Интент-анализ
Инте́нт-ана́лиз (англ. intention — намерение, цель) или ана́лиз наме́рений — теоретико-экспериментальный подход, позволяющий путём изучения публичной речи говорящего выявить недоступный при использовании других видов анализа скрытый смысл его выступлений, намерений и целей, которые влияют на дискурс.[1][2][3]
Интент-анализ направлен на интенциональные характеристики речи, которые непосредственно соотносятся с ходом коммуникации. Метод даёт исследователю возможность описать как типовые, так и другие интенции, включая неосознаваемые, которые воспринимаются участниками общения и являются психологической реальностью коммуникации. Интент-анализ предусматривает изучение естественных речевых материалов, которые непосредственно берутся из окружающей жизни. Например, методом скрытого магнитофона, когда звучащая во время разговора речь записывается на плёнку или другой носитель информации, а следом по особой системе стенографируется: учитываются паузы, наложения реплик и другие особенности устной речи.[4]
История и содержание метода
Метод является довольно молодым и был разработан Лабораторией психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН. Он применяется для выяснения внутреннего смысла политических агитационных текстов.[3][5]
Метод основан на идее, что взрослые люди, прошедшие социализацию, при вступлении в общение обычно не столько простодушно выражают то, что думают, сколько выстраивают свою речь соответственным образом и стремятся к достижению целей, которые временами бывают сложными, иногда скрываются говорящим и для оказания желаемого воздействия прячутся за показными намерениями (интенциями). Интенциональные направленности говорящего складываются в довольно сложную структуру и направлены на оказание воздействия на слушателей. Причём интенции имеют разнообразные виды проявления, что не мешает им быть устроенными по законам языка так, чтобы слушатели смогли воспринять их общую направленность, а также ощутить в высказываниях различный эмоциональный настрой — одобрение, порицание, угрозу и т. п. Изучение интенциональных форм предоставляет возможность обрести ключ к пониманию способов словесных воздействий и побуждений. Поэтому, особенно в случаях важных устных или письменных выступлений, хорошее знание правил интенционального построения вербальных высказываний окажет значительную помощь автору текста и дискурса. Метод интент-анализа по своей природе является психосемантическим, а значит рассчитанным на субъективную оценку со стороны воспринимаемых высказываний. Методическая организация работы состоит в пошаговом оценивании экспертами (одним или несколькими) авторских высказываний, взятых из некого избранного текста. Критерии оценивания на всём протяжении исследования являются неизменными: что вызвало то или иное высказывание, в чём заключается его целевая направленность, зачем оно вообще необходимо говорящему? В то же время нужно понимать, что методика не лишена субъективности, поэтому нуждается в тщательной проработке. Так лучше всего вести исследование группой, в состав которой входят три-четыре человека-эксперта. Это позволит в случае каких-то расхождений проводить согласованные поправки их суждений, а также получать дополнительные факты о «зонах неразличимости» или «трудной различимости» интенций. Хорошим подспорьем может стать оперативный словарь интенций, который составляется на основе ясных случаев. В некоторых случаях полезно переформулировать анализируемые высказывания с обязательным сохранением смысла оригинала.[6]
Области применения
В ходе исследований Лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН было установлено, что в условиях непосредственного общения интенциональное состояние у собеседников в значительной мере служит указателем на речевого партнёра и текущую коммуникацию. Причём вместе с интенциями, которые возникают по ходу взаимодействия (ответить, уточнить, подтвердить), на движение разговора оказывают своё влияние и более общие устремления, которые в связи с практической деятельностью коммуникантов складываются за пределами диалога. Интенциональные направленности субъектов являются одной из важнейших психологических основ, на которых затем выстраивается дискурс. Во многом именно они определяют, каким образом и что именно говорится, как проходит взаимодействие с целой аудиторией или же только отдельным собеседником.[7]
Н. Д. Павлова, занимаясь анализом диалогов телевизионной передачи А. В. Караулова «Момент истины» и сопоставляя дискурсы, выявила особенность диалогических интенций собеседников ведущего, а также их влияние на развитие разговора.[5][8]
См. также
Примечания
- ↑ Радченко, 2007.
- ↑ Гаврилова, 2008.
- ↑ 3,0 3,1 Денисенко, Чеботарёва, 2008, с. 114.
- ↑ Денисенко, Чеботарёва, 2008, с. 117.
- ↑ 5,0 5,1 Хруль, 2014.
