История веб-комиксов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

История веб-комиксов тесно связана с развитием технологий, искусства и бизнеса в интернете. Первые комиксы начали распространяться онлайн с середины 1980-х годов. Некоторые ранние произведения основывались на печатных комиксах, но когда в середине 1990-х годов Всемирная паутина стала набирать популярность, всё больше художников начали создавать комиксы исключительно для распространения через интернет. К 2000 году множество создателей веб-комиксов добились существенных финансовых успехов, а сам жанр получил признание в художественной среде.

Во второй половине 2000-х годов создание веб-комиксов стало менее выгодным в финансовом отношении из-за роста популярности социальных сетей и отсутствия интереса потребителей к определённым видам сопутствующих товаров. Однако в этот же период набрали популярность платформы для краудсорсинга Kickstarter и Patreon, так что читатели смогли жертвовать деньги создателям веб-комиксов напрямую. В 2010-х годах возросла популярность вебтунов в Южной Корее, где эта форма художественных произведений получила широкое признание.

Ранняя история (1985—1995)

Самый ранний комикс, распространявшийся в Интернете, — это серия Эрика Милликина Witches and Stitches, которую он начал загружать в сеть CompuServe ещё в 1985 году. Благодаря публикациям в интернете Милликин смог распространять свои работы без оглядки на цензуру издательств и запросы большинства[1][2]. К 1986 году в сети CompuServe публиковались и другие комиксы, в том числе T.H.E. Fox Джо Экайтиса, фурри-веб-комикс, нарисованный на Commodore 64[3][4].

В начале 1990-х художники публиковались через множество различных интернет-протоколов, так как было ещё неясно, какие из них будут использоваться наиболее широко. Например, в 1992 году через Usenet распространялся комикс Ханса Бьордала Where the Buffalo Roam. С помощью этой технологии произведения Бьордала распространялись в университетских городках нескольких штатов США. В 1993 году стала популярной технология World Wide Web Тима Бернерса-Ли; использование Всемирной паутины в этом году выросло на 341 634 %, так что рост использования конкурирующего протокола Gopher на 997 % выглядел довольно скромным. Веб-браузер Mosaic, бета-версия которого появилась в 1993 году, позволял размещать изображения в недавно появившихся форматах GIF и JPEG прямо на веб-страницах. До этого, чтобы просматривать передаваемые через интернет изображения, их нужно было сначала загружать на жёсткий диск[5][6].

В 1994 и 1995 годах создатели веб-комиксов, таких, как Jax & Co., NetBoy и Argon Zark!, экспериментировали с форматами, доступными только в Интернете: они рисовали комиксы таких форм и размеров, которые невозможно распечатать на бумаге. В комиксе Jax & Co. Майка Вина появился интерфейс «перелистывания страниц», чтобы читатели рассматривали рисунки по порядку; эта концепция была быстро адаптирована и другими авторами[7][8]. Также в 1994 году художник, известный как Eerie, разместил на BBS комикс, выполненный в технике ANSI-art[9][10].

Рейндер Дийкхейс вспоминал, что к концу 1995 года в интернете распространялись сотни комиксов. Большинство из них были походили на комиксы из университетских газет и существовали недолго[8]. В 1995 году, когда Дилберт стал первым опубликованным в Интернете синдицированным комиксом, тем самым «[придав] определённую легитимность концепции онлайн-комиксов», стало ясно, что Интернет может быть эффективным инструментом для охвата широкой аудитории[11].

Второе десятилетие (1995—2005)

В 2000 году Скотт Макклауд выпустил книгу Reinventing Comics, в которой утверждал, что будущее комиксов находится в интернете. Макклауд считал, что Всемирная паутина позволяет использовать для создания комиксов преимущества цифровых медиа; так появилась идея бесконечного холста. К 2008 году стало ясно, что прогнозы Макклауда о бесконечном холсте не были полностью реализованы[12][6], но его идеи повлияли на таких художников, как Каетано Гарса и Demian5[7].

В 1997 году Брайан Макнетт основал компанию Big Panda, предоставлявшую хостинг для веб-комиксов. На Big Panda было размещено более 770 проектов, включая Sluggy Freelance, это был первый крупный портал веб-комиксов. В 2000 году Макнетт закрыл Big Panda из-за отсутствия интереса. Крис Кросби, который в своё время публиковал на Big Panda веб-комикс Superiosity, связался с Макнеттом по поводу создания нового портала веб-комиксов, получившего название Keenspot. Его новый сайт стал очень успешным[6].

