Фигурные стихи
Фигурные стихи или графические стихи, также стихографика и каллиграмма, — разновидность поэтической типографики[1], стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета (монограмма, ромб и др.), проще говоря, слова стихотворения образуют рисунок. Известны с III века до н. э.
Ещё древнегреческий поэт Симмий Родосский писал стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев, с соответствующим форме содержанием. Монахи Средневековья предпочитали крест и восьмиконечные звезды, как, например, Симеон Полоцкий в XVII веке (позже именно от его творчества отталкивались русские символисты; в особенности обрывочный приём Андрея Белого, т. н. «лесенка», явно вдохновлён поэмами Полоцкого). Рабле в XVI веке сочинил оду бутылке[2]. Поэзия барокко любила стихи-рисунки (Катарина Регина фон Грейфенберг часто писала сонеты в форме креста); в России XVII века они были в большой моде. В XVIII—XIX веках фигурные стихи писали:
- Державин,
- Сумароков,
- Ржевский,
- Апухтин,
- Рукавишников и другие.
Позже фигурными стихами увлекались символисты и авангардисты:
- Брюсов,
- Кирсанов,
- Вознесенский и другие.
Каллиграммы Аполлинера
Французский поэт Гийом Аполлинер выпустил в 1918 году сборник графических стихов, которые он назвал придуманным им словом «Каллиграммы» (от «каллиграфия» и «идеограмма»).
Калиграммы Аполлинера, как правило, представляют собой коллажи из рукописных фрагментов, не поддающихся прочтению ввиду неразборчивости почерка, что служит ещё одним подтверждением того факта, что в художественной речи номинативная функция зачастую становится вторичной по отношению к функции изобразительной.
Слово вошло и в другие языки, включая русский.
См. также
Примечания
- ↑ Журнал «График», издательство «Интерпресс», Будапешт, «Очерк по истории каллиграммы», Иштван Лантош: «Аполлинер подчеркнул также, что задача типографики состоит здесь не просто в том, чтобы выделить наиболее важные слова, а в том, „чтобы читатель с первого взгляда воспринимал все стихотворение целиком, подобно тому, как дирижёр одним взглядом охватывает нотные знаки партитуры“».
- ↑ Tristan Vigliano. Du nouveau sur la Dive Bouteille de Rabelais. — Microlecture iconotextuelle.
Литература
- Фигурные стихи // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1139—1140 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. — М.; Л, 1953. — С. Лист между с. 128 и 129.
- Лотман Ю. М. Графический образ поэзии.
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. — Ленинград: Просвещение, 1972. — 272 с.
- Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. — СПб.: Искусство-СПб, 1996. — С. 77—81. — 846 с.
- Фигурные стихотворения: интеллектуальная игра в форме искусства // Анна Благая : веб-сайт.
- Павел Сергеев. Искусство каллиграммы // Аэрофлот : журнал.
Ссылки
- Каллиграммы Гийома Аполлинера
- Анонимное пифагорическое стихотворение
- Иоганн Карст. Папоротник. XVII век
- Жорж Винтер. Ромбоидальная скорбная песнь (Rhomboidal Dirge). XVII век
- Льюис Кэрролл. Стихотворение в виде мышиного хвоста («Алиса в Стране Чудес»)
- Андрей Суздалев: Движущиеся графическое стихотворение Аполлинера «Маленькое авто»
- И. Рукавишников. Звезда
- А. Вознесенский. Фрагменты