Ингельс, Бьярке

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бьярке Ингельс

Бьярке Бундгард Ингельс (дат. Bjarke Bundgaard Ingels, датское произношение: [ˈpjɑːkə ˈpɔnkɒ ˈe̝ŋˀl̩s]; род. 2 октября 1974 года) – датский архитектор, основатель и креативный партнер архитектурного бюро Bjarke Ingels Group[en] (BIG).

В Дании Ингельс прославился после того, как спроектировал два жилых комплекса в Эрестаде[en], новом районе Копенгагена: VM Houses[en] и Mountain Dwellings[en]. В 2006 году он основал Bjarke Ingels Group, штат которой вырос за 10 лет до 400 человек и которая отличилась такими проектами, как жилой комплекс 8 House[en] в Эрестаде, VIA 57 West[en] на Манхэттене, калифорнийская штаб-квартира Google в Маунтин-Вью (разработан совместно с Томасом Хевервиком[en]), парк Суперкилен[en] и работающая на отходах электростанция Amager Bakke — последняя включает в себя горнолыжный склон и скалодром на фасаде здания.

С 2009 Ингельс стал победителем многочисленных архитектурных конкурсов. В 2012 году он переехал в Нью-Йорк, где вдобавок к проектированию VIA 57 West компания выиграла конкурс на лучший проект по улучшению защиты Манхэттена от наводнений после урагана Сэнди, а также одно время проектировало новое здание Всемирного торгового центра 2. Об Ингельсе и его компании в 2017 году был снят документальный фильм «Время BIG».

В 2011 году издание Wall Street Journal присвоило Ингельсу звание «Инноватора года» в области архитектуры[1], а в 2016 Time Magazine включил его в число «100 самых влиятельных людей[2]

Происхождение и ранние годы

Ингельс родился в Копенгагене в 1974 году в семье Кнуда Йенсена (дат. Knud Jensen), инженера по волоконно-оптическим кабелям, и матери-дантинса Елизабет Ингельс (дат. Elisabet Ingels). Все трое детей носят фамилию матери, так как это имя, по заключению семьи, «интереснее»[3].

В 1993 году Бьярке начал шестилетний курс обучения в Школе архитектуры[en] при Датской королевской академии изящных искусств. Первые два года он преимущественно оттачивал свои навыки рисования, но затем познакомился с архитектурой. По его собственным словам, он осознал, что «архитектура – это не только форма искусства. Она не может существовать вне социальных, экономических и политических обстоятельств». Его захватила тектоника и работы профильных архитекторов: Алвара Аалто, Алвару Сиза и Энрика Мираллеса[en]. Желание работать с Мираллесом и пожить в Барселоне подтолкнули Бьярке к поступлению в Высшую техническую школы архитектуры (исп. Escola Tècnica Superior d'Arquitectura), входящую в состав Политехнического университета Каталонии[en]. Однако вскоре он разочаровался в абстрактности и оторванности от реальности идей в мастерской Мираллеса. Тем не менее новое окружение в Барселоне превратило Ингельса в «совершенно нового человека». Там же в Барселоне в 1998 году он основал партнёрство с ещё четырьмя студентами для конкурсной работы над проектом по расширению университетского кампуса. В числе десяти фирм они вышли в финал, получили 90 тысяч долларов на дальнейшее проектирование, но из-за отсутствия общего видения не смогли выиграть конкурс. После проигрыша партнёрство распалось[3][4].

В 1999 году Бьярке вернулся в Копенгаген, окончил Академию, после чего устроился на стажировку в Роттердам в бюро OMA архитектора Рема Колхаса. С архитектурой и книгами Колхаса Бьярке познакомился ещё в Барселоне. Он увлёкся его идеями и проникся «пониманием архитектуры как инструмента общества, а не автономной формы искусства». Чтобы получить стажировку у именитого архитектора он ещё на пятом году учёбы собрал внушительное портфолио экспериментальных проектов, среди которых, например, был проект подземного автосалона. Это портфолио обеспечило ему место в OMA, где его первой работой стал проект Центральной библиотеки Сиэтла, построенной в 2004 году[3][4].

Ярким произведением архитектурного бюро Бьярке Ингельса стал многоквартирный дом Sluishuis на берегу бухты Эй в Амстердаме, где лодки могут пришвартоваться прямо во внутреннем дворе.

Примечания

  1. Richard B. Woodward. Building a Better Future. Wall Street Journal (28 октября 2011). Дата обращения: 24 ноября 2020. Архивировано 13 апреля 2022 года.
  2. Rem Koolhaas. Bjarke Ingels. Time (20 апреля 2016). Дата обращения: 24 ноября 2020. Архивировано 13 апреля 2022 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Ian Parker. High Rise (англ.). New Yorker (10 сентября 2012). Дата обращения: 24 ноября 2020. Архивировано 14 сентября 2021 года.
  4. 4,0 4,1 Владимир Белоголовский. Архитектура как социальный заказ. Беседа с Бьярке Ингельсом. Archi.ru (19 ноября 2010). Дата обращения: 24 ноября 2020. Архивировано 21 марта 2017 года.

Ссылки