История веб-комиксов
История веб-комиксов тесно связана с развитием технологий, искусства и бизнеса в интернете. Первые комиксы начали распространяться онлайн с середины 1980-х годов. Некоторые ранние произведения основывались на печатных комиксах, но когда в середине 1990-х годов Всемирная паутина стала набирать популярность, всё больше художников начали создавать комиксы исключительно для распространения через интернет. К 2000 году множество создателей веб-комиксов добились существенных финансовых успехов, а сам жанр получил признание в художественной среде.
Во второй половине 2000-х годов создание веб-комиксов стало менее выгодным в финансовом отношении из-за роста популярности социальных сетей и отсутствия интереса потребителей к определённым видам сопутствующих товаров. Однако в этот же период набрали популярность платформы для краудсорсинга Kickstarter и Patreon, так что читатели смогли жертвовать деньги создателям веб-комиксов напрямую. В 2010-х годах возросла популярность вебтунов в Южной Корее, где эта форма художественных произведений получила широкое признание.
Ранняя история (1985—1995)
Самый ранний комикс, распространявшийся в Интернете, — это серия Эрика Милликина Witches and Stitches, которую он начал загружать в сеть CompuServe ещё в 1985 году. Благодаря публикациям в интернете Милликин смог распространять свои работы без оглядки на цензуру издательств и запросы большинства[1][2]. К 1986 году в сети CompuServe публиковались и другие комиксы, в том числе T.H.E. Fox Джо Экайтиса, фурри-веб-комикс, нарисованный на Commodore 64[3][4].
В начале 1990-х художники публиковались через множество различных интернет-протоколов, так как было ещё неясно, какие из них будут использоваться наиболее широко. Например, в 1992 году через Usenet распространялся комикс Ханса Бьордала Where the Buffalo Roam. С помощью этой технологии произведения Бьордала распространялись в университетских городках нескольких штатов США. В 1993 году стала популярной технология World Wide Web Тима Бернерса-Ли; использование Всемирной паутины в этом году выросло на 341 634 %, так что рост использования конкурирующего протокола Gopher на 997 % выглядел довольно скромным. Веб-браузер Mosaic, бета-версия которого появилась в 1993 году, позволял размещать изображения в недавно появившихся форматах GIF и JPEG прямо на веб-страницах. До этого, чтобы просматривать передаваемые через интернет изображения, их нужно было сначала загружать на жёсткий диск[5][6].
В 1994 и 1995 годах создатели веб-комиксов, таких, как Jax & Co., NetBoy и Argon Zark!, экспериментировали с форматами, доступными только в Интернете: они рисовали комиксы таких форм и размеров, которые невозможно распечатать на бумаге. В комиксе Jax & Co. Майка Вина появился интерфейс «перелистывания страниц», чтобы читатели рассматривали рисунки по порядку; эта концепция была быстро адаптирована и другими авторами[7][8]. Также в 1994 году художник, известный как Eerie, разместил на BBS комикс, выполненный в технике ANSI-art[9][10].
Рейндер Дийкхейс вспоминал, что к концу 1995 года в интернете распространялись сотни комиксов. Большинство из них были походили на комиксы из университетских газет и существовали недолго[8]. В 1995 году, когда Дилберт стал первым опубликованным в Интернете синдицированным комиксом, тем самым «[придав] определённую легитимность концепции онлайн-комиксов», стало ясно, что Интернет может быть эффективным инструментом для охвата широкой аудитории[11].
Второе десятилетие (1995—2005)
В 2000 году Скотт Макклауд выпустил книгу Reinventing Comics, в которой утверждал, что будущее комиксов находится в интернете. Макклауд считал, что Всемирная паутина позволяет использовать для создания комиксов преимущества цифровых медиа; так появилась идея бесконечного холста. К 2008 году стало ясно, что прогнозы Макклауда о бесконечном холсте не были полностью реализованы[12][6], но его идеи повлияли на таких художников, как Каетано Гарса и Demian5[7].
В 1997 году Брайан Макнетт основал компанию Big Panda, предоставлявшую хостинг для веб-комиксов. На Big Panda было размещено более 770 проектов, включая Sluggy Freelance, это был первый крупный портал веб-комиксов. В 2000 году Макнетт закрыл Big Panda из-за отсутствия интереса. Крис Кросби, который в своё время публиковал на Big Panda веб-комикс Superiosity, связался с Макнеттом по поводу создания нового портала веб-комиксов, получившего название Keenspot. Его новый сайт стал очень успешным[6].
