Казанова, Джованни Баттиста

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Казанова, Джованни»)
Джованни Баттиста Казанова
Гравюра по портрету А. Р. МенгсаГравюра по портрету А. Р. Менгса
Имя при рождении Giovanni Battista Casanova
Дата рождения 2 ноября 1730(1730-11-02)
Место рождения Венеция
Дата смерти 8 декабря 1795(1795-12-08) (65 лет)
Место смерти Дрезден

Джова́нни Батти́ста Казано́ва (итал. Giovanni Battista Casanova; 2 ноября 1730, Венеция, — 8 декабря 1795, Дрезден)[1] — итальянский живописец академического направления, теоретик искусства и педагог, родной брат авантюриста и писателя Джакомо Казановы и живописца Франческо Казановы.

Биография

Джованни Баттиста Казанова родился в Венеции в 1730 году. Он был третьим сыном венецианских актёров Гаэтано Казановы и Джованны (Дзанетты) Фарусси. Оставшийся без отца в 1733 году, он в 1737 году вместе с матерью переехал в Дрезден, где Джованна стала актрисой и певицей придворного театра. Она также выступала в Санкт-Петербурге при дворе Анны Иоанновны. В Дрездене Казанова часто посещал мастерские живописцев Луи де Сильвестра и Христиана Вильгельма Дитриха.

В 1746 году, получив стипендию, предоставленную ему саксонским курфюрстом Августом III, Казанова отправился в Венецию. В ноябре 1748 года он поступил в Падуанский университет, затем оставался в Венеции с 1749 по 1752 год. В 1752 году он последовал за Антоном Рафаэлем Менгсом в Рим, там он прожил двенадцать лет в основном в доме Менгса на улице Виттория, где сложилось своеобразное международное сообщество художников. Казанова работал в мастерской Менгса, следуя заповеди знаменитого мастера о подражании «великому Рафаэлю, древним и природе». Там же Казанова познакомился с И. И. Винкельманом и иллюстрировал некоторые из его сочинений.

В 1754 году Казанова получил третью премию по классу живописи в Академии Святого Луки. Помимо выполнения заказов на живописные копии прославленных произведений для меценатов и коллекционеров, он давал уроки рисования Винкельману, создал большую часть иллюстраций к сочинению Винкельмана «Неопубликованные античные памятники» (Monumenti antichi inediti,1767) а также помогал его другу И. Ф. Раффенштайну и художнице А. Кауфман, приехавшей в Рим в 1763 году.

Имя Казановы упоминается среди рисовальщиков гравированного альбома «Древности Геркуланума» (Le antichità di Ercolano), изданного Королевской типографией Неаполя. Дж. Б. Казанова делал рисунки с самых известных античных статуй, копировал картины итальянских мастеров. В 1762 году он продал лорду Бристолю за исключительную сумму в 350 цехинов большой рисунок мелом на картоне с картины «Преображение» Рафаэля. По сообщению Винкельмана, король Англии, получив рисунок в подарок, захотел поместить его рядом с картиной Рафаэля[2]. Для маркграфа Байройтского Казанова скопировал фрески Доменикино в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме. После отъезда Менгса в Мадрид в 1761 году Казанова вместе с Антоном фон Мароном два года руководил студией на Виа Систина в Риме. Он получал приглашения от дворов Неаполя и Пармы, получил заказ от Парижской Сорбонны на создание портрета папы Климента XIII и получил главный приз Римской академии.

Дружеские отношения с Винкельманом становились всё более напряжёнными и окончательно расстроились после злой шутки сыгранной с «книжным учёным» его же близким другом А. Р. Менгсом, который написал фреску «Юпитер целует Ганимеда» (с намёком на гомосексуальные наклонности своего друга), скопировав манеру и технику античных мастеров, а затем пустил слух о якобы только что открытом произведении античного искусства. Винкельман попался и вовсю расхваливал это произведение как шедевр древности, включив его в свои научные труды. Лишь на смертном одре в 1779 году Менгс признался в своём авторстве[3]. Существует версия, что в этом розыгрыше принимал участие Казанова, подбросив Винкельману ещё две подделки, исполнив сам, либо с помощью Менгса, две картины «Танцовщицы», будто бы под большим секретом «снятые прямо со стен в Помпеях»[4][5].

Когда в 1764 году Казанова принял предложение занять должность профессора живописи в Дрезденской академии изобразительных искусств Винкельман, воспользовавшись случаем, использовал все средства, чтобы испортить репутацию Казановы, настолько, что его обвинили в подделке аккредитивов и заочно приговорили к десяти годам тюремного заключения в Риме. Но, судя по всему, дрезденский суд не поверил обвинениям, и репутация Казановы не пострадала. В 1776 году Дж. Б. Казанова был назначен директором Дрезденской академии, должность, которую он делил с Я. Э. Шенау (чередуя с ним годовые смены), и которую он занимал до своей смерти в 1795 году. Под его руководством прошли обучение многие художники, внёсшие свой вклад в развитие художественного вкуса в Германии. На основе собственного опыта Казанова разрабатывал теорию живописи, которую намеревался сделать предметом публикации, но оставил только рукопись первого тома на французском языке, хранящуюся в библиотеке Дрезденской академии. Он также написал книгу на итальянском языке для студентов Академии под названием «Рассуждения о древних и различных памятниках…» (Discorsi sopra gli antichi e varj monumenti loro per uso degli alunni dell’Elettoral Accademia delle Bell’Arti di Dresda di G. Casanova professore della medesima). Примечательно, что это сочинение предназначалось не только для студентов, но и для всех любителей искусства.

В мае 1764 года Дж. Б. Казанова женился в Риме на Терезе Роллан (умерла в 1779 году), от которой у него было восемь детей (старший был крещён в Дрездене 24 декабря 1765 года). Портрет Казановы в молодом возрасте, написанный Менгсом, был выгравирован К. Ф. Боэтиусом; портрет, написанный Антоном Граффом и датируемый примерно 1790 годом, находится в коллекции Г. Шефера в Оббахе-Швайнфурте (Бавария)[6].

Казанова был типичным представителем академической школы своего времени, членом не только римской, но и болонской Академии Клементина и Кассельской академии[7].

Учёный и знаток античного искусства, он владел обширной библиотекой и ценным собранием произведений искусства, в частности, античных монет, медалей и драгоценных камей. В 1792 году часть коллекции приобрела российская императрица Екатерина II. После смерти художника часть его коллекции приобрёл князь А. М. Белосельский-Белозерский[8].

Дж. Б. Казанова оставил большое количество рисунков и картин, но его произведения, в последующем казались слишком академичными и были забыты. Тем не менее, они сохранились во многих собраниях. Так в коллекции императрицы Екатерины II было двести рисунков Казановы, иллюстрирующих «римские древности»[9].

Примечания

  1. Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 21 (1978). — URL: https://www.treccani.it/enciclopedia/giovanni-battista-casanova_%28Dizionario-Biografico%29/ Архивная копия от 19 января 2022 на Wayback Machine
  2. CASANOVA, Giovanni Battista in "Dizionario Biografico". Дата обращения: 26 марта 2021. Архивировано 19 января 2022 года.
  3. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 76
  4. Kurz O. Falsi e Falsari. — Venezia, 1961. — Pp. 84—85
  5. Robert C. Archäologische Hermeneutig. — Berlin, 1919. — S. 332
  6. U. Thieme-F. Becker. Künstlerlexikon, VI
  7. J. Casanova de Seingalt. Histoire de ma vie, I—VI. — Wiesbaden-Paris, 1960—1962
  8. Catalog d’une collection d’estampes choisies et bien conservées des toutes les écoles, livres d’estampes et arts, desseins, et d’une collection très red de monnaies et médailles en or et en argent, delaissée par feu Jean C. … dont la vente publique se fera … le 16 Janvier 1797, sl nor d., But Dresden, 1797
  9. Keller Н. Nachrichten von allen in Dresden lebenden Künstlern. — Leipzig, 1788. — Р. 29