В 2002 году Джои Мэнли основал портал веб-комиксов Modern Tales, конкурента Keenspot, который одним из первых успешно начал продавать веб-комиксы по подписке. По словам Т. Кэмпбелла, в то время казалось, что создание веб-комиксов не может приносить достаточного дохода, количество рекламных заказов упало до рекордно низкого уровня. Портал Modern Tales быстро завоевал популярность, так что Мэнли запустил дочерние сайты Girlamatic и Webcomics Nation[13]. К 2005 году у Modern Tales было 2000 пользователей, каждый из которых платил по 3 доллара в месяц. В том же году на портал Keenspot в день заходило около 125 000 читателей, размещение рекламы приносило более 200 000 долларов США в год[14]. Известные художники комиксов, такие как Карла Спид Макнил и Леа Эрнандес, начали уделять больше внимания интернету, чтобы охватить более широкую аудиторию и создать «онлайн-портфолио»[6].

С распространением веб-комиксов стали появляться и профессиональные награды. В 2000 году на конкурсе Eagle Awards появилась категория «Любимый веб-комикс», а в 2001 году состоялось первое вручение премии Web Cartoonists' Choice Awards. В 2001 году Ignatz Awards также добавили номинацию «Лучший онлайн-комикс», но мероприятие было отменено из-за трагедии 11 сентября, впервые награждение состоялось лишь в 2002 году. В 2005 году категория «Лучший цифровой комикс» наконец появилась и на Eisner Awards, самой престижной премии в индустрии комиксов[6].

Веб-комиксы по видеоиграм

Two young men, Mike Krahulik and Jerry Holkins, sitting at a booth at a convention.
Создатели Penny Arcade Майк Крахулик и Джерри Холкинс.

Во второй половине 1990-х годов сформировался жанр веб-комиксов по видеоиграм. В 1995 году Крис Моррисон опубликовал первый известный веб-комикс по видеоиграм Polymer City Chronicles. К концу десятилетия его примеру последовали и другие, в том числе PvP Скотта Курца в мае 1998 года и спрайтовый комикс Джея Ресопа Neglected Mario Characters в сентябре 1998 года[15]. В ноябре 1998 года дуэт Джерри Холкинса и Майка Крахулика запустил Penny Arcade, комикс, который Них Марагос с сайта 1UP.com назвал «самым популярным, самым прибыльным и самым влиятельным» веб-комиксом по видеоиграм[16], а Майкл Мегиннис — «одним из наиболее часто имитируемых комиксов»[17].

В начале 2000-х деятельность Penny Arcade вышла за пределы индустрии веб-комиксов. В 2003 году Холкинс и Крахулик основали благотворительную организацию Child’s Play, за первый год её существования удалось собрать более 100 000 долларов США на игрушки для детской больницы Сиэтла. С тех пор благотворительная организация стала ещё более успешной и теперь отправляет игрушки больницам по всей стране. В 2004 году Холкинс и Крахулик организовали Penny Arcade Expo (PAX), ежегодную выставку видеоигр, на которую в первый год пришло около 3000 человек и с тех пор число посетителей постоянно росло[16][6].

В апреле 2000 года был выпущен Bob and George Дэвида Анеза — первый спрайтовый комикс, достигший значительной популярности. Однако только после появления 8-Bit Theater Брайана Клевингера этот жанр стал действительно сформировался. Критик Марагос с сайта 1-UP.com писал, что 8-Bit Theater «в полной мере воплотил этот стиль и добился наибольшей популярности»[18]. Ларри Круз из Comic Book Resources отметил, что, хотя спрайтовые комиксы по-прежнему довольно популярны, «ни один другой спрайтовый комикс не достиг такой же популярности» с момента прекращения выпуска 8-Bit Theater в 2010 году[19].

Недавняя история (начиная с 2005 года)

Брэдли Дейл из The New York Observer в 2015 году отметил изменение методов ведения бизнеса в американской индустрии веб-комиксов. В начале 2000-х создатели веб-комиксов в основном получали прибыль за счёт продажи сопутствующих товаров, например, футболок, но в 2010-х этот подход стал приносить меньше денег. Дороти Гэмбрелл, создательница Cat and Girl, объяснила, что дела шли хорошо до «великой футболочного кризиса 2008 года». Примерно в 2010 году дистрибьютор сопутствующих товаров Topatoco начал расширять ассортимент своей продукции, чтобы продавать не только футболки, в то время как Project Wonderful Райана Норта сделал акцент на рекламе[20].