В 2002 году Джои Мэнли основал портал веб-комиксов Modern Tales, конкурента Keenspot, который одним из первых успешно начал продавать веб-комиксы по подписке. По словам Т. Кэмпбелла, в то время казалось, что создание веб-комиксов не может приносить достаточного дохода, количество рекламных заказов упало до рекордно низкого уровня. Портал Modern Tales быстро завоевал популярность, так что Мэнли запустил дочерние сайты Girlamatic и Webcomics Nation[13]. К 2005 году у Modern Tales было 2000 пользователей, каждый из которых платил по 3 доллара в месяц. В том же году на портал Keenspot в день заходило около 125 000 читателей, размещение рекламы приносило более 200 000 долларов США в год[14]. Известные художники комиксов, такие как Карла Спид Макнил и Леа Эрнандес, начали уделять больше внимания интернету, чтобы охватить более широкую аудиторию и создать «онлайн-портфолио»[6].
С распространением веб-комиксов стали появляться и профессиональные награды. В 2000 году на конкурсе Eagle Awards появилась категория «Любимый веб-комикс», а в 2001 году состоялось первое вручение премии Web Cartoonists' Choice Awards. В 2001 году Ignatz Awards также добавили номинацию «Лучший онлайн-комикс», но мероприятие было отменено из-за трагедии 11 сентября, впервые награждение состоялось лишь в 2002 году. В 2005 году категория «Лучший цифровой комикс» наконец появилась и на Eisner Awards, самой престижной премии в индустрии комиксов[6].
Веб-комиксы по видеоиграм
Во второй половине 1990-х годов сформировался жанр веб-комиксов по видеоиграм. В 1995 году Крис Моррисон опубликовал первый известный веб-комикс по видеоиграм Polymer City Chronicles. К концу десятилетия его примеру последовали и другие, в том числе PvP Скотта Курца в мае 1998 года и спрайтовый комикс Джея Ресопа Neglected Mario Characters в сентябре 1998 года[15]. В ноябре 1998 года дуэт Джерри Холкинса и Майка Крахулика запустил Penny Arcade, комикс, который Них Марагос с сайта 1UP.com назвал «самым популярным, самым прибыльным и самым влиятельным» веб-комиксом по видеоиграм[16], а Майкл Мегиннис — «одним из наиболее часто имитируемых комиксов»[17].
В начале 2000-х деятельность Penny Arcade вышла за пределы индустрии веб-комиксов. В 2003 году Холкинс и Крахулик основали благотворительную организацию Child’s Play, за первый год её существования удалось собрать более 100 000 долларов США на игрушки для детской больницы Сиэтла. С тех пор благотворительная организация стала ещё более успешной и теперь отправляет игрушки больницам по всей стране. В 2004 году Холкинс и Крахулик организовали Penny Arcade Expo (PAX), ежегодную выставку видеоигр, на которую в первый год пришло около 3000 человек и с тех пор число посетителей постоянно росло[16][6].
В апреле 2000 года был выпущен Bob and George Дэвида Анеза — первый спрайтовый комикс, достигший значительной популярности. Однако только после появления 8-Bit Theater Брайана Клевингера этот жанр стал действительно сформировался. Критик Марагос с сайта 1-UP.com писал, что 8-Bit Theater «в полной мере воплотил этот стиль и добился наибольшей популярности»[18]. Ларри Круз из Comic Book Resources отметил, что, хотя спрайтовые комиксы по-прежнему довольно популярны, «ни один другой спрайтовый комикс не достиг такой же популярности» с момента прекращения выпуска 8-Bit Theater в 2010 году[19].
Недавняя история (начиная с 2005 года)
Брэдли Дейл из The New York Observer в 2015 году отметил изменение методов ведения бизнеса в американской индустрии веб-комиксов. В начале 2000-х создатели веб-комиксов в основном получали прибыль за счёт продажи сопутствующих товаров, например, футболок, но в 2010-х этот подход стал приносить меньше денег. Дороти Гэмбрелл, создательница Cat and Girl, объяснила, что дела шли хорошо до «великой футболочного кризиса 2008 года». Примерно в 2010 году дистрибьютор сопутствующих товаров Topatoco начал расширять ассортимент своей продукции, чтобы продавать не только футболки, в то время как Project Wonderful Райана Норта сделал акцент на рекламе[20].
