Индекс эффективности логистики
1-24 25-48 49-72 73-96 | 97-120 121-144 145-167 Нет данных |
Индекс эффективности логистики (ИЭЛ) (англ. Logistics Performance Index (LPI)) — это рейтинговый индекс для сравнительного анализа эффективности логистических систем стран мира, который составлялся Всемирным банком с 2007 года на основе всемирного опроса логистических операторов, который измеряет производительность по всей логистической цепочке поставок в стране [1]. На 2023 год, последним рейтингом является издание 2018 года.
Топ-10 стран и место России в ИЭЛ
Список приводится в соответствии с данными, взятыми с сайта Всемирного банка[2].
2018 | 2016 | 2014 | 2012 | 2010 | 2007 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Страна | Позиция | Рейтинг | Позиция | Рейтинг | Позиция | Рейтинг | Позиция | Рейтинг | Позиция | Рейтинг | Позиция | Рейтинг |
Германия | 1 | 4.20 | 1 | 4.23 | 1 | 4.12 | 4 | 4.03 | 1 | 4.11 | 3 | 4.10 |
Швеция | 2 | 4.05 | 3 | 4.20 | 6 | 3.96 | 13 | 3.85 | 3 | 4.08 | 4 | 4.08 |
Бельгия | 3 | 4.04 | 6 | 4.11 | 3 | 4.04 | 7 | 3.98 | 9 | 3.94 | 12 | 3.89 |
Австрия | 4 | 4.03 | 7 | 4.10 | 22 | 3.65 | 11 | 3.89 | 19 | 3.76 | 5 | 4.06 |
Япония | 5 | 4.03 | 12 | 3.97 | 10 | 3.91 | 8 | 3.93 | 7 | 3.97 | 6 | 4.02 |
Нидерланды | 6 | 4.02 | 4 | 4.19 | 2 | 4.05 | 5 | 4.02 | 4 | 4.07 | 2 | 4.18 |
Сингапур | 7 | 4.00 | 5 | 4.14 | 5 | 4.00 | 1 | 4.13 | 2 | 4.09 | 1 | 4.19 |
Дания | 8 | 3.99 | 17 | 3.82 | 17 | 3.78 | 6 | 4.02 | 16 | 3.85 | 13 | 3.86 |
Великобритания | 9 | 3.99 | 8 | 4.07 | 4 | 4.01 | 10 | 3.90 | 8 | 3.95 | 9 | 3.99 |
Финляндия | 10 | 3.97 | 15 | 3.92 | 24 | 3.62 | 3 | 4.05 | 12 | 3.89 | 15 | 3.82 |
2018 | 2016 | 2014 | 2012 | 2010 | 2007 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Данные по России | Позиция | Рейтинг | Позиция | Рейтинг | Позиция | Рейтинг | Позиция | Рейтинг | Позиция | Рейтинг | Позиция | Рейтинг |
Россия | 75 | 2.76 | 99 | 2.57 | 90 | 2.69 | 95 | 2.58 | 94 | 2.61 | 99 | 2.37 |
Структура индекса
Сущность индекса — средневзвешенная оценка страны по шести ключевым параметрам, указывающая на относительную легкость и эффективность, с которой товары могут быть ввезены в страну и внутри нее[3].
- Эффективность процесса таможенной проверки (т.е. скорость, простота и предсказуемость формальностей) органами пограничного контроля.
- Качество торговой и транспортной инфраструктуры (например, порты, железнодорожные пути, дороги, информационные технологии);
- Простота организации поставок по конкурентоспособным ценам;
- Компетентность и качество логистических услуг, представленные в стране;
- Возможность отслеживать грузы;
- Своевременность доставки в пункт назначения в запланированные или ожидаемые сроки доставки.
Критика ИЭЛ
В нескольких исследованиях в разное время было отмечено, что из-за методологии Индекса, состоящего из субъективных оценок различных логистических операторов, наблюдаются тенденции к его искажению и недооценке ряда стран со статистически лучшей логистической системой[4][5][6]. Более того, исследования показывают, что на ИЭЛ гораздо больше влияют социальные, а не экономические факторы [7].
Примечания
- ↑ International LPI | Logistics Performance Index . World Bank. Дата обращения: 17 марта 2021. Архивировано 28 марта 2021 года.
- ↑ International LPI Global Ranking . World Bank. Дата обращения: 17 марта 2021. Архивировано 30 марта 2021 года.
- ↑ International LPI . World Bank. Дата обращения: 17 марта 2021. Архивировано 21 апреля 2021 года.
- ↑ Beysenbaev R. , Dus Y. Proposals for improving the Logistics Performance Index // The Asian Journal of Shipping and Logistics. — 2020. — Vol. 36 (1). — С. 34-42. — doi:10.1016/j.ajsl.2019.10.001. Архивировано 28 ноября 2020 года.
- ↑ Raimbekov, Z.; Syzdykbaeva, B.; Mussina, K. & Moldashbaeva, L. (2017), The study of the logistics development effectiveness in the Eurasian Economic Union countries and measures to improve it, European Research Studies Journal Т. 4B: 260-276, <https://ideas.repec.org/a/ers/journl/vxxy2017i3bp260-276.html>
- ↑ Курочкин, Д. В. (2013), Оценка эффективности логистики по методологии всемирного банка и ее корректность, Логистика и управление цепями поставок Т. 2 (55): 16-22, <http://lscm.ru/index.php/ru/publicly/item/761-оценка-эффективности-логистики-по-методологии-всемирного-банка-и-ее-корректность> Архивная копия от 6 августа 2020 на Wayback Machine
- ↑ Guner, S. & Coskun, E. (2012), Comparison of impacts of economic and social factors on countries' logistics performances: a study with 26 OECD countries, Research in Logistics and Production Т. 2 (4): 329-343, <http://research.logistyka-produkcja.pl/images/stories/Numer_7/3-comparison_of_impacts_of_economic_and_social_factors_on_countries_logistics_performance_a_study_with_26_oecd_countries.pdf> Архивная копия от 24 января 2022 на Wayback Machine