История образования в Азербайджане

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

История образования в Азербайджане - история развития образования в Азербайджане с момента его становления до начала 2000-х годов.

Ранний период

Сохранившаяся медресе 1646 года в Ичери-шехер, в Баку

После принятия ислама грамотность в Баку стала фактически обязательной, так как все мусульмане должны были уметь читать Коран. Школы (мектебы) были при всех мечетях, университеты (медресе) — только при больших мечетях. Существовали и отдельные мектебы, а также большие медресе. Преподавание велось обычно с группами в 4-6 учеников в мектебах и 10-15 — в медресе. Мальчики и девочки должны были учиться вместе. Однако в действительности девочки получали образование дома, хотя в начале XIX века в Баку существовали две небольшие школы для девочек. Часто домашнее образование получали и мальчики из зажиточных семей. Мулла, ведущий обучение, играл роль европейского гувернера. Слово мулла стало синонимом слова муаллим (учитель). В мектебе педагог сидел среди учеников, в медресе — на кафедре, а рядом с ним сидели его помощники, которые доводили до студентов слова педагога и отвечали на их вопросы. Мектебы находились в ведении отдельных мулл, а медресе были на обеспечении крупных религиозных организаций.

«Татарская1 школа в Шуше». Рисунок Клерже по зарисовке В. Верещагина, 1865

Обучение в школах начиналось с освоения арабской письменности и заучивания Корана наизусть. Выучивший Коран наизусть назывался хафизом. После этого приступали к изучению персидского языка, исламского права, истории ислама, философии, арифметики, астрономии и астрологии и др. Поэтому после присоединения Баку к России эти школы иногда называли персидскими.

Для легкости усвоения материала некоторые учебники писались в стихотворной форме. Начиная с раннего Средневековья для таких школ составлялись и переписывались писцами в больших количествах персидско-азербайджанские и арабско-азербайджанские словари. Ученики сидели на ковре, поджав ноги под себя. Книгу или тетрадь держали на правом колене. Редкие и дорогие книги размещались на специальной подставке — рахиле. Перед учениками лежал галамдан (пенал), в котором находились принадлежности, необходимые для каллиграфического письма: чернильница, перья, перочинный ножик, ножницы и кусок слоновой кости, необходимой для подрезания перьев. Занятия велись с утра до вечера с часовым перерывом на обед. Каникул не было. На Новруз отдыхали три или четыре дня. Еду дети приносили вместе со специальной скатертью из дома.

Методика преподавания (особенно языков), отработанная веками, была очень эффективной, хотя для достижения этой эффективности порой приходилось применять телесные наказания. Для продолжения обучения выпускники ехали в ведущие университеты Шамахи, Гянджи, Тебриза и Багдада, участвовали во всевозможных диспутах. В небольшом Баку было около 20 мечетей с мектебами и медресе, несколько самостоятельных мектебов и несколько медресе высшего образования при ханагях и имам-заде.

XIX век - начало XX века

Реальное училище в Баку. Начало XX века

С начала XIX века указанные школы начали европеизироваться. Появились школы нового типа. В первых школах такого типа детей сажали на небольшие табуреточки у невысоких парт, так, чтобы им легко было приспособиться к новым условиям. Появились классные доски и всевозможные учебные пособия.

В 1832 году царская администрация открыла в Баку уездное училище, позднее преобразованное в губернское. Оно размещалось за пределами крепостных стен в первой линии новой застройки в одноэтажном каменном доме. Преподавание велось на русском и азербайджанском языках по программе, принятой в христианской России. Особой популярностью в связи с этим училище не пользовалось, хотя выпускники училища имели определённые привилегии при поступлении на работу. В связи с этим по инициативе и при материальной поддержке зажиточных бакинцев в 1848 году в Баку открылось так называемое Мусульманское училище, программа обучения в котором была более близкой к традициям, принятым в мектебах города, а оснащение и методика преподавания — более современными. Срок обучения составлял 6 лет — по два года на курс. Выпускники училища имели право поступления в гимназию[1]. В 1881 году в Шуше открылось шестиклассное реальное училище[2]. На базе Елизаветпольского уездного училища была создана Гянджинская мужская гимназия.

В 1901 году открылась Бакинская мусульманская женская школа. В 1913 году школа преобразована в женскую учительскую семинарию. К 1915 году в Баку насчитывалось 5 женских школ. Начинается развитие женского образования. Открываются женские школы в Нахичевани, Эривани. Открываются учительские семинарии.

Одним из учебных заведений, готовивших кадры учителей, являлась Закавказская учительская семинария.

В 1902 году на территории Елизаветпольской и Бакинской губерний действовало 230 начальных училищ. В них обучалось 15 000 учеников. в том числе 6 700 девочек. К 1916 году количество начальных училищ достигло 373[3].

