Калининградский морской рыбопромышленный колледж

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Калининградский морской рыбопромышленный колледж  (КМРК)
Прежние названия
  • Калининградская мореходная рыбопромысловая школа
  • Калининградское среднее мореходное училище
Год основания 1947
Год реорганизации 1950, 1952
Тип государственный
Расположение  Россия, Калининград
Адрес Калининград, улица Мореходная, 3
Сайт kmrk.ru

Калининградский морской рыбопромышленный колледж, ранее Калининградская мореходная рыбопромысловая школа, Калининградское среднее мореходное училище, Калининградская мореходка — первое на Южной Балтике советское учебное заведение, готовившее матросов и мотористов, в годы своего расцвета самое крупное. Восходит к созданным в 1947 году Балтгосрыбтрестом курсам, в 1950 году преобразованным в Калининградскую мореходную рыбопромысловую школу, а в 1952 году — в среднее училище. Ныне реализует программы среднего специального образования в составе Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.

Основание

В 1947 году Балтгосрыбтрест, ответственный за развитие рыболовства в Калининградской области, организовал первое учебное заведение, готовившее матросов и мотористов. В 1950 году приказом министра рыбной промышленности оно было преобразовано в Калининградскую мореходную рыбопромысловую школу, однако вскоре стало понятно, что подготовка в ней не давала необходимого уровня знаний[1].

Распоряжением Совета Министров СССР № 17172 от 15.09.1951 года.было решено: «Рыбопромысловую мореходную школу с 1 февраля 1952 года преобразовать в Калининградское среднее мореходное училище. При переходе на штаты училища сформировать два отделения — судовождения и судовых силовых установок»[1].

История

Становление

Осенью 1952 года к учёбе приступили по 60 курсантов на обоих отделениях, юноши не старше 15 лет, дети рабочих и крестьян, русские, белорусы, украинцы и представители других национальностей. В первый год набора ребята выдержали конкурс 14-15 человек на место[1].

Становление нового училища было трудным, не хватало всего: и квалифицированных преподавателей, и учебников, наглядных пособий, приборов, библиотека занимала комнату всего 16 кв. метров. А заявок на специалистов поступало всё больше: с 1953 года калининградские суда перешли на круглогодичный промысел. Для экипажей требовались штурманы и механики. Все курсанты проходили военно-морскую подготовку по минному тралению и получали по окончании офицерские звания. Это было насущной необходимостью, так как после Великой Отечественной войны в водах Балтики осталось много морских мин[1].

В 1958 году к мореходке была присоединена Зеленоградская радиошкола, став радиотехническим отделением. Оно готовило специалистов, обеспечивающих оперативно-диспетчерскую радиосвязь, безопасность мореплавания, охрану здоровья и жизни моряков во время рейса[1].

В 1959 году для опытных моряков, которые не получили в юности специального образования, в училище был создан ускоренный курс заочной подготовки по специальностям: морское судовождение, судовые силовые установки, судовая радиосвязь и электрооборудование судов. В число первых курсантов-заочников вошли многие прославленные рыбаки[1].

Крупнейшая мореходка Союза

Нагрудный знак выпускника Калининградского мореходного училища.

В 1965 году мореходка начала готовить ребят по новой специальности: «Эксплуатация судового электрооборудования». В полную силу развернулась методическая работа: создававшиеся в Калининграде методические пособия и учебники расходились по профильным учебным заведениям морского флота. Пополнялась и совершенствовалась учебно-материальная база отделений, которые после перевода зеленоградского радиотехнического отделения в Калининград были сконцентрированы в областном центре[1].

В 1968 году по числу учащихся Калининградская мореходка обошла другие в Западном бассейне, куда входили мореходные училища Лиепаи, Клайпеды, Таллина и Ленинграда. В её стенах получали профессию 2399 курсантов, на 670 больше, чем во втором по численности курсантов Лиепайском мореходном училище[1].

В 1974 году начальником училища стал Александр Ильич Ловчиков[2].

Уже на следующий год Калининградская мореходка становится победителем соцсоревнования среди профильных учебных заведений[1].

В 1976 году Калининградское мореходное училище по итогам работы заняло 1 место среди образовательных учреждений Министерства рыбной промышленности. С этого же года оно становится постоянным участником ВДНХ СССР: созданные курсантами тренажёры и модели неоднократно удостаивались медалей главной выставки страны[1].

1970-е годы стали эпохой расцвета балтийского рыболовного флота в том числе благодаря училищу: известно, что один рыбак в рейсе даёт работу пятерым на берегу. К концу десятилетия численность плавсостава Калининградской базы тралового флота превысила 10 тысяч человек[1].

Новые специальности и новые горизонты

В соответствии с запросами времени в мореходке появлялись новые специальности[1].

В 1979 году началась подготовка по специальности «Технология рыбных продуктов», поскольку требовались техники-технологи для судов флота и береговых предприятий рыбной промышленности[1].