- ↑ Денисенко, Чеботарёва, 2008, с. 114-116.
- ↑ Денисенко, Чеботарёва, 2008, с. 116-117.
- ↑ Павлова, 1998.
Литература
- Афиногенова В. А. Интенциональная организация речевого взаимодействия в неформальном повседневном дискурсе / диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 234 с.
- Белоножкин С. Г. Колледж-сленг в интернет-коммуникации американского студента (на материале сайта Collegestories.com) / автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.19. — Волгоград: ВГПУ, 2010. — 20 с.
- Бондаренко А. Ф., Королюк Т. И. Интент–анализ русского и американского психотерапевтического дискурса // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.. — 2013. — № 3 (20).
- Гаврилова М. В. Методы и методики исследования политической коммуникации // Политическая лингвистика. — Екатеринбург: УрГПУ, 2008. — № 24. — С. 22-28. — ISSN 1999-2629. (копия)
- Денисенко В. Н., Чеботарёва Е. Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: Учебное пособие. — М.: РУДН, 2008. — 258 с.
- Дунев А. И. Интент-анализ грамматических категорий в политических текстах // Современная политическая коммуникация: Материалы Международной научной конференции. Екатеринбург, 21-24 сентября 2009 / Под ред. А. П. Чудинова. — Екатеринбург: УрГПУ, 2009. — С. 59-61. — 234 с.
- Дунев А. И. Интент-анализ педагогического дискурса // Вестник Челябинского государственного университета. — Челябинск: ЧелГУ, 2013. — № 2 (293). — С. 26-29. (копия 1, копия 2)
- Интент-анализ // Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз / Сост. И. А. Радченко; научн. ред. Е. Е. Топильская. — Воронеж: ВФ МГЭИ, 2007. — 357 с. (копия)
- Кириллова Е. И., Орлов А. Б. Интент-анализ психотерапевтической речи К. Роджерса. Случаи Герберта, Глории и Джен // Консультативная психология и психотерапия. — М.: МГППУ, 2010. — № 4. — С. 134-165. — ISSN 2075-3470. — doi:10.17759/cpp.
- Кириллова Е. И. Интент-анализ психотерапевтической речи / диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. — М.: Гос. ун-т — Высш. шк. экономики, 2010. — 288 с.
- Лапшова О. А. Психологическое содержание текста и его оценивание методами интент-анализа и психосемантики / Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. — М.: Институт психологии РАН, 2001. — 193 с.
- Митина О. В., Евдокименко А. С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — Челябинск: ЮУрГУ, 2010. — № 40 (216). — С. 29-38. — ISSN 2071-3053. (копия)
- Павлова Н. Д. Интент-анализ телеинтервью // Языковое сознание: формирование и функционирование / Под ред. Н. В. Уфимцевой. — М.: Институт языкознания РАН, 1998. — С. 87–100.
- Павлова Н. Д. Интент-анализ дискурса // Коммуникативные исследования / Под ред. И. А. Стернина, В. Н. Степановой. — Воронеж: Истоки, 2003. — С. 19–25.
- Павлова Н. Д., Гребенщикова Т. А. Интент-анализ: основания, процедура, опыт использования. — М.: Институт психологии РАН, 2017. — 151 с.
- Романова Т. В. Интент-анализ политического дискурса // Язык. Текст. Дискурс. Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК. Вып. 5 / Под общ. ред.: Г. Манаенко. — Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2007. — С. 164-176. — 312 с. — (Методы психологии). — ISBN 5-89966-485-x. (копия)
- Слово в действии: интент-анализ политического дискуса / Ред. Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова. — СПб.: Алетейя, 2000. — 316 с. — 1500 экз. — ISBN 5-89329-285-5.
- Соротокина Е. В., Леханова О. Л. Возможности контент-анализа и интент-анализа в изучении мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. — С. 83-88. — ISSN 2308-0051. Архивировано 22 декабря 2015 года.
- Тимина М. В. Опыт использования расширенной методики интент-анализа в процессе обучения специалистов информационного профиля // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — СПб.: СПбГУКИ, 2013. — Т. 197. — С. 83-88.
- Томилина С. В. Интент-анализ публикаций-откликов на ложь // Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов "Психология XXI века" 2007 года / Под ред. В. Б. Чеснокова. — СПб.: СПбГУ, 2007. — 600 с.
- Хруль В. М. Телеология журналистики: от анализа целей — к пониманию эффектов // Медиаскоп. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2014. — № 2.