Калиновский, Константин Семёнович
Викентий Константин Калиновский | |
---|---|
![]() | |
Дата рождения | 2 февраля 1838 |
Место рождения |
Мостовляны, Гродненский уезд, Гродненская губерния, Российская империя (ныне Подляское воеводство, Польша)[1][2] |
Дата смерти | 22 марта 1864 (26 лет) |
Место смерти |
город Вильна, Виленская губерния, Российская империя |
Подданство |
|
Вике́нтий Константи́н Семёнович Калино́вский (польск. Wincenty Konstanty Kalinowski, белор. Вінцэнт-Канстанцін Сямёнавіч Каліноўскі[3]; 21 января [2 февраля] 1838, Мостовляны, Гродненская губерния — 10 [22] марта 1864, Вильна) — польский публицист, поэт, один из руководителей польского восстания 1863 года. Считается национальным героем в современной Польше.
Происхождение и семья
Род Калиновских происходит из Мазовии (Польша)[4], где упоминается начиная с конца XV века. Впоследствии он разделился на 13 ветвей, внесённых в I и IV части родословной книги Виленской, Гродненской, Витебской, Волынской, Ковенской, Минской, Могилёвской и Подольской губерний[5] и в списки дворян Царства Польского. Предки Калиновского в течение почти ста лет владели поместьем Калиново на Браньской земле в приграничьи Белоруссии и Польши, но в второй половине XVIII века поместье было продано[6].
Отец — безземельный шляхтич из Гродно, владелец небольшой ткацкой мануфактуры Семён Калиновский (белор. Сымо́н (Сямён) Каліно́ўскі, польск. Szymon Kalinowski); мать, Вероника Рыбинская, умерла, когда Константину было 5 лет. Константин Семёнович Калиновский родился в имении Мостовляны (ныне деревня в Подляском воеводстве Польши).
Среди современных историков нет единого мнения о национальной принадлежности Калиновского. Одни считают его белорусом[7][8][9], другие — поляком[10][11][12]. Современник Калиновского генерал-майор В. Ф. Ратч в своём донесении виленскому генерал-губернатору М. Н. Муравьёву утверждал следующее: «Константин Калиновский с настроением герценовской школы во главе честолюбивейших личностей из красных литвинов настойчиво проводил идею о самостоятельности Литвы»[13] («Литва» и «литвин» в данном случае подразумевается в историческом смысле, то есть Великое княжество Литовское, включавшее в себя территории нынешней Литвы и Белоруссии). В газете «Наша Нива», ставшей первой национальной белорусской газетой, Калиновский не упомянут ни разу.
Нет единого мнения и по поводу распространённой в Белоруссии форме имени Калиновского — Кастусь[14]. Доктор исторических наук Александр Кравцевич утверждает как доказанный факт, что, согласно документам, данная форма имени употреблялась в семье Калиновского, но не уточняет, согласно каким именно. Возможно, первым источником, в котором Калиновский рассматривается в контексте белорусского движения, была статья «Памяти Справедливого» Вацлава Ластовского в газете «Гоман» № 1 от 15 февраля 1916 года. Тот же Ластовский впервые назвал его Касцюком, от которого затем образовалось Кастусь[15].
Биография
Окончил Свислочскую прогимназию в 1856 году[16]. В 1856—1860 годах учился на юридическом факультете Петербургского университета. В студенческие годы вместе со старшим братом Виктором активно участвовал в деятельности студенческих землячеств и в революционных кружках, сблизился с Зыгмунтом Сераковским, Ярославом Домбровским, В. Врублевским. Мировоззрение Калиновского складывалось в обстановке нарастания крестьянского движения, под влиянием идей радикально настроенных русских публицистов Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и под воздействием традиций польского национально-освободительного движения.
Возвратившись на родину, Калиновский вместе с Врублевским и другими в 1861 году создал революционные кружки в Гродненской и Виленской губерниях, вошедшие в единую конспиративную организацию. В 1862 году Калиновский встал во главе руководившего этой организацией Комитета движения (позже назывался Литовским провинциальным комитетом). В 1862—1863 годах руководил изданием и распространением «Мужицкой правды» (Mużyckaja prauda) — первой нелегальной газеты на белорусском языке (с использованием польского алфавита).
Калиновский активно поддерживал национально-освободительную борьбу польского народа. Он участвовал[11] в издании польскоязычной газеты «Знамя свободы», предназначавшейся для польского населения[17]. Калиновский считал, что революционные силы в Белоруссии должны ориентироваться на Польшу и польское революционное движение, которое может гарантировать самоуправление жителям белорусско-литовских земель[18]. Девизом Калиновского были слова: «Польское дело — это наше дело, это дело свободы»[19].
Возглавив в 1863 году восстание на землях бывшего Великого княжества Литовского (территории современных Белоруссии и Литвы), Калиновский выступил за широкое вовлечение в борьбу крестьян, за распространение восстания на восток и на север от границ Северо-Западного края. Крестьяне, однако, в большинстве своём не приняли восстание и даже боролись вместе с войсками Русской императорской армии против отрядов Калиновского[20][21][22].
