Иосафат (Кунцевич)
Иосафат Кунцевич | |
---|---|
![]() | |
Имя в миру | Иван Гаврилович Кунцевич |
Рождение | 1580 или 1584 |
Смерть | 12 ноября 1623 |
Почитается | Католической церковью; Украинской и Белорусской грекокатолическими церквями |
Беатифицирован(а) | 16 мая, 1643, в Риме, папой римским Урбаном VIII |
Канонизирован(а) | 1867, в Риме, папой римским Пием IX |
В лике | святой |
День памяти |
12 ноября (Католическая церковь) 25 ноября (Украинская греко-католическая церковь) |
Подвижничество | священномученик |
Архиепи́скоп Иосафа́т (при рождении Ива́н (Ян) Гаври́лович Ку́нчиц, польск. Jan Kunczyc, позднее фамилия изменена на Кунцевич, польск. Kuncewicz; 1580 — 12 ноября 1623) — епископ Русской униатской церкви; архиепископ Полоцкий (с 1618 до своей смерти), основатель монашеского ордена василиан.
В католической церкви прославлен как мученик и святой.
Виленский период
Родился в 1580 году во Владимире-Волынском в семье православных, в крещении был назван Иоанном. Его отец был, по одним сведениям, небогатым купцом[1]; по другим сведениям, он был простым сапожником[2]. Ещё подростком вскоре после Брестской унии 1596 года Кунцевич переехал вместе с родителями в Вильно.
Около 1604 года он был пострижен в монашество (Братство святого Василия Великого) с именем Иосафат. Уже тогда он писал сочинения о необходимости восстановления единства Западной и Восточной Церкви под началом папы римского, постоянно проповедует и обращает в унию значительное количество людей, за что был прозван православными «душехватом».
В 1609 году был посвящён в священники католическим епископом.
В 1613 году берестейский каштелян Иван Мелешко инициировал открытие униатского Жировичского Успенского монастыря, игуменом которого стал Иосафат (Кунцевич).
В 1614 году Иосафат стал архимандритом виленского монастыря Святой Троицы. В том же году митрополит Иосиф Руцкий взял Кунцевича с собой в Киев для помощи в обращении православных киевлян в унию. В Печерском монастыре, видя отказ монахов переходить в униатство, стал настаивать на преимуществах унии и произносил речи, возмутившие иноков, которые стащили его с амвона и сильно избили, однако после богословского диспута враждебность улеглась.
Полоцкий период
В 1617 году назначен коадъютором Полоцкого архиепископа (в Витебске), а с конца 1618 года — самостоятельным Полоцким архиепископом.
Первыми шагами Иосафата в новой должности стало восстановление храмов (в том числе Полоцкого Софийского собора[3]), учреждение церковно-приходских школ, «чистка» клира. Одновременно он выступал как решительный сторонник единства Западной и Восточной церквей. Вместе с тем активность Иосафата вызвала неоднозначную реакцию. В октябре 1618 года при попытке посещения Могилёва власти города закрыли перед ним ворота и пригрозили расправой. Иосафат пожаловался польскому королю Сигизмунду III, который жестоко расправился с непокорным городом: руководителей восстания казнили, на жителей наложили большой штраф и отобрали все православные церкви[4]. Данное событие вошло в историю как Могилёвское восстание.
Иосафат выхлопотал у короля грамоту на подчинение всех православных монастырей и церквей, находившихся в пределах полоцкой епархии, после чего разослал по епархии грамоты, возвещавшие о «соединении церквей», и требовал от священников, чтобы они со своими прихожанами присоединились к унии, угрожая в противном случае лишить священников приходов и передать их, вместе с церквами, униатам.
В июне 1618 года пребывал в местечке Городец, где был спасён от бунта крестьян, не желавших переходить в унию.
В марте 1620 года на обратном пути из Москвы в Киев прибыл патриарх Иерусалимский Феофан III, который восстанавливал вдовствовавшие после Брестской унии 1596 года православные кафедры. Во время пребывания в Киеве он рукоположил игумена Михайловского монастыря Иова (Борецкого) в митрополита Киевского, Мелетия Смотрицкого в архиепископа Полоцкого, Исаию Копинского во епископа Перемышля. Он посвятил новых епископов взамен существовавших, чем вызвал крайнее неодобрение польских католиков. В частности, в обход Иосафата епископом Полоцка был поставлен Мелетий Смотрицкий, действия которого были расценены в Польше как подстрекательство к мятежу и покушение на интересы римско-католических иерархов. В частности, король Сигизмунд писал:
некто Смотрицкий и Борецкий сговорились с подданными цесаря турецкого, неприятеля веры христианской и нашего, который на панства наши войной наступает. С каким-то пастырем, якобы патриархом иерусалимским, на шпеги до панств наших от цесаря турецкого присланным, важились без дозволения и ведома нашего посвящения брать – один на митрополию Киевскую, а другой – на архиепископство Полоцкое, игнорируя тех, кто преложенства эти духовные издавна с подання нашего спорадного на себе носят и доброе здоровье мают[5].