Обучение в школе, реальном училище было первой ступенью образования. По окончании обучения аттестат давал право поступления в высшие учебные заведения Российской Империи, и иные.

Период АДР

см. Министерство народного просвещения Азербайджанской Демократической Республики

28 мая 1918 года Правительством АДР было учреждено Министерство Народного Просвещения.

В 1919 году парламентом АДР были выделены средства на пополнение фонда  библиотек Азербайджана книгами на азербайджанском языке. В период АДР в республике насчитывалось 11 библиотек, насчитывавших 95 тысяч экземпляров библиотечного фонда[4].

Период СССР

28 апреля 1920 года Министерство преобразовано в Комиссариат Народного Просвещения.

28 сентября 1920 года все работники сферы образования были переданы в ведение Народного Комиссариата просвещения. В отношении продовольствия установлено право продовольственного пайка первой категории[5].

Работники образования были освобождены от трудовой повинности.

Минимальное количество студентов Азербайджанского государственного университета на 1920/21 учебный год было установлено в 1 430 человек. Из них 500 человек - на медицинском факультете, 100 человек - на факультете естественных наук, 830 человек - на историко-филологическом[6].

29 августа 1930 года был принят указ о всеобщем начальном образовании.

В 1921 году были открыты Азербайджанский Государственный Педагогический институт, Азербайджанский Политехнический институт, Высшая школа живописи, Консерватория. В 1929 году - Институт Народного хозяйства (Гянджа). Был создан Азербайджанский Медицинский институт.

В 1934 году Политехнический институт был преобразован в Нефтяной институт, Бакинский Государственный институт в Азербайджанский Государственный институт.

В 1940 году в Азербайджане насчитывалось 16 высших учебных заведений, в которых обучались 14 600 чел.[7]

В 1940 году профессионально-техническое образование было выведено из под юрисдикции Комиссариата, и передано во вновь созданное Управление трудовых резервов.

С 1959 до 1988 года в Азербайджанской СССР фактически существовало три органа управления образованием - Министерство Народного Просвещения, Министерство Высшего и Среднего Специального Образования, а также Государственный Комитет Профессионально-Технического Образования.

В 1988 году все три органа были объединены в Министерство Народного Образования, которое в 1993 году преобразовано в Министерство Образования.[8]

С 1949 года введено обязательное семилетнее, с 1959 - обязательное восьмилетнее, с 1966 - обязательное 10-летнее образование. С 1945 года в средних школах введены выпускные экзамены. Учреждены золотые и серебряные медали.

До 1 000 студентов из Азербайджана имели право поступления в ведущие ВУЗы СССР по внеконкурсному набору. По окончании обучения была обязанность вернуться в Азербайджан[9].

После 1990 года

Количество общеобразовательных школ
(к началу учебного года)

за период 2000 - 2009

2000/2001 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009
общее количество 4561 4565 4553 4559 4538 4562 4557
включая:
дневных 4548 4553 4544 4550 4529 4555 4550
из которых:
государственных 4548 4542 4533 4538 4516 4538 4533
негосударственных 4 11 11 12 13 17 17
вечерних 13 12 9 9 9 7 7

См. также

Примечания

  1. «Старый Баку». Чингиз Каджар. Баку — 2007
  2. Ахмед бек Агаоглу – великий поборник европеизации Востока | IRS Наследие. irs-az.com. Дата обращения: 13 сентября 2022.
  3. История Азербайджана с древнейших времен до начала XX в. / Играр Алиев. — Баку: Элм, 1995. — С. 181. — 234 с. — ISBN 5—8066—1867—6.
  4. Azərbaycanin mədəniyyət təqvimi. — Баку, 2019
  5. Декрет АзРевКом №208 от 28 сентября 1920
  6. Декрет АзРевКом №263 от 31 октября 1920
  7. История Азербайджана с древнейших времён до первых десятилетий 21 века Учебник для ВУЗов / Абдуллаев М.. — Баку: Baku Universiteti, 2016. — С. 338. — 452 с.
  8. Общая информация. Министерство образования Азербайджанской Республики. Дата обращения: 28 сентября 2021. Архивировано 29 августа 2021 года.
  9. Ильхам Алиев и Садыр Жапаров приняли участие в открытии Учебно-воспитательного комплекса школы-гимназии » Официальный сайт президента Азербайджанской Республики. president.az. Дата обращения: 20 ноября 2022.

Ссылки

  • Мисир Марданов. История образования в Азербайджане. — Tehsil, 2011.
  • 1. Под словами «татарская», «татарин» в то время часто русские путешественники подразумевали «азербайджанская», «азербайджанец»[1].
  1. А. К. Лебедев. Василий Васильевич Верещагин: Жизнь и творчество. 1842—1904. Искусство, 1972. Стр. 42