20 января (1 февраля) 1863 года возглавил созданное вместо Литовского провинциального комитета Временное провинциальное правительство Литвы и Белоруссии. Оно было распущено 27 февраля (11 марта)[23], после чего Калиновский был отстранён от руководства восстанием и отправлен на должность революционного комиссара Гродненского воеводства. В июне 1863 года вновь принял на себя руководство восстанием в Белоруссии и Литве[24]. В условиях жёстких действий правительственных сил, находясь в глубоком подполье, Калиновский руководил повстанцами вплоть до своего ареста, случившегося в ночь на 17 (29) января 1864 года.
На следствии он держался твёрдо и уверенно. Отказался в обмен на смягчение приговора назвать явочные квартиры и пароли, а также имена других руководителей восстания. Через 42 дня после ареста — 12 марта 1864 года он был приговорён к смертной казни через расстрел. Однако на следующий день по личному ходатайству Михаила Муравьева расстрел был заменён публичным повешением.
Считается, что будучи приговорённым к смерти, Константин Калиновский продолжал борьбу, обращаясь к народу с «Письмами из-под виселицы». Из писем следовало, что Калиновский не признавал российскую власть своей для белорусов и призывал их воевать «за своего Бога, за своё право, … за свою Родину»[25][26].
10 (22) марта 1864 года казнён через повешение на Лукишской площади в Вильне. Во время последнего оглашения приговора после слов «дворянина Калиновского приговорить…» выкрикнул «У нас нет дворян, у нас все равны!».
Публицистическая и издательская деятельность Калиновского


В число печатного наследия Калиновского входят семь выпусков белорусскоязычной газеты-листовки «Мужицкая правда» (белор. «Mużyckaja prauda»), «Письма из-под виселицы[белор.]» (белор. «Listy s pad szubienicy», общее название, данное одним из руководителей восстания Агатоном Гиллером, который в 1869 году опубликовал письма подследственного Калиновского), а также польскоязычная газета «Знамя свободы» (польск. «Chorągiew swobody»), в издании которой он принимал участие. Кроме того, известны революционные инструкции и призывы, подготовленные под его руководством[6]. В польской историографии широко распространено мнение, что «Письмо Яськи-хозяина из-под Вильни к мужикам земли польской» (белор. «Pismo ad Jaska haspadara s pad Wilni da mużykow ziemli polskoj») также относится к публицистике Калиновского, в то же время большинство белорусских исследователей придерживается мнения, что авторство данного письма ему не принадлежит[6][27][28][29]. Этот вывод они основывают на том, что на письме стоит штамп варшавского издательства повстанческого Национального правительства[14][29], таким образом, зная про популярность подписи «Яськи-хозяина из-под Вильни», «белые» могли использовать её в собственных целях[14].
Широко распространено мнение, что актуальные для крестьян вопросы освещались в «Мужицкой правде» предельно кратко, логично, последовательно, иногда умышленно по-крестьянски грубовато. Для газеты характерен агитационный стиль, рассчитанный на среду малограмотных и неграмотных крестьян[26][27][30]. В то же время, историк Гронский сделал вывод, что издание «Мужицкой правды» было чисто пропагандистской акцией, что подтверждается существованием «Знамени свободы», которое было рассчитано на польскоязычных дворян и горожан и несло в себе совершенно другое наполнение. Принцип равноправия сословий в газете упоминался, но «без ущерба для чьей-либо собственности»[11].
Историография о К. Калиновском
В историографии восстанию 1863—1864 годов посвящена многочисленная и в то же время довольно противоречивая литература, представленная преимущественно польскими и российскими авторами.
В российской историографии информация о Калиновском появилась благодаря работам членов следственной комиссии, допрашивавшей повстанцев. Созданный в результате её деятельности образ в полном объёме отразился в работе В. Ратча, откуда перешёл на страницы художественной литературы. Как нигилист и фанатик революционной идеи (по В. Крестовскому) Калиновский получил законченное оформление в дореволюционной российской историографии в работе П. Брянцева[31].
Польские современники изображали Калиновского личностью одарённой, до конца преданной делу восстания[32]. Бывший в 1863—1864 гг. секретарём Национального правительства Юзеф Яновский (1832—1914) назвал повстанца «человеком, преданным душой и телом идее освобождения народа, истинным апостолом белорусского народа, настоящим героем восстания 1863 года»[33].
Становление белорусской историографии о восстании произошло в 1920-е годы. В популярной литературе того времени (в частности, у В. Ластовского[34]) Калиновский характеризуется как национальный герой, первый белорусский революционер и руководитель крестьянского антипомещичьего восстания.
Первый серьёзный научный анализ событий восстания и взглядов К. Калиновского был предпринят в статьях и монографии Всеволода Игнатовского. Он охарактеризовал восстание как буржуазно-демократическое, а Калиновского — как белорусского революционера-демократа, идеолога левых («красных»), который по определённым вопросам был вынужденный идти на компромисс с правым крылом («белыми»).