На Иосафата поступали многочисленные жалобы со стороны православных, в которых он обвинялся в различного рода зверствах. Так, в 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил Лаврентий Древинский. Потребовав прекратить преследования православных, он сказал:

Мы ничего не просим, кроме того, что уже более 600 лет нам принадлежит, что, как святыню, всегда сохраняли нам польские короли, что утвердил за нами и сам нынешний король своею присягою при своём восшествии на престол и самим делом, предоставив нашему патриарху посвятить нам митрополита… В Литве Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилёва. Граждане полоцкие и витебские, которые не могут иметь в городе, по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принуждённые по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя… Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же литовском городе Полоцке, тот же апостат-епископ, чтобы ещё более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребённые в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль…
Под влиянием многочисленных жалоб канцлер Лев Сапега, сам сторонник унии, находившийся в переписке с Иосафатом, обратился к нему с обличением. В одном из писем, в котором писал Иосафату о том, что его насильственная деятельность по закрытию православных храмов ведёт к погибели человеческих душ, поскольку Кунцевич оставляет христиан без обрядов и таинств, кроме того, Сапега писал Иосафату, что его деятельность угрожает государственной безопасности Польского государства[6]. Сапега, обращаясь к Иосафату, писал:
Говорите, что вольно вам неуниатов топить, рубить; нет, заповедь Господня всем мстителям строго сделала запрещение, которое и вас касается… Когда насилуете совести людские, когда запираете церкви, чтобы люди без благочестия, без христианских обрядов, без священных треб пропадали, как неверные, когда своевольно злоупотребляете милостями и преимуществами, от короля полученными, то дело обходится и без нас; когда же по поводу этих беспутств в народе волнение, которое надобно усмирять, тогда нами дыры затыкать хотите!… Печатать и запирать церкви и ругаться над кем-либо ведет только к пагубному разрушению братского единомыслия и взаимного согласия[7].
В ответном письме Иосафат отвечал:
Я же никогда никого к унии насилием не принуждал, такого никогда не было. Защищать же мне мои церковные права (если на меня наступают насилием) меня принуждает обычная епископская присяга[8].
В этом же ответном письме Иосафат описывал методы, с помощью которых он действовал. В течение полугода в храмах Могилёва он разрешил совершать православные богослужения, пытаясь уговорить людей принять унию. Но в течение этого времени к унии никто не присоединился. После этого Иосафат выгнал всех православных священников из храмов, считая, что раскольники или схизматики (как он их сам постоянно называл) оскорбляют Бога на своих молитвенных собраниях, а взамен православного духовенства поставил священников-католиков, и храмы открывались только во время католического богослужения, во всё остальное время храмы закрыты. Таким образом Иосафат считал, что он защищает свои церковные права. Греческих иерархов, священников и монахов, приезжавших в Польшу для духовного окормления православных, Кунцевич называл самозванцами, раскольниками и турецкими шпионами в этом же письме[9].
Гибель

Осенью 1623 года Иосафат отправился в Витебск с пастырским визитом. Православные жители Витебска, поддержанные жителями других белорусских городов и некоторых сёл, а также казаками и Виленским братством, напали 12 ноября 1623 года на архиерейский дом и убили Иосафата. Предлогом для убийства 12 ноября 1623 года стало то, что православный священник Илия Давыдович был заперт слугами Иосафата на кухне. Сам Иосафат об этом узнал, лишь вернувшись домой с богослужения. Несмотря на то, что Иосафат приказал освободить Илию[10], горожане ударили в набат, толпа ворвалась в покои Иосафата, растерзала его и избила слугу епископа. Окровавленное тело Иосафата поволокли через весь город и сбросили в Двину.
Правительство ответило на убийство Иосафата репрессиями: около 100 человек были приговорены к смертной казни, город был лишён магдебургского права, с ратуши и храомв сняты были колокола; жители Витебска обязаны были на свой счёт отстроить соборный храм, при котором убит был Иосафат. Тело его было погребено в Полоцке.
После гибели Иосафата власти обвинили Мелетия Смотрицкого в подстрекательстве к убийству. Из-за этого он решил поехать за границы Речи Посполитой и в начале 1624 года отправился на Ближний Восток; через Константинополь в 1626 году вернулся в Киев. В июне 1627 года после некоторых колебаний Смотрицкий стал униатом. Причины этого перехода толкуются по-разному.
Мощи и канонизация

В 1643 году папа Урбан VIII признал Иосафата блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В энциклике Ecclesiam Dei Папа римский Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения»[11].
