Калининградский морской судоходный канал

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Калининградский морской судоходный канал
Калининградский морской канал в районе города СветлыйКалининградский морской канал в районе города Светлый
Расположение
Страна  Россия
Регион Калининградская область
Характеристика
Длина канала 43 км
Наибольшая глубина 10,5 м
Водоток
Голова Гданьский залив
Координаты головы 54°38′53″ с. ш. 19°52′01″ в. д.HGЯO
Устье Преголя
Координаты устья 54°41′24″ с. ш. 20°22′19″ в. д.HGЯO

Калинингра́дский морской судоходный канал — гидротехническое сооружение, находящееся в Калининградском заливе. Протяжённость канала составляет 43 км, ширина 50 — 80 метров, глубина 9 — 10,5 метра.

История

План канала 1927 года

Вплоть до конца XIX века из-за малой глубины Калининградского залива, в который впадает такая крупная река как Ногат — крупный рукав Вислы, (несущий множество осадочных пород) суда, которые хотели зайти в морские порты Кёнигсберг или Эльблонг, сгружали часть своего груза на пристани в Пиллау, пока у них не будет максимальной осадки 4 м. В конце 19 века, когда морские суда становились все больше и больше, порт Кёнигсберг стал терять свое прежнее значение по сравнению с другими портами Балтийского моря. Возникла необходимость в создании искусственного фарватера в заливе.[источник не указан 658 дней]

Морской канал был открыт 15 ноября 1901 года. В 1924—1930 и в 1938—1939 годах проводились работы по углублению и расширению канала. В 1935 году в Пайзе был построен морской причал[1].

Гидрография

Схематическое изображение Калининградского морского судоходного канала, ранее 1910 года

Канал начинается от военной гавани города Балтийска, проходит вдоль северного берега Калининградского залива до порта Калининград. От остальной части залива канал ограждён 10 искусственными насыпными островами, за исключением участка при входе в Приморскую бухту. Поросшие лиственным лесом острова защищают фарватер от наносов со стороны залива.

По каналу могут проходить суда длиной до 200 метров с осадкой до 8,0 метра, а на участке канала длиной 22,6 км, от входных молов до причалов стивидорной компании ЗАО «Содружество — СОЯ» с осадкой до 9,6 м и грузоподъёмностью 33 000 т. Навигация по каналу осуществляется круглогодично. С января по конец марта канал может покрываться тонким слоем льда.

Из-за узости канала нельзя было организовать одновременного двустороннего движения, что ограничивало частоту захода судов к причалам. С июля 2007 года по каналу частично осуществляется двустороннее движение судов. Средняя разрешенная скорость движения судов по каналу 8 узлов, время прохождения канала составляет около 3 часов[2].

Калининградский морской канал входит в портовые воды морского порта Калининград, зона действия этих вод начинается перед морскими молами Балтийска далее через пролив до двухъярусного моста в Калининграде, для входа в эту зону требуется разрешение портовых служб.[источник не указан 658 дней]

На берегах канала расположен город Светлый и посёлок Взморье.

В Балтийске через пролив круглогодично функционирует автомобильная паромная переправа, связывающая центр города с посёлком Коса на Балтийской (Вислинской) косе. У выхода канала в Гданьский залив на Северном молу установлен конный памятник императрице Елизавете Петровне (скульптор — Георгий Франгулян).

Примечания

  1. Научно популярная энциклопедия «Вода России». Дата обращения: 13 января 2017. Архивировано 24 марта 2017 года.
  2. About port of Kaliningrad (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 января 2010. Архивировано 30 января 2011 года.

Ссылки