Имитация жизни (фильм, 1959)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Имитация жизни
Imitation of Life
Постер фильма
Жанр мелодрама
Режиссёр Дуглас Сёрк
Продюсер Росс Хантер
Автор
сценария
Элеанора Гриффин
Аллан Скотт
В главных
ролях
Лана Тёрнер
Джон Гэвин
Оператор Расселл Метти
Композитор Фрэнк Скиннер
Генри Манчини
Кинокомпания Universal Pictures
Длительность 125 мин.
Бюджет 2 млн $
Страна  США
Год 1959

«Имитация жизни» — последний кинофильм Дугласа Сёрка (1959), признанный одной из вершин классической голливудской мелодрамы. В главных ролях — Лана Тёрнер и Джон Гэвин (впоследствии посол США в Мексике). По одноимённому роману Фанни Хёрст (1933) ранее был поставлен голливудский фильм с Клодетт Кольбер в главной роли. Песню Trouble of the World в кульминационной сцене ленты исполняет Махалия Джексон.

Сюжет

Провинциальная актриса Лора Мередит, овдовев, отправляется покорять Бродвей. На пляже пути Лоры и её 6-летней дочери Сьюзи пересекаются с негритянкой Энни и её светлокожей дочерью Сарой-Джейн. Несмотря на собственное бедственное положение, Лора разрешает Энни поселиться в снимаемой ею квартирке, чтобы вести домашнее хозяйство и присматривать за Сьюзи. Целеустремлённость Лоры приносит свои плоды — она становится «музой» успешного драматурга и звездой бродвейской сцены.

Проходит десяток лет. Лора слишком погружена в работу, чтобы замечать, что в её доме кипят нешуточные страсти: Сьюзи пытается самоутвердиться за счёт романтической связи со Стивом Арчером, который уже много лет ухаживает за её матерью, а Сара-Джейн готова отказаться от родной матери, которая цветом своей кожи компрометирует её претензии на то, чтобы считаться белой.

В ролях

Работа над фильмом

Сёрк говорил, что взялся за ремейк фильма 1934 года главным образом из-за того, что его заворожило название. В романе «Имитация жизни» героиня Тёрнер наживает состояние благодаря рецепту вафель, который унаследовала от предков её чернокожая служанка, и предлагает той пятую долю доходов с продаж, на что негритянка отвечает отказом, предпочитая прислуживать своей госпоже. В разгар борьбы чернокожих за свои права патерналистская трактовка межрасовых отношений представлялась реакционной, в связи с чем режиссёр настоял на внесении изменений в сценарий[1]. В результате на первый план выдвинулся остросоциальный конфликт негритянки со светлокожей дочерью, а соперничество белых матери и дочери за внимание красавца Арчера отступило на второй план.

На роль Мередит изначально была утверждена Лана Тёрнер, не сходившая с первых страниц газет из-за скандальных перипетий своих отношений с дочерью: незадолго до того дочь зарезала её ухажёра. Актриса согласилась на эту роль, когда ей пообещали 50 % доходов от проката, что принесло Лане рекордный для актрисы того времени гонорар в 2 млн. Основная часть бюджета ушла на приобретение гламурных костюмов для Тёрнер; эта сумма также установила рекорд, превысив миллион долларов[1].

Драма об отношениях Тёрнер с дочерью привлекла в зрительные залы толпы домохозяек. По итогам 1959 года «Имитация жизни» заняла в американском прокате 4-е место. До выхода в 1970 году фильма «Аэропорт» это был самый успешный в финансовом плане проект студии Universal[2]. Исполнительницы ролей Энни и Сары-Джейн были выдвинуты на соискание премий «Золотой глобус» и «Оскар». Однако кинокритики приняли фильм достаточно прохладно, увидев в нём не более чем очередную «мыльную оперу» в духе Сёрка. С ходом времени статус фильма в глазах киноведов значительно вырос.

Анализ

Оспорив наклеенный на «Имитацию жизни» первыми рецензентами ярлык душещипательной мелодрамы для домохозяек, Дэйв Кер назвал последний фильм Сёрка одним из самых интеллектуальных в истории Голливуда. Глянцевые поверхности, кричащие цвета, шикарные интерьеры особняков — лишь западня, полная иллюзорных надежд и эмоционального отчаяния[2]. Бесчисленные окна и зеркала создают головокружительный эффект мира, помешанного на видимостях[3]. Так, видимость материнства Лоры прикрывает её полное отчуждение от собственной дочери. Разный цвет кожи Энни и её дочери словно бы перечёркивает их кровное родство. Весь мир фильма — только имитация подлинной жизни:

С самых начальных титров (где каскад из стразов ниспадает под напевы одного из эпигонов Нэта Кинга Коула) «Имитация жизни» упивается подделками — снегопад из студийной машины, блестящие рождественские декорации, словно сошедший с открытки дом в пригороде с развешанными по стенам трафаретными полотнами в духе постимпрессионизма и неразрезанными томами в кожаных переплётах, наконец — белая актриса, изображающая чернокожую, которая притворяется белой.

За традиционной историей свалившегося на «Золушку» богатства режиссёр тонко выявляет распад семейных связей. Его пессимистичный, не лишённый цинизма взгляд на мир, как всегда, читается при помощи деталей[5]. Мелодраматическая история рассказана посредством мизансцен, которые подтрунивают над её содержанием[2]. За той или иной сценой внимательный зритель увидит ироническое второе дно. Взять сцену смерти Энни: когда героиня Тёрнер поднимает заплаканные глаза, они падают на портрет улыбающейся дочери покойной. Шаблонная сентиментальность сцены перечёркивается тем обстоятельством, что смерть добродетельной служанки — долгожданный выход для её дочери, сам факт существования чернокожей матери для которой подрывает любые перспективы успеха в мире «белых»[5].

Награды и номинации

Оммажи

Примечания

  1. 1,0 1,1 Handzo, Steven (1997). Intimations of Lifelessness (недоступная ссылка). // Bright Lights Film Journal.
  2. 2,0 2,1 2,2 Imitation of Life | Chicago Reader. Дата обращения: 11 ноября 2011. Архивировано 13 апреля 2015 года.
  3. Imitation of Life — Cast, Reviews, Summary, and Awards — AllRovi (недоступная ссылка)
  4. artforum.com / in print. Дата обращения: 30 июня 2022. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. 5,0 5,1 Imitation of Life Review. Movie Reviews — Film — Time Out London. Дата обращения: 11 ноября 2011. Архивировано 9 октября 2011 года.
  6. Edwards, Gwyne. Almodóvar: Labyrinths of Passion. London: Peter Owen, 2001. ISBN 0-7206-1121-0. Pages 122, 125.

Книги о фильме

  • Fischer, Lucy, ed. (1991). Imitation of Life: Douglas Sirk, Director. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press. ISBN 978-0-8135-1645-5.
  • Staggs, Sam (2009). Born To Be Hurt: The Untold Story of Imitation of Life. New York, NY: St. Martin’s Press. ISBN 978-0-312-37336-8.

Ссылки