В то же время существовали и другие оценки восстания: так, белорусский советский историк Самуил Огурский в своей книге «Нарысы па гісторыі рэвалюцыйнага руху на Беларусі (1863—1917)» заявлял, что восстание 1863 г. было организовано польскими помещиками и католическим духовенствам и проходило под польскими шовинистическими лозунгами, автор назвал Калиновского «мифическим героем» и «польским шовинистом», похожего мнения придерживались российские монархические авторы[27]. В 1930-е годы в БССР К. Калиновский оценивался как реакционный деятель[27]. Его возвращение в ряды положительных персонажей истории Белоруссии связано с работой русского учёного С. Н. Драницына, в которой Калиновский был назван «известным якобинцем» и «революционным демократом», что нашло отражение и в первом издании Большой советской энциклопедии[35]. Этим был официально снят запрет на исследования личности повстанца в БССР, чем и воспользовался сотрудник Института истории АН БССР И. Ф. Лочмель. В его работах конца 1930-х годов К. Калиновский представал как наиболее радикальный руководитель восстания, выразитель и защитник интересов белорусского крестьянства.
В послевоенный период значительный вклад в разработку истории восстания и научной биографии К. Калиновского внесли белорусские историки Владимир Перцев, Анатолий Смирнов, Иван Лущицкий, Геннадий Киселёв[36], Сусанна Самбук. Были сделаны выводы о враждебности К. Калиновского шляхетскому национально-освободительному движению и непризнании революционером руководящей роли Варшавского комитета и его программы. Калиновский был охарактеризован как создатель свободной белорусской печати и крупнейший представитель передового общественного мнения Белоруссии XIX века. Вместе с тем отвергалось признанное в первые послевоенные годы наличие в его программе лозунгов в пользу государственной самостоятельности Литвы и Белоруссии, утверждалось, что Калиновскому его приписали «идеологи самодержавия и польские националисты».
С введением в научное употребление многотомного корпуса документов и материалов, посвящённых восстанию, произошло существенное уточнение сделанных ранее выводов. Так, историк А. Смирнов признал и положительно оценил постановку К. Калиновским вопроса об образовании самостоятельной Литовско-Белорусской республики. Однако во 2-м томе «Истории Белорусской ССР» (Минск, 1972) позиции белорусских революционных демократов по национальному вопросу накануне и во время восстания не упомянуты. Параллельно с этими процессами, в публикациях 1960-х годов сформировалось и иное мнение. Так, М. Миско заявил, что Калиновский рассматривал Литву и Белоруссию как часть Польши и полностью разделял программу польского повстанческого правительства, которая предусматривала включение белорусско-литовских земель в состав Польского государства и сохранение помещичьего землевладения. При этом М. Миско полностью проигнорировал известные факты, которые свидетельствуют про острый конфликт Калиновского и Виленского повстанческого центра в целом с варшавским Центральным национальным комитетом[27].
Широко распространено мнение, что данный конфликт явился следствием несоответствия взглядов К. Калиновского с программой Варшавского центрального комитета. В частности, Калиновский выступал за самостоятельность белорусско-литовских земель и революционно-демократические пути решения аграрного вопроса[6][17][27][37]. Основанное на исторических источниках доказательство данной трактовки конфликта привёл М. Бич. Историк указывал, что в книге российского генерал-майора В. Ратча, который мог пользоваться всеми документами следствия, отмечено следующее:
Калиновский «настойчиво проводил идею самостоятельности Литвы», его партия «решила окончательно избавиться от варшавской опеки». «Калиновский, — писал Ратч, — принимал на себя диктатуру. Варшавское правительство должно было <…> получить сообщение, что Литва и Белоруссия — самостоятельное государство». По сведениям Ратча, успех восстания Калиновский в решающей степени связывал с активным участием в нём крестьянских масс, с созданием крестьянской организации и в связи с этим выступал за передачу всей земли крестьянству. На знать он не надеялся и высказывался за ликвидацию «этой гнилой и развращённой касты»
Далее М. Бич последовательно приводит аналогичные мнения о К. Калиновском секретаря Варшавского правительства Юзефа Яновского и лидера литовско-белорусских «белых» Якуба Гейштара:
Калиновский «не хотел иметь никакого отношения к знати, а опирался только на народ. Связь Литвы с Польшей понимал только как федеративную — с полной независимостью Литвы. Не признавал сполна власть Центрального комитета, не желал принимать оттуда никаких приказов или поручений. Эта позиция Калиновского, которую не все в Комитете (ЛПК — М. Б.) полностью разделяли, была поводом для недоразумений»
«Это была натура вспыльчивая, но справедливая, без какой-либо тени лицемерия. Предан душой и сердцем народу, однако сторонник крайних революционных теорий, который не останавливался даже перед развязыванием гражданской войны и думал к тому же о самостоятельности Литвы. Был несравненным, образцовым конспиратором, душой Комитета… При первом знакомстве доказывал мне, что участие знати и помещиков в восстания не только не нужно, но и вредно. Народ сам завоюет себе свободу и потребует собственность у помещиков»