Хотя финансовый кризис 2008 года мало затронул индустрию веб-комиксов, в 2010-х годах многие художники начали искать другую работу. В то время как фирма Topatoco стремилась наладить работу с разработчиками видеоигр, создателями подкастов и различных интернет-проектов, некоторые авторы веб-комиксов начали заниматься другими видами творчества. Создатель Toothpaste for Dinner Дрю Фэйрвезер, например, в 2011 году сосредоточился на своём блоге и карьере рэпера, в то время как создатели Amazing Super Powers занялись разработкой видеоигр[20].
С появлением социальных сетей во второй половине 2000-х годов художникам веб-комиксов стало труднее привлекать аудиторию и просмотры. Создатель комикса Wondermark Дэвид Малки считает, что в 2012 году посещаемость веб-сайтов с комиксами снизилась, так как люди в целом стали меньше посещать тематические сайты. Распространение в социальных сетях, таких как Facebook, привело к росту популярности веб-комиксов, что позитивно сказалось на некоторых из них, но количество посещений непосредственно сайтов авторов было небольшим[21].
В 2015 году Гамбрелл заявила, что «веб-комиксы мертвы», поскольку период бесплатно размещаемых онлайн комиксов закончился, и индустрия ушла за пределы интернета[22]. Хотя многие успешные создатели веб-комиксов в 2010-х годах не рассматривали онлайн-искусство как полноценную работу, но большинству из них не приходилось беспокоиться о базовых финансовых потребностях[22]. С другой стороны, Сара Дорчак из газеты Gauntlet в 2011 году предположила, что бесплатность веб-комиксов может быть главным фактором снижения экономической успешности традиционных комиксов[23].
Краудсорсинг
В 2004 году Р. К. Милхолланд организовал краудсорсинговый проект, чтобы его веб-комикс Something Positive выходил регулярнее. После того, как читатели пожертвовали достаточно денег, чтобы Милхолланд уволился с работы и сосредоточился исключительно на Something Positive, его примеру последовали и другие создатели веб-комиксов[24]. Зак Вайнерсмит, автор Saturday Morning Breakfast Cereal, на Kickstarter собирал средства для своего проекта Single Use Monocles[20], а видеоигра Hiveswap по мотивам комикса Эндрю Хасси Homestuck собрала в 2012 году более 700 000 долларов США, став самым успешным проектом Kickstarter, связанным с веб-комиксами[25]. Создатели небольших веб-комиксов, таких, как Cucumber Quest и The Antler Boy, часто собирают на Kickstarter по более 50 000 долларов США на печатные публикации[26].
Важным событием для индустрии веб-комиксов стало появление в 2013 году сервиса Patreon, позволяющего жертвовать деньги непосредственно создателям контента. Вайнерсмит, Норт, Эллисон и Дэйв МакЭлфатрик отмечали, что этот сервис сыграл важную роль в индустрии веб-комиксов, позволил многим художникам регулярно выпускать свои работы онлайн[22].
Азиатские веб-комиксы
В начале 2010-х годов во всем мире выросла популярность южнокорейских вебтунов. Благодаря высокоскоростному Интернету и использованию мобильных телефонов в Южной Корее вебтуны пользовались большим спросом. На их основе создавались сериалы, фильмы, онлайн-игры и мюзиклы, сформировался рынок, общим объёмом в несколько миллионов долларов[27]. В 2012 году был создан портал комиксов Tapastic, который принимает переведённые на английский язык вебтуны как веб-комиксы других культур. Naver Corporation, крупнейший в Южной Корее каталог вебтунов, начала размещать их на английском языке в 2014 году[28].
Примерно в тот же период также значительно выросла популярность индийских и китайских веб-комиксов. В этих странах веб-комиксы часто используются как средство продвижения социальных или политических реформ[29][30].
См. также
Примечания
- ↑ Dochak, Sarah Pioneering the page: The decline of print comics, the growth of webcomics and the flexibility, innovation and controversy of both (англ.). Gauntlet (29 ноября 2011). Архивировано 22 декабря 2015 года.
- ↑ Smith, Alexander, K. (2011-11-19). «14 Awesome Webcomics To Distract You From Getting Things Done» (en).
- ↑ Joe Ekaitis (1994-12-04), Meet Joe Ekaitis — T.H.E. FOX. Интервью c Sherry and Lou Schonder, <http://cbmfiles.com/genie/geniefiles/Information/T.H.E.-FOX.TXT>. Проверено 1 августа 2021..
- ↑ Jeff Lowenthal (July 1989). «Public Domain». .info (Info Publications) (27). ISSN 0897-5868.