В 1987 году появилась специальность «Монтаж, техническое обслуживание оборудование рыбоперерабатывающих предприятий»[1].

В 1990 году Калининградская мореходка обучала 1500 курсантов на дневной и 1000 — на заочной форме. В училище работало 270 преподавателей. Выпускники разъезжались по распределению по флотам всего Советского Союза: 60 % отправлялись на Дальний Восток, 20 % на предприятия Северного и Южного бассейнов страны, и только 20 % оставались на Балтике[3].

Кризис 1990-х

В 1990 году Калининградское мореходное училище входило в состав Всесоюзного рыбопромышленного объединения Западного бассейна «Запрыба» Министерства рыбного хозяйства СССР. 12 декабря 1990 года начальник училища А. И. Ловчиков обратился с отчаянным письмом к председателю Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцину, не получив ответов на свои обращения у вышестоящего министерства и Комитета по народному образованию. Он предупреждал о недопустимой ситуации с финансированием средних специальных учебных заведений вообще и техникумов и мореходных училищ Министерства рыбного хозяйства в частности. Он сообщил, что предложение главы российского правительства И.Силаева возложить финансирование этих учебных заведений на местные Советы абсурдно, так как они работают вне рамок отдельно взятого региона, и местным властям невыгодно тратить деньги на специалистов, которые уедут в другие области страны[3].

В 1990-ые годы руководство рыбацкого края пыталось сохранить траловый флот, а Калининградскому морскому колледжу, получившему новое название в 1991 году, предстояло приспособиться к рыночным отношениям. Дать новую жизнь мореходке смог В. А. Волкогон, ставший начальником колледжа в 1995 году. Тогда при радиотехническом отделении начали подготовку будущих экономистов и бухгалтеров, на технологическом отделении открылась специальность «Технология продуктов общественного питания»[1].

В 1996 году колледж начал готовить специалистов по ремонту и эксплуатации ЭВМ, с 1997 года на судомеханическом отделении стали обучать автомехаников, с 1998 года — механиков по холодильному оборудованию[1].

В 2009 году в колледже появилось автомеханическое отделение, в 2016 — отделение холодильной техники, специальности технологов общепита даёт механико-технологическое отделение[1].

С 2012 года в колледже обучают специалистов для логистической деятельности[1].

Реорганизация

В 2011 году колледж стал структурным подразделением Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, которая с 1 января 2013 года вошла в состав федерального Калининградского государственного технического университета[1].

Начальники

  • 1950—1952: В. В. Соколов, бывший руководитель рыбопромысловой школы[1].
  • С марта 1952: В. П. Гусев. Первые начальники отделений А. Д. Тиняков (судоводительское), А. В. Доронин (судомеханическое), В. И. Беляев (радиотехническое, 1958), Р. П. Разумов (электромеханическое, 1965)[1].
  • 1974—1995: А. И. Ловчиков.
  • 1995—2008: В. А. Волкогон

Здание

Здание Госпиталя Святого Георга, где находится мореходка.

Колледжу передано здание Госпитала Святого Георга, построенное по проекту Кёнигсбергского городского строительного мастера Карла Вормса (нем.  Friedrich August Heinrich Karl (Carl) Worms) в 1897 году в модном на рубеже веков стиле неоготики. В своём проекте Вормс отказался от строительства монастырской церкви, восстанавливавшейся после каждого предыдущего пожара. В 1894 году было начато строительство, закончившееся открытием нового здания Госпиталя святого Георга

Комплекс зданий Калининградского морского рыботехнического колледжа на ул. Мореходной, д.3, входит в перечень объектов культурного наследия городского округа «Город Калининград».

Парусник «Крузенштерн»

«Кто не плавал под парусами, тот не моряк», — говорил великий русский адмирал С. О. Макаров. Эту фразу часто повторял начальник Калининградской мореходки А. И. Ловчиков. С его приходом курсанты из Калининграда начали участвовать в походах на паруснике «Крузенштерн», входившем тогда в Балтийский отряд учебных судов (г. Рига). Сегодня учебное парусное судно (УПС) «Крузенштерн», как и УПС «Седов», приписаны к Калининграду и закреплены за Балтийской государственной академией рыбопромыслового флота, в составе которой КМРК реализует программы среднего профессионального образования. Право пройти практику на исторических учебно-парусных судах получают лучшие курсанты[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 ИСТОРИЯ КМРК. Калининградский морской рыбопромышленный коллелдж (2022).
  2. Ловчиков Александр Ильич. Большой Энциклопедический словарь Калининградской области (2011).
  3. 3,0 3,1 Начальник Калининградского мореходного училища Ловчиков А.И. Об осуществлении централизованного финансирования средних специальных учебных заведений РФ и Калининградского мореходного училища. Документы о деятельности Б.Н.Ельцина в качестве народного депутата СССР и РСФСР, председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Ельцин-центр (12 декабря 1990).