М. Бич указывал на то, что крайнее обострение взаимоотношений между ЛПК и ЦНК в конце 1862 г. засвидетельствовал член ЦНК Оскар Авейде в своих показаниях следственной комиссии в январе 1865 г. В частности, он сослался на факты удаления из состава ЛПК варшавского комиссара Нестора Дзюлерана, а затем и его преемника, отметил твёрдость и решительность, с которой ЛПК требовал равноправия во взаимоотношениях с Варшавой и передачи в подчинение Вильны Белостокского воеводства. Именно Авейде по поручению ЦНК вёл переговоры о статусе с уполномоченными ЛПК Эдмундом Веригой, а затем — с Болеславом Длуским. Первый из них пошёл на принципиальные уступки и согласился со статусом, согласно которому Вильна попадала в полное подчинение Варшаве. Только по вопросу о сроке восстания согласие литовского представителя в ЦНК было обязательным. В другом случае Литва не была обязана принять назначаемый в Варшаве срок. ЛПК отклонил это соглашение и послал для переговоров в Варшаву Б. Длуского. «По какой-то слепой твёрдости и его и комитета виленского в этих необоснованных, на наш взгляд, требованиях, — отмечал Авейде, — я, несмотря на все мои усилия, на все возможные уступки со стороны Центрального комитета, не успел прийти к соглашению с Длуским в течение целых двух или трёх недель. Это обстоятельство было настоящим и большим вредом для революции, потому что до самого момента восстания [соглашения] между Вильной и Варшавой ни произошло»[27].
Схожие мнения о причинах конфликта широко распространены в польской и литовской историографии. В частности, их указывали В. Пшиборовский, А. Янулайтис, В. Кардович, К. Канкалевский, С. Кеневич, редакция Польского биографического словаря и др. историки[38].
Однако некоторые историки предлагает другие объяснения этому конфликту. Так, А. Гронский пишет, что «Варшава подчинила себе часть территории, ранее контролируемой из Вильны, и стала собирать там деньги. Естественно, полный амбиций и юношеского максимализма, В.-К. Калиновский не мог стерпеть то, что из-под его контроля ушёл регион, который мог давать финансовую поддержку. Этот факт белорусские историки почему-то воспринимают как доказательство проповедования К. Калиновским белорусских идей. На самом же деле речь шла лишь о неприятии Варшавы как явления, мешающего молодому и амбициозному человеку вершить „правильный“ ход истории»[39]. Иное мнение в 1923 г. высказывал и профессор Виленского университета С. Костелковский. От утверждал, что не может быть и речи о стремлении Вильны обособиться от Варшавы. «Считаю, — писал Костелковский, — что в 1863 году можно противопоставить повстанческое правительство в Варшаве такому же самому правительству в Вильны не как польское национальное правительство литовскому национальному правительству, а только как правительство центральное правительству провинциальному… Не было даже разговора про образование самостоятельного, а тем более враждебного к Польше, литовского государства… У Калиновского обособленность держалась только на разнице в повстанческой тактике и была связана с определёнными личными амбициями». Этот свой тезис автор основывает на цитатах из «Письма Яськи-хозяина мужикам земли Польской»[14].
В польской, советской, российской и некоторой части белорусской историографии восстание 1863—1864 гг. в Польше, Литве и Белоруссии традиционно определяется как польское. Тем самым, по словам большинства белорусских авторов, игнорируются существенные его особенности в белорусско-литовском регионе и в первую очередь факт, что, как указывает М. Бич, в преддверии и в процессе восстания впервые достаточно выразительно проявилось течение белорусского национально-освободительного движения во главе с К. Калиновским. Исходя из этого в ряде публикаций белорусских историков восстание не называется польским применительно к территории Литвы и Белоруссии[27]. Этот постулат, однако, не принимают некоторые публицисты. Например, С. Шиптенко пишет, что «крестьяне уклонялись от участия в восстании, считая его дело польским и панским, массово выступив против мятежников, при организации Виленским генерал-губернатором гр. М. Н. Муравьёвым сельских караулов, то есть на народный элемент в крае смог опереться именно Муравьёв-Виленский, а не Калиновский»[40].
В свою очередь, историк М. Бич указывает на то, что недоверие белорусских крестьян было вызвано фактом поддержки восстания местными польскими помещиками, ограниченностью программы его руководителей и лозунгом восстановления польского государства. Кроме этого, М. Бич делает вывод, что на поддержку восстания среди крестьянства повлияли лживые слухи, которые распространяла царская власть и православная церковь — «будто бы польские помещики восстали против русского царя за то, что он освободил крестьян из крепостничества и стремятся восстановить крепостной строй»[27]. Похожего мнения придерживается историк А. Грицкевич: «Православным крестьянам стали внушать, что они „истинно русские и должны помочь разгромить этот польский мятеж“. Раздали ружья — и белорусы принялись стрелять белорусов»[41]. Существенно повлияли на крестьян и те изменения в реализации реформы 19 февраля, на которые пошла власть в связи с восстанием[27].
Белорусский историк А. Гронский высказывает мнение, что фигура и жизнь Калиновского, как и само восстание, в значительной степени мифологизированы для придания им белорусских черт.
В 10-е годы XX века, когда ещё были живы свидетели польского восстания 1863—1864 годов, представители белорусского национального движения не находили в восстании никаких белорусских деятелей, в том числе Викентия Константина Калиновского. В газете «Наша ніва» нет ни одного упоминания о нём. Калиновского попытались сделать белорусским национальным героем лишь в конце Первой мировой войны, то есть через более чем 50 лет после его смерти, когда подавляющее большинство очевидцев восстания уже умерло, и никто не мог опровергнуть утверждения новых белорусских историков. Легенда распространилась после крушения Российской империи в среде белорусских сепаратистов, удачно, хоть и не без трудностей, вписалась в советскую историографию и, наконец, так же удачно перешла в новую националистическую концепцию истории, начавшую формироваться в конце 80-х годов XX века. В Белоруссии конца XX столетия легенда о К. Калиновском получила новое развитие.
- Гронский А. Д. Кастусь Калиновский: конструирование героя // Беларуская думка. № 2. 2008. С. 82-87.
С этой целью Калиновскому придумали новое имя — Кастусь (белорусское уменьшительное от Константин; по-видимому, «переименовал» Калиновского белорусский публицист Вацлав Ластовский), хотя никогда при жизни его так не называли; в советской исторической литературе стала фигурировать сфальсифицированная подпись Винцента Калиновского: историк Анатолий Смирнов затёр в подписи букву В и надписал букву К[41].
Первопричину мифологизации Гронский видит в том, что к 1916 году (когда появились первые сообщения о «белорусском» характере восстания) западная часть территории Российской империи находилась под немецкой оккупацией. Поэтому Ластовский, работавший на оккупированной территории, для поддержания имиджа национального героя подчеркнул антирусскую направленность деятельности Калиновского, а для придания этой антирусскости белорусских черт Константин (или Константы) стал у В. Ластовского Касцюком[42]. Позже «Касцюк» трансформируется в «Кастуся», что и закрепилось до наших дней[11]. По словам современного белорусского историка Я. И. Трещенка, «история польского (…) восстания 1863 года на белорусских землях принадлежит к числу наиболее мифологизированных, тенденциозно искажаемых событий белорусского прошлого»[43]. Именно в силу создания искусственного мифа польский революционер Винцент Константы Калиновский превратился в «белорусского революционного демократа Кастуся Калиновского»[11].

Кроме того, Ластовский занимался и прямыми фальсификациями текстов В. Калиновского. Например, в оригинальном тексте Калиновского[44]:
Братья мои, мужики родные!
Марыська, черноброва голубка моя
То же стихотворение у Ластовского[42] превращается в:
Белорусы, братья родные!
Белорусская земелька, голубка моя
Автор делает вывод, что вся «белорусскость» Калиновского сводится к выпуску на белорусском языке нескольких газет с целью распространения идей польского восстания среди белорусских крестьян.
По мнению А. Вашкевича, выводы А. Гронского в статье «Кастусь Калиновский: конструирование героя» являются не более чем реанимацией старых теоретических положений советского историка С. Огурского. Вашкевич указывает на то, что в публикации Гронского присутствуют противоречия, свойственные его советским предшественникам, в частности, они проявляются в авторской оценке социальных взглядов Калиновского. Вашкевич высказывает мнение, что утверждения Гронского об этническом польском происхождении и религиозной индифферентности К. Калиновского свидетельствуют о «притягивании» фактов под конкретные выводы[34].
По мнению доктора исторических наук В. Голубева, в современной Белоруссии политика определяет историю. Историк считает, что «Белорусское государство сейчас меньше обращается к историческим фигурам, которые много сделали для национально-освободительного движения. Более того, пересматриваются официальные взгляды на таких людей: выходят новые книги по истории, появляются документы, в которых Кастуся Калиновского называют не белорусским героем, а польским или вообще антироссийским деятелем». Голубев утверждает, что подобные публикации определяет политика отдельных лиц, которые стоят во главе Белоруссии[45].
По мнению кандидата исторических наук Вадима Гигина, в среде белорусских возрожденцев начала XX века Калиновский не был популярной фигурой. Ситуация изменилась после прихода к власти большевиков. Согласно их исторической концепции, Коммунистическая партия должна была иметь в каждом народе своего предтечу. Таким «протобольшевиком» решено было сделать Кастуся Калиновского[46].
