Болонская школа живописи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
А. Карраччи. Голова фавна. Ок. 1595. Тонированная бумага, перо, чернила. Национальная галерея искусства, Вашингтон
У. Гандольфи. Мадонна с Младенцем Св. Домиником и Винченцо Феррери. 1773. Холст, масло. Музей базилики Сан-Доменико, Болонья

Болонская школа живописи — одна из крупнейших школ академического искусства в истории западноевропейской живописи.

Понятием «болонская школа» объединяют несколько поколений художников, работавших в столице области Эмилия-Романья в XVI—XVIII веках и соперничавших с другими художественными центрами Италии — Флоренцией (Флорентийская школа живописи) и Римом. Самыми значительными её представителями были братья Карраччи, и прежде всего — Лодовико, учредивший художественную Академию дельи Инкамминати (итал. Accademia degli Incamminati) и открывший этим путь академизму в искусстве, а позднее — мастера эпохи барокко: Доменикино, Гверчино и Гвидо Рени.

Во второй половине XVI века искусство Италии испытывало кризис, как по внутренним, так и по внешним, экономическим и политическим причинам. Это было время маньеризма и эклектизма в живописи, графике и архитектуре[1].

Болонья — город в центре Северной Италии — по мнению многих знатоков истории итальянского искусства не дал миру столь же выдающихся живописцев, как Венеция, Флоренция или Рим. Болонья всегда славилась инженерами, умелыми строителями и архитекторами[2][3][4]. Но именно в Болонье в 1585 году живописец Лодовико Карраччи вместе с братьями Агостино и Аннибале организовал знаменитую впоследствии Болонскую Академию — «Академию вступивших на правильный путь» (итал. Accademia degli Incamminati), или Академию Карраччи (Accademia Caraccesiana), открывшую путь академизму в европейском искусстве. Значение этой академии было велико, хотя и оценивается в истории искусства неоднозначно[5][6][7].

Позднее Болонью прославили мастера эпохи барокко, выпускники Болонской Академии: Ф. Альбани, Доменикино, Гверчино, Дж. М. Креспи, Дж. Ланфранко, Б. Пассаротти, Гвидо Рени, Л. Спада, Ф. Франча. Но особенность их творчества заключалась в том, что, в отличие от мастеров барокко римской школы, болонцы в эту же эпоху исповедовали академизм и маньеризм[8][9].

В XVII—XVIII веках такие устремления расценивали положительно, в качестве плодотворного развития достижений итальянского Возрождения посредством «синтеза и порядка». В наше время В. Н. Гращенков назвал такую тенденцию «второй линией Высокого Возрождения», опиравшейся «на сильную натуралистическую традицию, бытовавшую в живописи Северной Италии»[10].

Идея синтеза довлела над художниками болонской школы[11]. Эту идею хорошо иллюстрирует сонет, который приписывают одному из основателей Болонской академии Агостино Карраччи, но, вероятнее всего, сочинённый К. Ч. Мальвазиа. В этом сонете изложена суть академического метода художников болонской школы[12].

В 1706 году живописец и гравёр Джампьетро Дзанотти и другие художники встретились в Палаццо Фава (доме богатого мецената и художника Эрколе Фава), чтобы основать новую академию. «Академия живописцев» (Accademia dei Pittori) была торжественно открыта в доме учёного Луиджи Фердинандо Марсили 2 января 1710 года. Её статут был утвержден папой Климентом XI в октябре 1711 года, и академия получила название «Академия Клементина» (Accademia Clementina). Новая Академия стала частью Института свободных наук и искусств (Istituto delle Scienze e Arti Liberali), основанного при поддержке папы 12 декабря 1711 года. В 1714 году Институт изменил свое название на Accademia delle scienze dell’Istituto di Bologna. Академия Клементина занимала первый этаж Палаццо Поджи (в то время Палаццо Челлези), Академия наук находилась этажом выше, а ещё выше — астрономическая обсерватория.

В Академии Клементина преподавали три члена знаменитой семьи художников-декораторов Галли Бибьена: Фердинандо, Франческо и Джузеппе, а также: Витторио Бигари, Гаэтано Гандольфи, Эрколе Лелли, Франческо Росаспина и Анджело Вентуроли. Академия Клементина была закрыта в 1796 году после наполеоновского вторжения в Италию.

В 1802 году наполеоновская администрация основала новую Национальную академию изобразительных искусств (Accademia Nazionale di Belle Arti di Bologna) в зданиях бывшей церкви иезуитов и монастыря Сант-Иньяцио, построенных Альфонсо Торреджиани между 1728 и 1735 годами. В 1805 году название академии было изменено на «Reale Accademia di Belle Arti». В 1815 году, после падения Наполеона и возвращения папской власти, академия была снова переименована в «Accademia Pontificia di Belle Arti». После объединения Италии она стала Королевской (Regia Accademia di Belle Arti di Bologna).

В 1882 году управление Пинакотекой (художественной коллекцией академии), было отделено от школы и передано Управлению древностями и изобразительными искусствами (Direzione delle Antichità e Belle Arti). Два учреждения продолжали жить в одном здании. После реформ 1923 года из Академии исключили уровень среднего образования; курсы архитектуры были переведены в Болонский университет. Как и другие государственные художественные академии Италии, Болонская академия стала автономным учреждением, присуждающим учёные степени и находящаяся в ведении Министерства образования и исследований Италии (Мinistero dell’Universita e della Ricerca). Новая Академия Клементина (Accademia Clementina) была воссоздана как научное общество в 1931 году. Она имеет три класса членства: почётные члены, действительные члены, являющиеся преподавательским составом Академии, и члены-корреспонденты. Академия издаёт журнал «Accademia di Belle Arti di Bologna»[13].

Жизнеописания художников болонской школы составил Карло Чезаре Мальвазиа в знаменитом сочинении «Фельсина-художница» (Lа Felsina Pittrice: Vite e ritratti de’ pittori Bolognesi) (1677—1678).

К наиболее крупным мастерам болонской школы принадлежали:

Примечания

  1. Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. — М.: Искусство, 1971. — С. 10, 14, 28, 53—54
  2. Maylender M. Storia delle Accademie d’Italia. — Bologna: Cappelli, 1926—1930. Vol. 1—5; 1964—1965
  3. Стендаль. Рим, Неаполь и Флоренция // Собр. соч.: в 15 т. — М.: Правда, 1959. — Т. 9. — С. 140—141
  4. Муратов П. П. Образы Италии. — М.: Республика, 1994. — С.83—84
  5. Pevsner N. Academies of Art. Past and Present. Cambridge, 1940. Reprint: 1987
  6. Mahon D. Studies in Seicento art and Theory. — London: Warburg Institute. University of London, 1947. Part 4
  7. Свидерская М. И. Творчество Аннибале Карраччи как историко-художественная проблема // Искусство Запада. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка — М.: Наука, 1971. — С. 103—134
  8. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — Том II. XVI столетие. — М.: Искусство, 1978. — С. 160—183
  9. Preiss P. Panorama Manyrismu. — Praha: Odeon, 1974
  10. Гращенков В. Н. Корреджо и проблема Высокого Возрождения // Вопросы искусствознания. 1993. — № 23 — С. 151
  11. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. — Л.: Искусство, 1986. — С. 22—33
  12. Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. — М.: Искусство, 1966. — С. 17
  13. Accademia di Belle Arti Bologna — Accademia Belle Arti Bologna. Дата обращения: 26 марта 2021. Архивировано 24 марта 2021 года.

См. также

Литература