Информативность
Информативность (в теории текста) трактуется в широком смысле как всё содержание сообщения и в узком смысле — как новое знание, имеющееся в тексте. При определении информативности существенную роль играет прагматический аспект, т.е. отношение содержания текста к тому знанию, которым располагает читатель по данному вопросу[1].
Российский социолог Т.М. Дридзе определяет "информативность" как прагматическую, а значит относительную характеристику текста, которая уже на стадии анализа вводит его в систему связей с множеством предполагаемых интерпретаторов[2].
Условием информативности текста является его понятность для читателя. При этом полностью знакомый и понятый текст считается безынформативным[1].
Существует три подхода, используемых при оценке информативности сообщения:
- синтаксический — разрабатывает приемы оценки информативности знаковых систем безотносительно к их содержанию;
- семантический — предлагает различные варианты оценки содержательной стороны сообщения;
- прагматический — оценивает сообщение в отношении к получателю[1].
Примечания
Литература
- Дмитревская И. В. Текст как система: понимание, сложность, информативность. — Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-та, 1985. — 88 с.
- Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. — Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 240 с.