Калиновский послужил прототипом главного злодея исторической романной дилогии В. В. Крестовского «Кровавый пуф» — «Панургово стадо» (1869), «Две силы» (1874). В дилогии описывается подготовка и ход польского восстания; Калиновский действует под псевдонимом «Василий Свитка». По мнению кандидата филологических наук, историка литературы А. С. Ефимова, «Кровавый пуф» был первым этапом мифологизации Калиновского, личность которого Крестовским и русской патриотической интеллигенцией воспринималась негативно[47].
Память

- В 1943 году в честь Кастуся Калиновского была названа советская партизанская бригада, являвшаяся одним из наиболее активных соединений в окрестностях Гродно и Белостока[34].
- Кастусю Калиновскому посвящён художественный фильм, снятый в 1928 году, драма Евстигнея Мировича (1923) и трагедия Владимира Короткевича
- В 1963 году в столице Белоруссии городе Минске именем Константина Калиновского названа улица в микрорайонах Восток и Зелёный луг.
- Имя Кастуся Калиновского носит одна из центральных улиц в Гродно, а также улица в Жодино (Минская область) и Свислочи (Гродненская область).
- Имя Кастуся Калиновского было дано Свислочской СШ № 1 (ныне ГУО «Гимназия № 1 имени К. Калиновского г. Свислочь»).
- В 1995 году в систему государственных белорусских наград введён орден Кастуся Калиновского[48], который задумывался как высшая государственная награда страны; его описание было утверждено президентом страны 15 января 1996 года.[49]. Однако этот орден так и не был ни разу вручён, а в июне 2004 года его официально упразднили.
- В 1993 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвящённая Калиновскому.
- В феврале 2013 г. была выпущена почтовая карточка, посвящённая 175-летию со дня рождения Калиновского[50].
- В Национальной библиотеке Белоруссии 11 марта 2013 года была открыта экспозиция «За достоинство! За Родину!», приуроченная к 150-летию восстания 1863—1864 годов и 175-летию со дня рождения одного из его руководителей — Викентия Калиновского (Кастуся Калиновского).
- В августе 2013 года на одном из зданий по ул. Калиновского в Минске восстановлена памятная доска Калиновскому[51].
Обнаружение останков
Место захоронения Калиновского более полутора веков оставалось неизвестным — останки казнённых были захоронило в тайне. В январе 2017 года во время раскопок на горе Гедимина в Вильнюсе, где во времена восстания находился русский гарнизон, археологи обнаружили останки 20 человек в возрасте от 20 до 50 лет. К началу 2019 года исследователи из Вильнюсского университета на основании антропологического исследования и сравнения черепа с прижизненной фотографией пришли к выводу, что останки одного из захороненных с «точностью до 95 %» принадлежат Калиновскому. Однако, свою оценку исследователи назвали грубой, поскольку останки не проходили генетическую экспертизу. Подтвердить выводы помогло бы исследование останков Виктора Калиновского, захороненного в Свислочи.
Правительство Литвы создало государственную комиссию по перезахоронению, которую возглавил премьер министр Саулюс Сквернялис. 22 ноября 2019 года в Вильнюсе произошла церемония перезахоронения руководителей и участников восстания 1863—1864 годов.
Библиография
- Каліноўскі К. За нашую вольнасць. Творы, документы.- Мінск, 1999.
- Калиновский К. Из печатного и рукописного наследия. — Минск, 1988.
- Дюков А. Р. Неизвестный Калиновский: Пропаганда ненависти и повстанческий террор на белорусских землях, 1862—1864 гг. / Фонд «Ист. память». — 2-е изд., испр. и доп. М.: (Р-мастер), 2021. 160 с.: ил. — 500 экз. ISBN/ISSN 978-5-9990-0084-2
Примечания
- ↑ Mostowlany. Miejsce urodzenia Konstantego „Kastusia” Kalinowskiego . Дата обращения: 6 января 2015. Архивировано 6 января 2015 года.
- ↑ 150 lat temu stracono Konstantego Kalinowskiego . Дата обращения: 6 января 2015. Архивировано 6 января 2015 года.
- ↑ Указанная белорусская форма имени представляет собой современный перевод польского оригинала имени, при жизни Калиновского ещё не существовало современной белорусской письменности
- ↑ Александр Гронский. Портрет Калиновского на фоне эпохи // 7 дней Архивная копия от 15 марта 2010 на Wayback Machine
- ↑ Список дворян, внесенных в родословную книгу Подольской губернии. — Каменец-Подольский: Изд. Подольского Дворянского Депутатского Собрания, 1897. — С. 53. — 377 с.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 Мысліцелі і асветнікі Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Менск: Беларуская Энцыклапедыя, 1995. — ISBN 985-11-0016-1 . Дата обращения: 25 января 2009. Архивировано 19 января 2012 года.
- ↑ Гісторыя Беларусі канца XVIII — пачатку XX ст. у документах і матэрыялах. Хрэстаматыя / Уклад., навуковы рэдактар А. Ф. Смалянчук. — Вільня: ЕГУ, 2007. — С. 157.
