Перейти к содержанию

Кавина, Лидия Евгеньевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лидия Евгеньевна Кавина
На сольном концерте в Екатеринбурге в 2005 годуНа сольном концерте в Екатеринбурге в 2005 году
Основная информация
Полное имя Лидия Евгеньевна Кавина
Страна  СССР Россия
Профессии музыкант, композитор, педагог
Инструменты терменвокс
Жанры классическая музыка, авангардная музыка, популярная музыка
Коллективы Boston Modern Orchestra Project, Messer Chups
Сайт lydiakavina.com

Лидия Евгеньевна Кавина (род. 8 сентября 1967 года, Москва, СССР) — российская исполнительница на терменвоксе, композитор и музыкальный педагог.

Биография

Родилась в семье московских архитекторов — доктора архитектуры, члена-корреспондента Российской академии архитектуры Евгения Васильевича Кавина (1925—2007)[1] и Натальи Михайловны Нестурх (1925—1998).

В 9 лет начала изучать терменвокс под руководством изобретателя инструмента, Л. Термена, который являлся двоюродным братом её деда, известного антрополога М. Ф. Нестурха[2], и был частым гостем в семье Кавиных[3]. Пять лет спустя дала свой первый концерт на терменвоксе, положивший начало музыкальной карьере, которая до сих пор насчитывает более чем тысячи театральных, радио- и телевизионных выступлений по всему миру.
С 1983 по 1988 год выступала с Оркестром Электромузыкальных Инструментов при ВР и ЦТ п/у В. В. Мещерина на альтернативном классической модели терменвоксе «Системы Ковальского». Несколько лет работала лектором Музея Музыкальной культуры им. Глинки.

Закончила композиторский факультет Московской государственной консерватории (в классах доцента А. И. Пирумова и профессора Т. А. Чудовой), где также окончила ассистентуру-стажировку и вела класс классического терменвокса в студии электронной музыки в течение ряда лет.

Выступала в качестве сольного исполнителя в таких залах, как Большой зал Московской консерватории, Московский международный Дом музыки под руководством Владимира Спивакова и дворец Бельвю в Берлине (резиденция президента Германии), а также выступала на ведущих фестивалях, в том числе на фестивале Линкольн-центра (Нью-Йорк), Фестивале электронной музыки в Бурже и фестивале «Авангард» (Москва).

Исполняет большинство из классического репертуара терменвокса, в том числе популярные произведения для терменвокса Богуслава Мартину, Иосифа Шиллингера, Миклоша Рожа, а также Эдгара Вареза и Николая Обухова. В сопровождении Лондонского филармонического оркестра участвовала в записи саундтрека Говарда Шора в оскароносном фильме «Эд Вуд» Тима Бёртона, а также в фильмах «Машинист» Б. Андерсона[4], «Экзистенция» Д. Кроненберга. Записала несколько компакт-дисков и учебный видеофильм для Moog Music — компании-производителя электронно-музыкальных инструментов, в том числе терменвоксов. Участвовала в театральных постановках режиссёра Роберта Уилсона в театре «Талия» (Thalia Theater) в Гамбурге, прежде всего в спектаклях «Алиса» и «Чёрный всадник» с музыкой Тома Уэйтса. Сотрудничала также с русской экспериментальной группой Messer Chups. В 2022 году участвовала в записи новго альбома группы Аквариум[5].

Активно пропагандирует новую экспериментальную музыку для терменвокса. В сотрудничестве с Барбарой Буххольц и Kamerensemble Neue Musik Berlin провела ряд концертов современных произведений для терменвокса в Германии в 2005—2007 годах. Наиболее заметным проектом в недавнем творчестве Кавиной стало соло терменвокса в «Русалочке», балете Леры Ауэрбах и хореографа Джона Ноймайера по мотивам сказки Г. Х. Андерсена в Оперном театре Копенгагена и Гамбургской государственной опере (2007).

Участвовала в организации фестивалей терменвокса, в том числе Первого Международного Фестиваля Терменвокса в Портленде (штат Мэн, США) 1997, фестивалей «Hands Off» в Великобритании, и фестиваля «Without Touch» в Германии. Ведет активную предподавательскую деятельность. В разное время под её руководством начинали изучать терменвокс известные современные исполнители Масами Такэути, Барбара Буххольц, Каролина Айк, Олеся Ростовская.

Автор ряда собственных произведений для терменвокса, в том числе концерта для терменвокса с оркестром, впервые исполненного оркестром Boston Modern Orchestra Project под руководством Джила Роуза.

Муж — Георгий Павлов — по образованию физик, конструирует и собирает новые модели терменвоксов. Имеет двух сыновей.

Дискография

На СD:

  • Music from the Ether, Mode records, 1999
  • Concerto per Theremin. Live in Italy, Teleura, 2000
  • Touch! Don’t Touch! — Music for Theremin with Barbara Buchholz, Wergo, 2006[6]
  • Spellbound!, Mode records, 2008

Совместно:

  • Music for Films III Music by Brian Eno, Opal Records, 1988
  • Ed Wood: Original Soundtrack Recording Music by Howard Shore, Hollywood Records, 1994
  • eXistenZ, Soundtrack Music by Howard Shore, RCA Victor, 1999
  • Black Black Magic Music by Messer Chups, Solnze Records, 2002
  • Crazy Price Music by Messer Chups, Solnze Records, 2003
  • Vamp Babes , Upgrade Version Music by Messer Chups, Solnze Records, 2004
  • Baehlamms Fest Music by Olga Neuwirth, Kairos, 2003
  • The Machinist, Soundtrack Music by Roque Baños, Melodramma Records, 2005

Видеофильмы:

  • Mastering the Theremin, Big Briar, 1995
  • Concerto per Theremin. Live in Italy, Teleura, 2001

Примечания

  1. Кавин Евгений Васильевич. Дата обращения: 3 декабря 2018. Архивировано 3 декабря 2018 года.
  2. Ковалева С. К. «Лев Термен. Феномен XX века. Документальная повесть.» — М.: Бюро Квантум, 2008, С.284. ISBN 978-5-85843-078-0
  3. Albert Glinsky, «Theremin: Ether Music and Espionage», Foreword by Robert Moog, — University of Illinois Press, 2000. — C. 314 ISBN 0-252-02582-2
  4. Thom Holmes. The Teremin and its Offspring // Electronic and Experimental Music: Technology, Music, and Culture. — 3, illustrated. — Routledge, 2008. — P. 25. — 462 p. — ISBN 9780415957823.
  5. «Не может группе быть 50 лет». www.kommersant.ru (30 декабря 2021). Дата обращения: 18 ноября 2022. Архивировано 26 января 2022 года.
  6. Karin Bijsterveld, José van Dijck. The Revival // Sound Souvenirs: Audio Technologies, Memory and Cultural Practices. — Amsterdam University Press, 2009. — P. 145. — 218 p. — ISBN 9789089641328.

Ссылки