- ↑ Campbell, 2006, pp. 10—13.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Atchison, 2008.
- ↑ 7,0 7,1 Garrity, Shaenon (2011-07-15). «The History of Webcomics».
- ↑ 8,0 8,1 Campbell, 2006, pp. 18—19.
- ↑ Campbell, 2006, p. 10.
- ↑ Aspray, William. Everyday Information: The Evolution of Information Seeking in America / William Aspray, Barbara M. Hayas. — MIT Press, 2011. — P. 298. — ISBN 978-0262015011. Архивная копия от 1 августа 2021 на Wayback Machine
- ↑ Examiner, 2005, Scott Adams.
- ↑ Boxer, Sarah. Comics Escape a Paper Box, and Electronic Questions Pop Out (17 августа 2005). Архивировано 20 октября 2019 года. Дата обращения 1 августа 2021.
- ↑ Melrose, Kevin Modern Tales founder Joey Manley passes away . Comic Book Resources (8 ноября 2013). Дата обращения: 1 августа 2021. Архивировано 29 декабря 2015 года.
- ↑ Walker, Leslie. Comics Looking to Spread A Little Laughter on the Web (16 июня 2005). Архивировано 14 декабря 2017 года. Дата обращения 1 августа 2021.
- ↑ Maragos, 2005, p. 1.
- ↑ 16,0 16,1 Maragos, 2005, p. 4.
- ↑ Examiner, 2005, Tycho and Gabe.
- ↑ Maragos, 2005, p. 3.
- ↑ Cruz, Larry Will there ever be another great sprite comic? . Comic Book Resources (9 мая 2014). Дата обращения: 1 августа 2021. Архивировано 3 марта 2016 года.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 Dale, Bradly. The Webcomics Business Is Moving on From Webcomics (16 ноября 2015). Архивировано 30 ноября 2019 года. Дата обращения 1 августа 2021.
- ↑ Dale, Bradly. The Changing Internet Through Webcomics (18 ноября 2015). Архивировано 11 мая 2021 года. Дата обращения 1 августа 2021.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 Dale, Bradly. Lessons in Creativity From Successful Webcomic Artists (19 ноября 2015). Архивировано 1 августа 2021 года. Дата обращения 1 августа 2021.
- ↑ Dochak, Sarah Pioneering the page: The decline of print comics, the growth of webcomics and the flexibility, innovation and controversy of both . Gauntlet (29 ноября 2011). Архивировано 22 декабря 2015 года.
- ↑ Dale, Bradly. Patreon, Webcomics and Getting By (17 ноября 2015). Архивировано 29 сентября 2020 года. Дата обращения 1 августа 2021.
- ↑ Rigney, Ryan What the Heck Is Homestuck, And How'd It Get $750K on Kickstarter? . Wired (6 сентября 2012). Дата обращения: 5 февраля 2022. Архивировано 9 января 2022 года.
- ↑ Siegel, Mark R.. The New Serial Revolution, The Huffington Post (8 октября 2012). Архивировано 1 марта 2016 года. Дата обращения 1 августа 2021.
- ↑ South Korean 'webtoon' craze makes global waves (26 ноября 2015). Архивировано 2 июня 2017 года. Дата обращения 1 августа 2021.
- ↑ Lee, Jun-Youb. Startup Battles Naver in English Webtoons (3 апреля 2015). Архивировано 25 февраля 2020 года. Дата обращения 1 августа 2021.
- ↑ Verma, Tarishi. Laughing through our worries: The Indian web comics (26 апреля 2015). Архивировано 3 августа 2016 года. Дата обращения 1 августа 2021.
- ↑ Langfitt, Frank Provocative Chinese Cartoonists Find An Outlet Online . npr.org (16 марта 2012). Дата обращения: 1 августа 2021. Архивировано 1 августа 2021 года.
Библиография
- Campbell, T. A History of Webcomics (англ.). — Antarctic Press, 2006. — ISBN 0976804395.
- Atchison, Lee A Brief History of Webcomics — The Third Age of Webcomics (англ.). Sequential Tart (7 января 2008).
- Maragos, Nick Will Strip for Games (англ.) (недоступная ссылка). 1UP (7 ноября 2005). Архивировано 13 мая 2016 года.
- Various. The Artistic History of Webcomics – A Webcomics Examiner Roundtable (англ.). The Webcomics Examiner (2005). Архивировано 24 ноября 2005 года.