Хотя финансовый кризис 2008 года мало затронул индустрию веб-комиксов, в 2010-х годах многие художники начали искать другую работу. В то время как фирма Topatoco стремилась наладить работу с разработчиками видеоигр, создателями подкастов и различных интернет-проектов, некоторые авторы веб-комиксов начали заниматься другими видами творчества. Создатель Toothpaste for Dinner Дрю Фэйрвезер, например, в 2011 году сосредоточился на своём блоге и карьере рэпера, в то время как создатели Amazing Super Powers занялись разработкой видеоигр[20].

С появлением социальных сетей во второй половине 2000-х годов художникам веб-комиксов стало труднее привлекать аудиторию и просмотры. Создатель комикса Wondermark Дэвид Малки считает, что в 2012 году посещаемость веб-сайтов с комиксами снизилась, так как люди в целом стали меньше посещать тематические сайты. Распространение в социальных сетях, таких как Facebook, привело к росту популярности веб-комиксов, что позитивно сказалось на некоторых из них, но количество посещений непосредственно сайтов авторов было небольшим[21].

В 2015 году Гамбрелл заявила, что «веб-комиксы мертвы», поскольку период бесплатно размещаемых онлайн комиксов закончился, и индустрия ушла за пределы интернета[22]. Хотя многие успешные создатели веб-комиксов в 2010-х годах не рассматривали онлайн-искусство как полноценную работу, но большинству из них не приходилось беспокоиться о базовых финансовых потребностях[22]. С другой стороны, Сара Дорчак из газеты Gauntlet в 2011 году предположила, что бесплатность веб-комиксов может быть главным фактором снижения экономической успешности традиционных комиксов[23].

Краудсорсинг

The orange logo of Patreon
Появление проекта Patreon стало поворотным моментом для индустрии веб-комиксов.

В 2004 году Р. К. Милхолланд организовал краудсорсинговый проект, чтобы его веб-комикс Something Positive выходил регулярнее. После того, как читатели пожертвовали достаточно денег, чтобы Милхолланд уволился с работы и сосредоточился исключительно на Something Positive, его примеру последовали и другие создатели веб-комиксов[24]. Зак Вайнерсмит, автор Saturday Morning Breakfast Cereal, на Kickstarter собирал средства для своего проекта Single Use Monocles[20], а видеоигра Hiveswap по мотивам комикса Эндрю Хасси Homestuck собрала в 2012 году более 700 000 долларов США, став самым успешным проектом Kickstarter, связанным с веб-комиксами[25]. Создатели небольших веб-комиксов, таких, как Cucumber Quest и The Antler Boy, часто собирают на Kickstarter по более 50 000 долларов США на печатные публикации[26].

Важным событием для индустрии веб-комиксов стало появление в 2013 году сервиса Patreon, позволяющего жертвовать деньги непосредственно создателям контента. Вайнерсмит, Норт, Эллисон и Дэйв МакЭлфатрик отмечали, что этот сервис сыграл важную роль в индустрии веб-комиксов, позволил многим художникам регулярно выпускать свои работы онлайн[22].

Азиатские веб-комиксы

В начале 2010-х годов во всем мире выросла популярность южнокорейских вебтунов. Благодаря высокоскоростному Интернету и использованию мобильных телефонов в Южной Корее вебтуны пользовались большим спросом. На их основе создавались сериалы, фильмы, онлайн-игры и мюзиклы, сформировался рынок, общим объёмом в несколько миллионов долларов[27]. В 2012 году был создан портал комиксов Tapastic, который принимает переведённые на английский язык вебтуны как веб-комиксы других культур. Naver Corporation, крупнейший в Южной Корее каталог вебтунов, начала размещать их на английском языке в 2014 году[28].

Примерно в тот же период также значительно выросла популярность индийских и китайских веб-комиксов. В этих странах веб-комиксы часто используются как средство продвижения социальных или политических реформ[29][30].

