Ирландская флейта

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ирландская флейта
Ирландская флейта без клапановИрландская флейта без клапанов
Классификация Поперечная флейта

Ирландская флейта (англ. Irish flute) — поперечная флейта, использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки.

Представляет собой поперечную флейту т. н. простой системы — основные 6 отверстий её не закрыты клапанами, при игре их закрывают непосредственно пальцы исполнителя. Канал у ирландских флейт, как правило, конический.

Ирландская флейта встречается в вариантах с клапанами (от 1-го до 10), и без.

Изготавливается, как правило, из дерева, в наше время также из эбонита или специальных пластиков, близких по плотности к чёрному дереву. Имеют диапазон 2—2.5 октавы, наиболее распространённая и общепринятая тональность — D (ре). Тембр ирландской флейты — более тёмный, более бархатистый, закрытый и насыщенный по сравнению с современными металлическими классическими флейтами Бёма.

Ирландская флейта с клапанами

История

Вероятно, поперечная флейта использовалась в Ирландии и в раннее время (до XIX века), но, в любом случае, она не была популярным инструментом.

Современные ирландские флейты фактически представляют собой поперечные флейты, вышедшие из употребления с переходом классических музыкантов в XIX веке на флейты системы Бёма. Со второй половины XIX и в начале XX вв. происходил переход классических флейтистов на флейты системы Бёма. Старые флейты простой системы сдавались в комиссионные магазины и т. д., где их покупали ирландцы, которых вполне устраивала простая система. При этом клапана зачастую снимались за ненадобностью.

Флейта Метцлера, 1-я половина XIX века, на флейтах подобного типа играл Чарльз Николсон

В XIX веке в разных регионах Европы в контексте классической музыки сложились разные школы игры на флейте. Английская школа отличалась своеобразным подходом к звуку и тембру — характерным звуком для английской школы был более громкий, мощный наполненный звук и более сильная атака, в отличие от французской школы, где добивались мягкого и нежного, «сладкого» звучания. Наиболее видным представителем английской школы был Чарльз Николсон[англ.] (1795—1837), который славился своим необычайно громким, мощным звуком и точным интонированием. Чтобы флейта звучала, отвечала его требованиям к звуку, он переделывал стандартные мастеровые флейты, увеличивая амбушюр и диаметр игровых отверстий. Запатентовав такие флейты, он впоследствии продавал их по всей Великобритании.

Считается, что ирландская флейтовая традиция унаследовала особенности английской флейтовой школы и особенности флейт Николсона.

Действительно, одной из особенностей современных ирландских флейт являются большие игровые отверстия, дающие более громкий звук и более открытый тембр, чем другие подобные деревянные флейты, что нелишне, поскольку ирландская народная музыка часто исполняется в составе групп, например, кейли-бэндов или на весьма шумных сейшнах.

Слайд (игровой прием) и пальцевое (а не диафрагмальное) вибрато, использующиеся в ирландской народной музыке по сей день, унаследованы ирландскими музыкантами из английской флейтовой школы.

Флейта Rudall and Rose, 1я половина XIX века

Сложились 2 основных разновидности ирландских флейт (по именам изобретателей-производителей): Праттен (Pratten) и Рудалл энд Роуз (Rudall & Rose). Флейты Праттен имеют более широкий канал небольшой конусности, игровые отверстия большого размера, и дают более мощный "широкий" и открытый звук; флейты Рудалл энд Роуз имеют более тонкий канал с большим сужением и меньшие отверстия, чем флейты "праттен", тембр их более сложный и темный. Встречаются и другие разновидности, в зависимости от геометрии канала, размера игровых отверстий и амбушюрного отверстия. Многие оригинальные флейты 19 века имели удлиненное нижнее колено с клапанами C# (до#) и C (до), которые ирландскими музыкантами практически не использовались. Некоторые современные изготовители флейт продолжают делать удлинённое нижнее колено с отверстиями C# (до#) и C (до), даже в случаях, когда флейта вовсе не имеет клапанов, поскольку считают, что это позволяет лучше воспроизвести настройку и тембр оригинальных флейт XIX века.

Современное использование

В наше время ирландская флейта — очень популярный инструмент. Массовая популярность ирландской флейты, как и многих других инструментов, началась в середине XX века на волне европейского «фолк-возрождения». Особую роль в популяризации инструмента сыграл (и продолжает играть) флейтист Мэтт Моллой, игравший в трёх наиболее влиятельных ирландских фолк-группах 2-й половины XX века — Planxty, The Bothy Band и The Chieftains, а также записавший большое число сольных альбомов и совместных работ. Благодаря своему неповторимому исполнительскому мастерству, энергии и глубине Мэтт Моллой продолжает оставаться достойным примером для многих флейтистов мира.

Мэтт Моллой на сцене

Известные современные ирландские (и не только) флейтисты и группы, в которых они участвовали (участвуют):

  • Michael Tubridy (The Chieftains)
  • Cathal McConnell (Boys of the Lough)
  • Matt Molloy (Planxty, The Bothy Band, The Chieftains)
  • Kevin Crawford (Moving Cloud, Lunasa)
  • Frankie Gavin (De Dannan)
  • Seamus Egan (Solas)
  • Liam Kelly (Dervish)
  • Michael McGoldrick (Flook, Lunasa, Capercaillie, etc.)
  • Брайан Финнеган (Flook, Aquarium International)
  • Catherine McEvoy
  • Paul McGrattan
  • Chris Norman (of Cape Breton tradition)
  • Jean-Michel Veillon (Kornog)
  • Sylvain Barou (Comas)

Ссылки