Перейти к содержанию

Кавалерович, Ежи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ежи Кавалерович
Jerzy Kawalerowicz
Ежи Кавалерович, 2001 годЕжи Кавалерович, 2001 год
Профессия кинорежиссёр
Карьера 19472001
Награды
Кавалер Большого креста ордена Возрождения Польши Кавалер Командорского креста ордена Возрождения Польши Кавалер Рыцарского креста ордена Возрождения Польши
Орден Знамя Труда I степени Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis»

Е́жи Франци́шек Кавалеро́вич (польск. Jerzy Franciszek Kawalerowicz; 19 января 1922, Гвоздец — 27 декабря 2007, Варшава) — польский кинорежиссёр.

Биография

Ежи Кавалерович родился 19 января 1922 года в небольшом городке Гвоздец (ныне Коломыйский район Ивано-Франковской области Украины) в армянской семье (по отцовской линии)[1][2]. Во время учёбы в Академии художеств в Кракове (диплом в 1948 году) окончил кинокурсы (1946). Был ассистентом режиссёра на съёмках фильмов «Запрещенные песенки» (1947, реж. Леонард Бучковский) и «Последний этап» (1948, реж. Ванда Якубовска). В 1956—1968 годах — организатор, а с 1972 года — художественный руководитель творческого кинообъединения «Кадр», где были отсняты многие знаменитые произведения польского кино — от «Пепла и алмаза» Вайды до картины «Ва-банк» Махульского. Член ПОРП (1954—1990). Один из основателей и первый председатель Союза польских кинематографистов (1968—1978). В 1998 году Кавалеровичу было присуждено звание doctor honoris causa парижской Сорбонны.

Творчество

В художественном кинематографе дебютировал в 1951 году фильмом «Община» (совместно с К. Сумерским). В следующих картинах режиссёра: «Целлюлоза», «Под Фригийской звездой» (1954, приз МКФ в Карловых Варах) и особенно в фильме «Тень» (1956) заметно стремление отступить от канонов социалистического реализма. Являлся одним из выразителей идей неформального художественно-социального направления 1950-х — 1960-х годов в национальном кино Польши, так называемой Польской школы кинематографа.

Шедевры

Наиболее значительные картины Кавалеровича — «Поезд» (в советском прокате «Загадочный пассажир», 1959, приз МКФ в Венеции; приз МКФ в Лондоне); «Мать Иоанна от ангелов» (1961) и «Фараон» (1965, по роману Болеслава Пруса). Во всех трёх фильмах снялась выдающаяся польская актриса Люцина Винницка (в «Фараоне» ей досталась небольшая роль).

После «Фараона»

После снискавшего громкий успех у советского зрителя постановочного «Фараона» фильмы Кавалеровича долгое время не приобретались для проката в СССР.

Ни камерную психологическую картину «Игра», ни тщательную историческую реконструкцию «Смерть президента» (о недолгом правлении и трагической гибели первого президента Польши Габриэля Нарутовича), ни трагическую сагу о расстрелянных казаками в начале Первой мировой войны галицийских хасидах «Аустерия» широкий зритель в СССР не видел. То же самое относится и к фильму «Узник Европы» о последних годах жизни Наполеона. Две последние ленты режиссёра, снятые уже в постсоветское время, «За что?» (по повести Льва Толстого) и «Камо грядеши» (по роману Генрика Сенкевича), в России были показаны, но о повторении успеха «Фараона» речи не шло.

Фильмография

Примечания

  1. Интервью с Е. Кавалеровичем (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 сентября 2011. Архивировано 3 мая 2017 года.
  2. Гулян С. Армяне в мировом кино Архивная копия от 14 мая 2009 на Wayback Machine. Национальная идея — Июнь 2008, № 3.

Литература

  • Соболев Р. П. Ежи Кавалерович, Фильмы, стиль, метод. — М.: Искусство, 1965.

Ссылки