Исповедь (Руссо)
Исповедь | |
---|---|
Les Confessions | |
Автор | Жан-Жака Руссо |
Язык оригинала | Французский |
Дата написания | 1769—1770 |
Дата первой публикации | 1782 |
«Исповедь» — автобиографическая книга Жан-Жака Руссо. В наше время её часто публикуют под названием «Исповедь Жан-Жака Руссо», чтобы отличить от «Исповеди святого Августина». Охватывая первые пятьдесят три года жизни Руссо, до 1765 года, она была завершена в 1769 году, но опубликована только в 1782 году, через четыре года после смерти Руссо, хотя Руссо публично читал отрывки из своей рукописи в различных салонах и других местах встреч.
История создания
Намерение написать книгу о своей жизни возникло у Руссо в середине 1750-х годов; по-видимому, именно в эти годы он набрасывает разрозненные автобиографические фрагменты. 31 декабря 1761 года амстердамский издатель М.-М. Рей пишет Руссо, что «давно домогается» от него автобиографического повествования. В январе 1762 года Руссо набрасывает свой портрет в письмах к покровителю К.-Г. Мальзербу. 1762—1764 года — период «вызревания» замысла; последним толчком стала публикация (анонимная) в декабре 1764 года памфлета Вольтера «Чувство граждан», в котором читателей информировали о том, что Руссо отдал своих детей в приют. Потребность объяснится с читателями и рассказать об истинных причинах своих поступков побуждает Руссо приступить к повествованию о своей жизни. Название «Исповедь» впервые появляется в предисловии (более пространном, чем в окончательном варианте) к первой, так называемой невштательской редакции, созданной в конце 1764 года; «невштательской» она называется потому, что хранилась в Невштателе у друга Руссо П.-А. Дю Перу. Над первой частью «Исповеди» Руссо работал в 1765—1767 годах, сначала в деревушке Мотье (в княжестве Невшательском), затем в Англии, в поместье Вуттон, и, наконец, после бегства из Англии весной 1767 года — в замке Три, принадлежащем принцу де Конти. Осенью 1767 года из-за обострения мании преследования Руссо прерывает работу над «Исповедью». Но в ноябре 1769 года он осознаёт, что «долг перед самим собой» велит ему продолжить начатое, и, стремительно, за четыре месяца, сочиняет всю вторую часть «Исповеди», за исключением последней, XII книги, которая была закончена летом — осенью 1770 года в Париже.
Полных рукописей «Исповеди» имеются две — «парижская» и «женевская» (по месту расположения тех библиотек, в которых они хранятся). «Женевскую» рукопись сам Руссо, за два месяца до смерти, в мае 1778 года, вручил Полю Мульту. Именно по рукописи, бывшей в руках у Мульту, была впервые опубликована в 1782 году первая часть «Исповеди» (I—VI книги). «Парижская» рукопись после смерти Руссо оказалась в руках у его друга и покровителя маркиза де Жирардена; затем (но, по-видимому, далеко не сразу) в ответ на настоятельные просьбы вдовы Руссо Терезы Левассёр, ссылавшейся на волю покойного, Жирарден возвратил рукопись Терезе, а она в 1794 году передала её Конвенту.
Что касается второй части «Исповеди» (VII—XII книги), то она была впервые опубликована в 1789 году в Женеве во «Втором приложении к собранию сочинений Руссо». Мульту не опубликовал вторую часть одновременно с первой, поскольку такова была воля Руссо: он хотел, чтобы вторая часть увидела свет, лишь когда на свете не останется никого из людей, в ней упомянутых. Однако после смерти Мульту его сын решил всё-таки опубликовать рукопись, мотивируя своё решение возросшим интересом публики и боясь, как бы недобросовестные люди не выпустили вместо подлинного текста Руссо подделки или не опубликовали неисправные копии. В своём издании Мульту постарался опустить многие имена собственные и убрать самые откровенные пассажи.
Современные французские издатели предпочитают печатать «Исповедь» по «женевской» рукописи — более полной, чем «парижская» (хотя работал над ними Руссо, по-видимому, почти одновременно). В «женевскую» рукопись не вошёл фрагмент, который был впервые опубликован лишь в 1850 году, то есть много позднее первой публикации «Исповеди» (по копии, сделанной в 1780 году рукой Дю Перу с той рукописи, что хранилась у Мульту), и которым в некоторых современных изданиях «Исповедь» открывается:
«Вот единственный портрет человека, в точности и совершенно правдиво нарисованный с натуры, какой существует и когда-либо будет существовать. Кем бы вы не были — вы, кого жребий мой или моё доверие сделают судьёй этого дневника, — заклинаю вас моими несчастьями, вашим нутром, именем всего человечества — не уничтожайте это сочинение, полезное и единственное в своём роде, сочинение, могущее послужить точкой отсчёта для изучения рода человеческого, которое, по всей вероятности, до сих пор ещё и не начиналось; сохраните единственное верное изображение моего характера, не искажённое моими врагами и способное защитить мою память. Наконец, будь вы даже одним из моих заклятых врагов, пощадите же мой прах и не длите вашу жестокую несправедливость до той поры, когда ни вас, ни меня уже не будет на свете, дабы вы могли хоть раз сказать самому себе, что повели себя великодушно и благородно там, где могли повести себя злобно и мстительно: если конечно, зло, причинённое человеку, который сам никогда и никому его не причинял и даже не помышлял ни о чём подобном, может именоваться мщением».
Публикации в России
Первый русский перевод «Исповеди» (первых шести книг), выполненный Д. С. Болтиным, вышел в Москве в 1797 году. Полный перевод всех двенадцати книг (хотя и с цензурными изъятиями), выполненный Ф. Н. Устряловым, вышел в Петербурге в 1865 году. Первый полный перевод без цензурных изъятий под редакцией Н. И. Бердяева вышел в Киеве в 1905 году. Перевод Д. А. Горбова и М. Н. Розанова впервые увидел свет в Москве в 1949 году.
Современные публикации
- Жан-Жак Руссо. «ИСПОВЕДЬ» (в 2 томах). Издательство «Вита Нова». Серия «Фамильная библиотека: Парадный зал». 700 экз. 2022 год