См. также

Примечания

  1. Dochak, Sarah Pioneering the page: The decline of print comics, the growth of webcomics and the flexibility, innovation and controversy of both (англ.). Gauntlet (29 ноября 2011). Архивировано 22 декабря 2015 года.
  2. Smith, Alexander, K. (2011-11-19). «14 Awesome Webcomics To Distract You From Getting Things Done» (en).
  3. Joe Ekaitis (1994-12-04), Meet Joe Ekaitis — T.H.E. FOX. Интервью c Sherry and Lou Schonder, <http://cbmfiles.com/genie/geniefiles/Information/T.H.E.-FOX.TXT>. Проверено 1 августа 2021.. 
  4. Jeff Lowenthal (July 1989). «Public Domain». .info (Info Publications) (27). ISSN 0897-5868.
  5. Campbell, 2006, pp. 10—13.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Atchison, 2008.
  7. 7,0 7,1 Garrity, Shaenon (2011-07-15). «The History of Webcomics».
  8. 8,0 8,1 Campbell, 2006, pp. 18—19.
  9. Campbell, 2006, p. 10.
  10. Aspray, William. Everyday Information: The Evolution of Information Seeking in America / William Aspray, Barbara M. Hayas. — MIT Press, 2011. — P. 298. — ISBN 978-0262015011. Архивная копия от 1 августа 2021 на Wayback Machine
  11. Examiner, 2005, Scott Adams.
  12. Boxer, Sarah. Comics Escape a Paper Box, and Electronic Questions Pop Out (17 августа 2005). Архивировано 20 октября 2019 года. Дата обращения 1 августа 2021.
  13. Melrose, Kevin Modern Tales founder Joey Manley passes away. Comic Book Resources (8 ноября 2013). Дата обращения: 1 августа 2021. Архивировано 29 декабря 2015 года.
  14. Walker, Leslie. Comics Looking to Spread A Little Laughter on the Web (16 июня 2005). Архивировано 14 декабря 2017 года. Дата обращения 1 августа 2021.
  15. Maragos, 2005, p. 1.
  16. 16,0 16,1 Maragos, 2005, p. 4.
  17. Examiner, 2005, Tycho and Gabe.
  18. Maragos, 2005, p. 3.
  19. Cruz, Larry Will there ever be another great sprite comic?. Comic Book Resources (9 мая 2014). Дата обращения: 1 августа 2021. Архивировано 3 марта 2016 года.
  20. 20,0 20,1 20,2 Dale, Bradly. The Webcomics Business Is Moving on From Webcomics (16 ноября 2015). Архивировано 30 ноября 2019 года. Дата обращения 1 августа 2021.
  21. Dale, Bradly. The Changing Internet Through Webcomics (18 ноября 2015). Архивировано 11 мая 2021 года. Дата обращения 1 августа 2021.
  22. 22,0 22,1 22,2 Dale, Bradly. Lessons in Creativity From Successful Webcomic Artists (19 ноября 2015). Архивировано 1 августа 2021 года. Дата обращения 1 августа 2021.
  23. Dochak, Sarah Pioneering the page: The decline of print comics, the growth of webcomics and the flexibility, innovation and controversy of both. Gauntlet (29 ноября 2011). Архивировано 22 декабря 2015 года.
  24. Dale, Bradly. Patreon, Webcomics and Getting By (17 ноября 2015). Архивировано 29 сентября 2020 года. Дата обращения 1 августа 2021.
  25. Rigney, Ryan What the Heck Is Homestuck, And How'd It Get $750K on Kickstarter?. Wired (6 сентября 2012). Дата обращения: 5 февраля 2022. Архивировано 9 января 2022 года.
  26. Siegel, Mark R.. The New Serial Revolution, The Huffington Post (8 октября 2012). Архивировано 1 марта 2016 года. Дата обращения 1 августа 2021.
  27. South Korean 'webtoon' craze makes global waves (26 ноября 2015). Архивировано 2 июня 2017 года. Дата обращения 1 августа 2021.
  28. Lee, Jun-Youb. Startup Battles Naver in English Webtoons (3 апреля 2015). Архивировано 25 февраля 2020 года. Дата обращения 1 августа 2021.
  29. Verma, Tarishi. Laughing through our worries: The Indian web comics (26 апреля 2015). Архивировано 3 августа 2016 года. Дата обращения 1 августа 2021.
  30. Langfitt, Frank Provocative Chinese Cartoonists Find An Outlet Online. npr.org (16 марта 2012). Дата обращения: 1 августа 2021. Архивировано 1 августа 2021 года.

Библиография