- ↑ Терешкович П. В . Этническая история Беларуси ХІХ — начала ХХ в. . Дата обращения: 10 января 2021. Архивировано 12 августа 2011 года.
- ↑ Марзалюк: Вільня — горад нашай мары. Каліноўскі мусіць застацца там . Дата обращения: 10 января 2021. Архивировано 12 января 2021 года.
- ↑ Марзалюк у «Настаўніцкай газеце»: Паўстанне 1863 года было польскім, а Каліноўскі быў польскім нацыяналістам . Дата обращения: 10 января 2021. Архивировано 12 января 2021 года.
- ↑ Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Гронский А. Кастусь Калиновский: конструирование героя // Беларуская думка. — 2008. — № 2. — С. 82—87.
- ↑ Трещенок Я. И. История Беларуси. Досоветский период. Часть I. Учебное пособие. — Могилёв: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. — ISBN 985-6586-82-8
- ↑ Ратч В. Сведения о польском мятеже 1863 г. в Северо-Западной России. — Вильна, 1867. // Каліноўскі К. За нашую вольнасць. Творы, документы / Уклад., прадм., паслясл., і камент. Г. Кісялёва. — Мн., 1999. — С. 151.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 14,3 Алесь Смалянчук. Асоба Кастуся Каліноўскага як даследчая праблема . // Сьвіслацкія аркушы, 13.03.2010. Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 16 марта 2017 года.
- ↑ Александр Гронский. Кастусь Калиновский: конструирование героя . Дата обращения: 20 апреля 2017. Архивировано 10 января 2012 года.
- ↑ История Беларуси: Словарь-справочник. — Минск: Экономпресс, 2000. — ISBN 985-6479-22-3
- ↑ Перейти обратно: 17,0 17,1 История Белоруси: вопросы и ответы. Архивная копия от 15 февраля 2009 на Wayback Machine — Минск: Беларусь, 1993. — С. 55-58 — ISBN 5-338-00674-X
- ↑ Толкачев В. И. Эволюция белорусской государственности и национальная идея. Архивная копия от 27 июня 2009 на Wayback Machine // Труд и социальные отношения. — 2005, № 2
- ↑ БСЭ . Дата обращения: 23 января 2009. Архивировано 19 апреля 2008 года.
- ↑ Коялович М. О. Чтения по истории Западной России. — {Мн.}: Беларуская энцыклапедыя, 2006. — 480 с. — ISBN 985-11-0348-9.
- ↑ Утрата С., диакон. Восстание 1863—1864 гг. и церковная жизнь в Белоруссии (кандидат. дис.). — Жировичи, 2000.
- ↑ И. И. Ковкель, Э. С. Ярмусик. История Беларуси: С древнейших времён до нашего времени. 4-е изд. — Минск: Аверсэв, 2004. — ISBN 985-478-446-0.
- ↑ Часовы правінцыяльны ўрад Літвы і Беларусі // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. У 6 т. Т. 6. Кн. 2: Усвея — Яшын; Дадатак / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) і інш.; Маст. Э. Э. Жакевіч. — Мн.: БелЭн, 2003. — 616 с.: іл. ISBN 985-11-0276-8
- ↑ Смирнов А. Ф. Герои 1863 года. — М., 1964. — Константин Калиновский. . Дата обращения: 29 декабря 2020. Архивировано 29 мая 2020 года.
- ↑ Паноў С. В. Матэрыялы па гісторыі Беларусі. / Пад навук. рэд. М. С. Сташкевіча, Г. Я. Галенчанкі. — Мн.: Аверсэв, 2003. — С. 168. — ISBN 985-478-094-5
- ↑ Перейти обратно: 26,0 26,1 Гісторыя Беларусі (у кантэксце сусветных цывілізацый). Вучэбн. дапаможнік / В.І. Галубовіч, З. В. Шыбека, Д. М. Чаркасаў і інш.; Пад рэд. В.І. Галубовіча і Ю. М. Бохана. — Мн.: Экаперспектыва, 2005. — 584 с. ISBN 985-469-120-9. С. 256
- ↑ Перейти обратно: 27,00 27,01 27,02 27,03 27,04 27,05 27,06 27,07 27,08 27,09 М. Біч. Паўстанне 1863—1864 гг. Кастусь Каліноўскі. // Гістарычны Альманах том 6 / 2002 Архивная копия от 7 сентября 2008 на Wayback Machine
- ↑ Каліноўскі К. За нашую вольнасць. Творы, документы / Уклад., прадм., паслясл., і камент. Г. Кісялёва. — Мн., 1999. С. 242
- ↑ Перейти обратно: 29,0 29,1 С. М. Токть Динамика этнической самоидентификации населения Беларуси в XIX — начале XX вв. . Дата обращения: 25 января 2009. Архивировано 15 сентября 2007 года.
- ↑ В. В. Яновская. «Мужицкая правда» . Дата обращения: 27 января 2009. Архивировано 24 января 2008 года.
