Кадыри, Абдулла

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абдулла Кадыри
узб. Abdulla Qodiriy
Псевдонимы Джулкунбай
Гражданство  Российская империя СССР
Род деятельности писатель
Годы творчества 20-е — 30-е годы XX века
Направление романист, драматург, публицист
Язык произведений узбекский
Награды Орден «Мустакиллик»

Абдулла́ Кадыри́ (узб. Abdulla Qodiriy / Абдулла Қодирий) (10 апреля 1894 — 4 октября 1938) — известный узбекский советский писатель. Основатель узбекского романтизма.

Биография и творчество

Абдулла Кадыри родился в городе Ташкент (на территории старого города) 10 апреля 1894 г., в узбекской семье, его родители занимались торговлей.[1]. С детства Абдулла заслушался рассказами отца, много повидавшего и пожившего (всего Кадыр-ака прожил 102 года), от него он унаследовал тонкую наблюдательность, столь пригодившуюся ему в литературной деятельности. Учился Абдулла сначала в мусульманской школе (1904—1906), затем — в русско-туземной школе (1908—1912), которую успешно окончил. К 1912 г. относятся первые литературные опыты Абдуллы Кадыри. В своих первых опубликованных[2] произведениях — рассказе «Развратник» (1915) и пьесе «Несчастный жених» (1915) — им с мягким доброжелательным юмором изображены черты старого узбекского быта. В 1915–1917 гг. Кадыри основательно изучил арабский и персидский языки в медресе Абдул-Касима. В дореволюционных произведениях писателя заметно влияние джадидизма́[3].

В советское время А. Кадыри учился на Московских литературных курсах им. В. Я. Брюсова (1924–1925), а затем в 1925–1926 гг. работал в Ташкенте, в узбекском сатирическом журнале «Муштум» («Кулак»). Там печатались его сатирические рассказы и фельетоны, пользовавшиеся большим успехом у читателей. Романы и повести Кадыри посвящены жизни ташкентских и кокандских узбеков в XIX в. («Минувшие дни», «Скорпион из алтаря»), а также коллективизации (повесть «Абид-Кетмень»)… Роман «Минувшие дни» произвёл фурор. Все грамотные люди потянулись читать эту книгу. И даже те, кто не умел читать, собирались группами, чтобы послушать её. Во многих узбекских семьях появились имена героев этого романа Кумуш и Атабек.

Абдулла Кадыри стал жертвой большевизма и был репрессирован. 31 декабря 1937 г. его арестовали как «врага народа». В середине 1937 г. началась кампания по непосредственному уничтожению последних узбекскихджадидских интеллигентов, деятелей узбекской литературы, истории и культуры.[4] 4 октября 1938 г. писатель был расстрелян. Похоронен на кладбище Хужа-Аламбардор (Камалан) в Ташкенте. [5]. Реабилитирован посмертно, как обычно происходило в СССР с политическими деятелями.

Процесс реабилитации

После казни А. Кадыри долгое время сажали в тюрьмы всех, у кого обнаруживали роман “Минувшие дни”. Потом обстоятельства изменились.

Абдулла Кадыри был официально реабилитирован в 1957 году. Однако факт его расстрела (как и факт посмертной реабилитации) ещё долгие годы был засекречен. Так, увидевшему свет в 1958 году русскому переводу романа «Минувшие дни»[6] была предпослана биография Абдуллы Кадыри, в которой ничего не сказано о годе и обстоятельствах его смерти. Автор биографии — известный писатель Иззат Султанов. К русскому переводу романа «Скорпион из алтаря»[7] прилагалась анонимная биографическая справка. Где коротко (и неточно) сообщалось: «Умер Абдулла Кадыри в 1939 г.».

По ненапечатанной пьесе Абдуллы Кадыри, написанной им в тридцатые годы XX века и сохранившейся только в черновиках, известный театральный режиссёр Марк Вайль поставил пьесу «Белый белый чёрный аист»[8] в своём театре Ильхом в Ташкенте.

