинирована на премию Грэмми, которую исполнил немецкий государственный филармонический оркестр Рейнланд-Пфальца[4]. В 19961997 годах в штате Делавэр в США была построена копия парусника под руководством Аллена Роула. Парусник построили на судостроительном заводе в Уилмингтоне на реке Кристина, недалеко от одноимённого шведского форта. Строительство корабля началось 28 сентября 1997 года и закончилось 9 мая 1998 года. Ширина судна составила 25 футов (7,6 метра), длина — 105 футов (32 метра), а высота — 12 футов 5 дюймов (3,78 метров)[1]. Водоизмещение составило около 300 тонн. Также на корабле установили электронное навигационное оборудование и два 165-сильных дизеля, тщательно их замаскировав. Общая стоимость постройки судна составила до 3,2 миллионов долларов. Часть фигур декоративного убранства копии имеет портретное сходство с людьми, оказавшими содействие в осуществлении проекта — от губернатора штата Делавэр до добровольных помощников. Нос современного пинаса «Кальмар Нюкель» украшает резной двухволостный лев — символ мощи и величия. Эту фигуру изготовил американский мастер Р. Хоулук. Также на судне установлены десять пушек, которые могут вести огонь ядрами[1]. В первый рейс из Уилмингтона в Балтимор и Аннаполис «Кальмар Нюкель» отправился 26 апреля 1998 года. Позже корабль участвовал в съёмках итальянского фильма Пираты (итал. Caraibi) в качестве пиратского судна[1].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Парусные корабли. Самые красивые и знаменитые. — Аванта, 2005.
  2. 2,0 2,1 History of the Kalmar Nyckel. Дата обращения: 14 июня 2014. Архивировано 27 июня 2019 года.
  3. Johnson, Amandus. The Swedish Settlements on the Delaware, 1638–1664 (англ.). — Philadelphia: Swedish Colonial Society, 1911.
  4. Fox, Margalit. Benjamin Lees, 86, Versatile Classical Composer (7 июня 2010), С. A-19. Архивировано 2 февраля 2018 года. Дата обращения 14 июня 2014.

Литература

  • Балакин, С. Парусные корабли / Ред. группа: М. Аксёнова, Е. Ананьева, Е. Дукельская. — М.: Аванта+, 2005. — С. 44—45. — 183 с. — (Самые красивые и знаменитые). — ISBN 5-94623-111-1.