- ↑ «Человек без сердца и души»: вобраз Каліноўскага ў часы Расійскай імперыі Архивная копия от 25 декабря 2013 на Wayback Machine
- ↑ Поджарова Наталья, Герасимчик Василий, Графологический анализ почерка: Константин Калиновский . Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано 9 января 2014 года.
- ↑ Janowski J.K. Pamiętniki o powstaniu styczniowem. 3 t. Lwów, 1923; Warszawa. 1925—1933. Т.2. S. 115.
- ↑ Перейти обратно: 34,0 34,1 34,2 Андрэй Вашкевіч. Як Гронскі расправіўся над Каліноўскім Архивная копия от 6 апреля 2009 на Wayback Machine
- ↑ Герасимчик В., «СПРАВЯДЛІВЫ ГАСПАДАР»: Образ К. Калиновского в белорусской историографии. Часть 1. Повстанец Калиновский в Разделенной Беларуси (1916—1945 гг.) Архивная копия от 24 декабря 2013 на Wayback Machine
- ↑ Кісялёў, Г. В. З думай пра Беларусь : Даследаванні і знаходкі з гісторыі беларускай літаратуры і рэвалюцыйнага руху другой паловы ХІХ стагоддзя / Г. В. Кісялёў. — Мінск : Беларусь, 1966. — 320 с.
- ↑ Белазаровіч, В. А. Гістарыяграфія гісторыі Беларусі : дапаможнік / В. А. Белазаровіч; пад агульн. рэд. І.П.Крэня, А. М. Нечухрына. — Гродна : ГрДУ, 2006. — 346 с. (недоступная ссылка) ISBN 985-417-858-7
- ↑ Смоленчук
- ↑ Гронский. Конструирование героя
- ↑ Шиптенко С. А. Идея автокефальности и униатства: вчера и сегодня (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 марта 2009. Архивировано 5 января 2009 года.
- ↑ Перейти обратно: 41,0 41,1 «Салідарнасць[укр.]» Кастуся Калиновского на самом деле звали Викентий
- ↑ Перейти обратно: 42,0 42,1 Ластоускі В. Выбраныя творы /Уклад., прадмова і каментарьй Я. Янушкевіча. — Мн., 1997.-С. 306—308
- ↑ Трещенок, Я. И. История Беларуси. Ч.1. Досоветский период // Учебное пособие. — Могилёв, 2003
- ↑ «Мужыцкая праўда» і лісты «з-пад шыбеніцы»: Тексты і каментарьй. — Нью-Йорк, 1980
- ↑ Мы ещё вспомним Калиновского // БДГ, 11 марта 2004 . Дата обращения: 22 марта 2009. Архивировано 14 марта 2010 года.
- ↑ Конференция «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя». . Дата обращения: 21 января 2013. Архивировано 5 мая 2014 года.
- ↑ Ефимов А. С. Дилогия В. В. Крестовского «Кровавый пуф» (Константин Калиновский как «проклятый скиталец») // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2021. No 4. С. 99-107.
- ↑ Положение об ордене Кастуся Калиновского (недоступная ссылка). Архивировано 12 марта 2007 года.
- ↑ Указ Президента Республики Беларусь от 15 января 1996 г. № 26 «Об утверждении описания орденов, медалей и нагрудных знаков к почётным званиям Республики Беларусь» . Дата обращения: 19 января 2009. Архивировано 14 февраля 2015 года.
- ↑ «Белпошта» выпусціла картку з маркай да 175-годдзя Каліноўскага
- ↑ У Мінску аднавілі шыльду ў гонар Каліноўскага
Литература
- Белявская И. М. А. И. Герцен и польское национально-освободительное движение 60-х годов XIX в. — Москва, 1954.
- Смирнов А. Ф. Кастусь Калиновский. — Минск. — 1963.
- Шалкевич В. Ф. Кастусь Калиновский: Страницы биографии. — Минск, 1988.
- Гронский А. Д. Кастусь Калиновский: конструирование героя // Беларуская думка. — 2008. -№ 2. — С. 82-87.
- Ефимов А. С. Константин Калиновский — «проклятый скиталец» // Нигилизм и готика. Альманах [ISBN 978-5-604-72625-9]. — Москва, 2022. С. 333—340.
- Карпович О. В. Участие населения белорусских уездов Гродненской губернии в восстании 1863—1864 гг.// Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта. Серыя 1.- 2009. — № 1.
- Смірноў А. П. Кастусь Каліноўскі ў паўстанні 1863 года. — Мінск, 1959.
Ссылки
- Родившиеся 2 февраля
- Родившиеся в 1838 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Гродненской губернии
- Умершие 22 марта
- Умершие в 1864 году
- Умершие в Вильнюсе
- Умершие в Виленской губернии
- Члены организации «красные»
- Повешенные в Российской империи
- Предводители восстаний
- Персоналии:Гродно
- Калиновские
- Казнённые в 1864 году
- Казнённые участники Польского восстания (1863—1864)
- Выпускники юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета