Фигурные стихи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Каллиграмма»)
«Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона» Симеона Полоцкого
«Веер» Сергея Третьякова (1913)

Фигурные стихи или графические стихи, также стихографика и каллиграмма, — разновидность поэтической типографики[1], стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета (монограмма, ромб и др.), проще говоря, слова стихотворения образуют рисунок. Известны с III века до н. э.

Ещё древнегреческий поэт Симмий Родосский писал стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев, с соответствующим форме содержанием. Монахи Средневековья предпочитали крест и восьмиконечные звезды, как, например, Симеон Полоцкий в XVII веке (позже именно от его творчества отталкивались русские символисты; в особенности обрывочный приём Андрея Белого, т. н. «лесенка», явно вдохновлён поэмами Полоцкого). Рабле в XVI веке сочинил оду бутылке[2]. Поэзия барокко любила стихи-рисунки (Катарина Регина фон Грейфенберг часто писала сонеты в форме креста); в России XVII века они были в большой моде. В XVIIIXIX веках фигурные стихи писали:

Позже фигурными стихами увлекались символисты и авангардисты:

Каллиграммы Аполлинера

«Стих для Лу» Гийома Аполлинера, 9 февраля 1915 г.

Французский поэт Гийом Аполлинер выпустил в 1918 году сборник графических стихов, которые он назвал придуманным им словом «Каллиграммы» (от «каллиграфия» и «идеограмма»).

Калиграммы Аполлинера, как правило, представляют собой коллажи из рукописных фрагментов, не поддающихся прочтению ввиду неразборчивости почерка, что служит ещё одним подтверждением того факта, что в художественной речи номинативная функция зачастую становится вторичной по отношению к функции изобразительной.

Слово вошло и в другие языки, включая русский.

См. также

Примечания

  1. Журнал «График», издательство «Интерпресс», Будапешт, «Очерк по истории каллиграммы», Иштван Лантош: «Аполлинер подчеркнул также, что задача типографики состоит здесь не просто в том, чтобы выделить наиболее важные слова, а в том, „чтобы читатель с первого взгляда воспринимал все стихотворение целиком, подобно тому, как дирижёр одним взглядом охватывает нотные знаки партитуры“».
  2. Tristan Vigliano. Du nouveau sur la Dive Bouteille de Rabelais. — Microlecture iconotextuelle.

Литература

Ссылки