В 1655 году, когда русские войска заняли Полоцк, униатский архиепископ Антоний Селява бежал с телом Иосафата в Жировицы, откуда оно было перевезено в Замосць. После возврата Полоцка вновь к Речи Посполитой останки привезли туда обратно. В начале XVIII века, когда Полоцк занял Пётр I, отвезли в город Белу, где в 1769 году поставили открыто в униатской церкви святой Варвары для общего поклонения. Реликвии привлекали массы богомольцев и служили сильным оплотом унии. В 1874 году оставшиеся части тела замуровали в церковном склепе.
В 1917 году мощи Иосафата (Кунцевича) перевезли в Вену, а с 1946 года они находятся в базилике Святого Петра в Риме.
Отношение историков к деятельности Кунцевича
Сергей Соловьёв, создатель капитального труда «История России с древнейших времён», считал, что Иосафат — это человек страстный, фанатик, который поддерживал себя и унию средствами отчаянными[7].
Историк Михаил Толстой писал, что Иосафат среди всех униатов отличался бесчеловечною жестокостью[12].
Антон Карташёв писал, что Иосафат была натура фанатическая, который занимался насилием и погромами[13].
Митрополит Евлогий (Георгиевский) считал, что Иосафат — человек страстный, фанатик — вёл ярую и насильственную, фанатическую пропаганду унии[14].
Павел Парфентьев и Станислав Козлов-Струтинский в труде «История Католической церкви в России» считают многие обвинения наветами, сформированными на основе письма Льва Сапеги, пересказанного в антиуниатском памфлете Бантыш-Каменского[15].
Примечания
- ↑ Житие священномученика Иосафата — епископа Полоцкого . Дата обращения: 31 мая 2011. Архивировано 29 мая 2012 года.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2007. Архивировано 20 октября 2007 года.
- ↑ Собор Святой Софии, Премудрости Божией в Полоцке . Дата обращения: 22 сентября 2009. Архивировано 11 декабря 2009 года.
- ↑ Могилёв Архивная копия от 19 сентября 2011 на Wayback Machine
- ↑ Убийство Иосафата Кунцевича Архивная копия от 17 декабря 2007 на Wayback Machine
- ↑ Протоиерей А. Хойнацкий. Православие и уния в лице двух своих защитников, преподобного Иова Почаевского и Иосафата Кунцевича. 1882 год, стр. 4 . Дата обращения: 30 июня 2022. Архивировано 23 февраля 2022 года.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 История России Соловьёва, т. X, С. 1467-68 . Дата обращения: 23 ноября 2014. Архивировано 3 апреля 2015 года.
- ↑ Письмо Иосафата Кунцевича канцлеру Сапеге
- ↑ Письмо Иосафата Кунцевича канцлеру Сапеге
- ↑ Т. Жихевич. Иосафат Кунцевич — мученик за единство Церкви . Дата обращения: 1 июня 2011. Архивировано 20 декабря 2011 года.
- ↑ Энциклика Ecclesiam Dei Архивировано 28 августа 2008 года.
- ↑ Граф М. В. Толстой Рассказы из истории Русской церкви. — Кн. 5. — Гл. 3. Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. — Т. 2. Патриарший период (1586—1700). Осуществление Брестской Унии и самозащита Православия. Восстановление православной иерархии патр. Феофаном Архивная копия от 12 января 2012 на Wayback Machine
- ↑ Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. — Гл. 13. Член III Государственной Думы (1907—1912) Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine.
- ↑ Парфентьев П., Козлов-Струтинский С. История Католической церкви в России. — 2014.
Литература
- Говорский К. А. Иоасафат Кунцевич, Полоцкий — униятский архиепископ (канонизованный папою Пием IX). — Вильна : тип. Губ. правл., 1865. — 32 с.
- Сикорский И. Реликвии Иосафата Кунцевича // Волынские епархиальные ведомости. — 1871. — № 8. Ч. Неоф. — С. 222—232.
- Протоиерей А. Хойнацкий Православие и уния в лице двух своих защитников, преподобного Иова Почаевского и Иосафата Кунцевича. — Киев, 1882. − 39 с.
- Правда об Иосафате Кунцевиче. — Вильна : Виленское свято-духовское братство, 1896. — 22 с.
- Похилевич Д. Л. Згубна роль церковної унії в історії українського народу. — К.: 1958. — 40 с.
- «Полный православный богословский энциклопедический словарь» 1913 год Т. 1 стр. 1114
- Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. — Минск, 1990.
- Киприанович Г. Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени. — Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006. — 351 с.
- Корзо М. А. Кунцевич // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXIX : «Крисп — Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия». — С. 355-359. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2.
- Хотеев А. С. Переписка канцлера Льва Сапеги и архиепископа Иосафата Кунцевича. — Мн.: Братство Архистратига Михаила, 2015. — 115 с.