Лишь незадолго до провозглашения независимости Узбекистана увидели свет полноценные, без купюр, биографии Абдуллы Кадыри.

Чтобы увидеть величие гор, надо отойти от них на расстояние, то же происходит с оценкой свершений и личностей великих людей. Чтобы увидеть и осознать величие, непреходящую ценность творчества Абдуллы Кадыри потребовалось более полувека.

 — написал в статье «В зеркале одной судьбы», посвященной 95-летию со дня рождения Абдуллы Кадыри (1989 г.), вышеупомянутый Иззат Султанов.

Ныне именем писателя названа улица в центре Ташкента и станция метро на Юнусабадской линии.

Награды

Библиография

  • «Минувшие дни», роман (1922-25);
  • «Скорпион из алтаря», роман (1929);
  • «Абид -Кетмень», повесть (1935).

Экранизации

  • 1969 — «Минувшие дни», режиссёр Ю. Агзамов, в главной роли У. Алиходжаев
  • 1973 — «Побег из тьмы». По мотивам романа "Скорпион из алтаря". Режиссёр Ю. Агзамов, автор сценария — С. Мухамедов, оператор — А. Панн. В ролях: И. Эргашев, Т. Шакирова, А. Ходжаев, Ш. Иргашев, Я. Ахмедов, Н. Рахимов.
  • 1997 — «Минувшие дни», режиссёр М. Абзалов, в главной роли Б. Мухамакаримов

Ссылки

Примечания

  1. Кроме того, его отец, Кадыр-ака, был искусным садоводом. Поэтому в советских анкетах Абдулла Кадыри называл себя «сыном садовника».
  2. Под псевдонимом Джулкунбай
  3. Слово «джадид» переводится по смыслу как «новые люди». Джадиди́зм – буржуазно-либеральное движение в среде российских мусульман, зародившееся в 80-х годах XIX в. Первоначально, движение, имеющее узкокультурную направленность – за реформу старой системы мусульманского образования и необходимость европейского образования для мусульман. Для этого сторонниками движения организовывались новометодные школы для мусульманских детей. Позднее ставшее политическим движением. Архивная копия от 15 апреля 2008 на Wayback Machine
  4. А в середине 1937 г. началась и кампания по непосредственному уничтожению последних джадидских интеллигентов, деятелей узбекской литературы, истории, культуры – … Абдуллы Кадыры (арестован 31 декабря, архив КГБ УзССР, №П −1946), … и др. (недоступная ссылка)
  5. Следует отметить, что А. Кадыри подвергся репрессиям скорее не вследствие происков «Москвы», а по злому умыслу некоторых местных узбекских «верноподданных» и завистливых «деятелей культуры», по сути сведших с талантливым человеком счеты: Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июля 2011. Архивировано 3 декабря 2008 года.. Например, среди следственных материалов по делу Абдуллы Кадыри кроме допросов следователей и ответов обвиняемого, зафиксирован также ряд коллективных отзывов и рецензий о его творчестве, где оно представлено как националистическое и антисоветское. Такие материалы подписаны С. Хусаиновым, Н. Ахундиным, Алимом Шарафутдиновым, Г. Гулямом и другими. Часть фотокопий опубликована Набиджонон Боки в «Книге казни» (Ташкент, 1992, издательство им. Г. Гуляма): http://history.referama.ru/txt.php?str=6&srch=&ch=15119 (недоступная ссылка).
  6. Ташкент, Государственное издательство художественной литературы УзССР, 1958 г.
  7. Ташкент, Государственное издательство художественной литературы УзССР, 1961 г.
  8. По мнению некоторых критиков трагическая гибель режиссёра связана с его экспериментами в области гомоэротической эстетики в своем театре, особенно ярко проявившимися именно в трактовке этой пьесы: Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 ноября 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  9. Жизнь и творчество Абдуллы Кадыри. Дата обращения: 13 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  10. Указ Президента Республики Узбекистан от 25 августа 1994 года № УП-939 «О награждении в связи с 3-ей годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан»