Императрица Александра (линейный корабль)
| Императрица Александра | |
|---|---|
| Служба | |
| Класс и тип судна | парусный линейный корабль |
| Тип парусного вооружения | трёхмачтовый корабль |
| Организация | Балтийский флот |
| Изготовитель | Новое адмиралтейство, Санкт-Петербург |
| Корабельный мастер | А. А. Попов |
| Строительство начато | 8 (20) мая 1826 года |
| Спущен на воду | 19 (31) октября 1827 года |
| Выведен из состава флота | 5 (17) января 1863 года |
| Основные характеристики | |
| Водоизмещение | 3500 т |
| Длина между перпендикулярами | 59,74—59,8 м |
| Ширина по мидельшпангоуту | 15,24—15,3 м |
| Осадка | 6,6 м |
| Глубина интрюма | 7,2 м |
| Движитель | паруса |
| Экипаж | 850 человек |
| Вооружение | |
| Общее число орудий | 84/96 |
«Императрица Александра» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, первый из 8 кораблей одноимённого типа. Корабль находился в составе флота с 1827 по 1863 год, принимал участие в подавлении Польского восстания и Крымской войне на балтийском театре боевых действий, использовался в качестве учебного и крейсерского судна, а также для перевозки войск и грузов. Во время службы дважды проходил тимберовку в Кронштадте.
Описание корабля
Один из восьми 84-пушечных парусных линейных кораблей с деревянным корпусом одноимённого типа, построенных в Новом адмиралтействе Санкт-Петербурга с 1826 по 1835 год[комм. 1]. Водоизмещение корабля составляло 3500 тонн, длина между перпендикулярами по сведениям из различных источников 59,74—59,8 метра[комм. 2], ширина без обшивки — 15,24—15,3 метра[комм. 3], глубина интрюма — 7,2 метра[комм. 4], а осадка 6,6 метр. По официальной классификации корабли этой серии относились к 74-пушечным, но в действительности несли до 96 орудий, так у «Императрицы Александры» в источниках указывается вооружение в 96 орудий[2][3][4].
Корабль был назван в честь супруги императора Николая I императрицы Александры Фёдоровны[3].
История службы
Корабль «Императрица Александра» был заложен 8 (20) мая 1826 года на стапеле Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге и после спуска на воду в присутствии императора Николая I 19 (31) октября 1827 года вошёл в состав Балтийского флота России[комм. 5]. Строительство корабля вёл кораблестроитель в звании генерал-майора Корпуса корабельных инженеров А. А. Попов[6][3][7].
В кампанию 1828 года находился на кронштадтском рейде, где использовался для обучения экипажа. В 1829 и 1830 годах в составе эскадр кораблей Балтийского флота выходил в практические плавания в Балтийском море и Финском заливе[3].
В кампанию 1831 года, во время подавления Польского восстания, находился в составе эскадры под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Беллинсгаузена, которая крейсировала вдоль берегов Курляндии для предотвращения подвоза оружия в помощь польским мятежникам. В 1833 году находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе[3].
С июля по сентябрь 1835 года в составе эскадры под командованием вице-адмирала П. И. Рикорда принимал участие в переброске Гвардейского корпуса из Кронштадта в Данциг, а затем обратно. 3 (15) июля 1836 года принимал участие в торжественной церемонии встречи Балтийским флотом на Кронштадтском рейде «дедушки русского флота» — ботика Петра I. В кампанию этого года также выходил в практическое плавание в Балтийское море и Финский залив[3].
В 1839 году подвергся тимберовке в Кронштадте[8], в кампанию этого года, а также последующих 1840—1842 годов находился в плаваниях в Балтийском море и Финском заливе в составе практических эскадр Балтийского флота[3].
В кампании 1846 и 1847 годов также в составе эскадр принимал участие в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе[3]. С 1849 по 1851 год находился на второй тимберовке в доке Петра Великого в Кронштадте[3][8].
В 1853 и 1854 годах вновь принимал участие в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе в составе эскадр[3].
Принимал участие в Крымской войне на балтийском театре боевых действий. С 16 (28) июня 1854 года стоял в кронштадтской гавани между фортом Меньшиков и Лесными воротами на случай прорыва англо-французского флота. В июле того же года в составе эскадры под командованием вице-адмирала Д. П. Замыцкого выходил в плавание до Красной Горки. В кампанию 1855 года находился в Кронштадте[3].
В кампаинии 1856 и 1857 годов использовался для перевозки войск из Свеаборга и Ревеля в Кронштадт[3].
В 1860 году парусный линейный корабль «Императрица Александра» был отчислен к порту[8], а 5 (17) января 1863 года исключён из списков судов флота[3].
Командиры[3]
- до 14.10.1827 — 07.08.1829 — капитан 2-го ранга (с 06.12.1827 капитан 1-го ранга) Шишмарёв, Глеб Семёнович
- 09.10.1829 — 10.04.1832 — капитан 1-го ранга Дурасов, Александр Алексеевич
- 17.04.1832 — 06.12.1837 — капитан 1-го ранга Епанчин, Николай Петрович
- 06.12.1837 — 1841 — флигель-адъютант капитан 2-го ранга (с 06.12.1839 капитан 1-го ранга) фон Моллер, Павел Антонович
- 06.12.1841 — 1848 — капитан 2-го ранга (с 15.04.1845 капитан 1-го ранга) Князев, Лев Львович
- 1851 — 1854 — капитан 2-го ранга (с 06.12.1853 капитан 1-го ранга) Опочинин, Николай Петрович
- 06.12.1854 — 16.01.1856 — капитан 2-го ранга (с 30.08.1855 капитан 1-го ранга) Филипов, Василий Михайлович
- 1857 — 1858 — Изыльметьев, Иван Николаевич
- по 17.04.1858 — капитан 1-го ранга Котельников, Николай Григорьевич
- 17.04.1858 — 11.01.1860 — капитан 1-го ранга Григорович, Константин Иванович
- с 11.01.1860 — капитан 1-го ранга Вишняков, Михаил Александрович
Примечания
Комментарии
Источники
- ↑ Чернышёв, 1997, с. 139—141.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Веселаго, 1872, с. 60.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 Чернышёв, 1997, с. 139.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 54.
- ↑ Голенищев-Кутузов, 1843, с. 2.
- ↑ Веселаго, 1872, с. 60—61.
- ↑ Голенищев-Кутузов, 1843, с. 1—2.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Веселаго, 1872, с. 61.
Литература
- Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
- Голенищев-Кутузов Л. И. О судах Балтийского флота, построенных со времени вступления на престол государя императора Николая Павловича. — СПб., 1843. — 84 с.
- Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — 312 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01788-3.
- Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.