Ил-76МД-90А
| Ил-76МД-90А | |
|---|---|
| | |
| Тип | Военно-транспортный самолёт |
| Разработчик |
|
| Производитель | Ульяновский авиационный завод |
| Первый полёт | 2007 |
| Начало эксплуатации | 2012 |
| Статус | эксплуатируется |
| Эксплуатанты |
|
| Годы производства | c 2012 |
| Единиц произведено | более 30 |
| Стоимость единицы |
5 млрд руб. (2017 год)[1] |
| Базовая модель | Ил-76МД |
| Варианты | Ил-76ТД-90ВД |
Ил-76МД-90А — российский тяжёлый военно-транспортный самолёт, модификация Ил-76.
История

Ил-76МД-90А (Изделие-476) — глубокая модернизация самолёта Ил-76[2]. Была изменена силовая конструкция крыла, применение длинномерных панелей кессона позволило снизить количество стыков и убрать средний лонжерон средней его части, снизив общий вес крыла на 20%.[3] Установлены новые двигатели ПС-90А-76 производства АО «ОДК-Пермские моторы» тягой 14,5 т каждый. Усилено шасси. Обновлены радиоэлектронные и навигационные комплексы, установлен ПрНПК «Купол-III-76М(А)»[4] и бортовой комплекс обороны[5], способный к постановке инфракрасных, ультрафиолетовых, лазерных и радиолокационных помех.[6]
Предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжёлой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолёт транспортирует весь перечень вооружения и военной техники (ВВТ), применяемой воздушно-десантными войсками России. Также этот самолёт может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения пожаров[7]. Строится Ульяновским авиационным заводом «Авиастар-СП»[8], входящим в состав Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).
На базе Ил-76МД-90А разработан топливозаправщик Ил-78М-90А и самолёт ДРЛО А-100 «Премьер».
Летно-технические характеристики
- Габариты:
- Длина самолёта: 46,6м
- Размах крыла: 50,5 м
- Высота самолёта: 14,7 м
- Площадь крыла: 300 м²
- Масса:
- Объём топлива: 109 000 л
- Топливная эффективность : 187 грамм/тонну /км при дальности 3700 км (2000 морских миль)
- Цена: 30.5 центов — тонна/км при дальности 3700 км (2000 морских миль)
- Двигатели: 4 × ПС-90А3
- Тяга максимальная: 4 × 156кН
- Скорость:
- Крейсерская скорость: 780—850 км/ч
- Минимальная скорость: 220 км/ч
- Дальность полёта:
- с нагрузкой 60 т: 4000 км
- с нагрузкой 48 т: 5500 км
- с нагрузкой 40 т: 6500 км
- с нагрузкой 20 т: 8500 км
- без нагрузки: 9700 км
- Длина бетонной ВПП — 2150 м
- Экипаж: 5 человек
- Количество десантников на борту: 126
- Размер грузовой кабины:
- Длина грузовой кабины: 24,54 м
- Ширина: 3,45 м
- Высота: 3,4 м
- Объём: 321 м³
- Ресурс самолёта: 30 лет/10000 посадок/30000 часов
Производство

Разработка самолёта была начата в 2006 году и завершена к весне 2009.[11] Главным конструктором проекта был назначен А. В. Юрасов, ранее работавший над модификацией Ил-76 и Ил-78[12].
В 2009 по решению Правительства РФ на «Авиастар-СП» началась подготовка мощностей для запуска серийного производства нового самолёта.[13]
Первый экземпляр построен в декабре 2011 года, его первый полёт состоялся 22 сентября 2012 года[14]. Заводские испытания прошли в 19 полётов, с 18 марта по май 2013 года. С июля 2013 года проходит первый этап ГСИ (3 полёта).
Самолёт Ил-76МД-90А имеет новую конструкцию крыла, новые пермские двигатели ПС-90А-76 тягой 14,5 т каждый, усиленное шасси, изменённые радиоэлектронный и навигационный комплексы с ПрНПК «Купол-III-76М(А)»[15], бортовой комплекс обороны, защищающий от зенитных ракет[16] с постановкой помех в инфракрасном, ультрафиолетовом, лазерном диапазонах, а также радиолокационных помех[17]. 5 октября 2012, в присутствии В. В. Путина, между «Авиастаром» и Министерством обороны РФ подписан контракт на 39 единиц до 2020 года с поставкой двух первых бортов в 2014 году. Стоимость единицы около 3,5 млрд руб[18]. Первый этап ГСИ начат 10 июля 2013 года[19].
29 апреля 2015 года первый серийный Ил-76МД-90А (серийный номер 0102) передали заказчику в лице Минобороны РФ.[20]
22 декабря 2018 года произвёл первый полёт Ил-76МД-90А с серийным номером 0110, 16 мая 2019 самолёт был передан Минобороны РФ.[21][22]
13 июня 2019 года совершил первый полёт Ил-76МД-90А с заводским номером 0202,[23] 30 августа 2019 года поступил на вооружение 235-го военно-транспортного авиаполка 18-й гв. втад, базирующегося в Ульяновске.
В 2020 году, в связи с недостаточными темпами производства и убыточностью контракта, заключённого в 2012 году, между заводом изготовителем и Министерством Обороны РФ было достигнуто новое соглашение, предусматривающие поставку 14 самолётов с 2021 по 2028 год.[24]
В ноябре 2023 года ОАК сообщила, что в рамках проведения программы испытаний опытный самолет Ил-76МД-90А успешно выполнил посадку, а затем и взлет с грунтовой взлетно-посадочной полосы[25].
В декабре 2024 года ВКС России был передан шестой построенный в 2024 году в филиале ПАО «Ил» — «Авиастар» в Ульяновске самолёт Ил-76МД-90А, который имеет серийный номер 0404 и регистрационный номер RF-78679. Это в целом 30-й построенный самолёт Ил-76МД-90А (включая прототип).
Ранее в течение 2024 года филиал ПАО «Ил» — «Авиастар» в Ульяновске сдал ВКС России пять самолётов Ил-76МД-90А:
Самолет с серийным номером 0309 и регистрационным номером RF-78674 — совершил первый полёт в Ульяновске 17 мая 2024 года, передан ВКС России в июле 2024 года.
Самолет с серийным номером 0310 и регистрационным номером RF-78675 — совершил первый полёт в Ульяновске 9 июля 2024 года, передан ВКС России в августе 2024 года.
Самолет с серийным номером 0401 и регистрационным номером RF-78676 — совершил первый полёт в Ульяновске 2 августа 2024 года, передан ВКС России в сентябре 2024 года.
Самолет с серийным номером 0402 и регистрационным номером RF-78677 — совершил первый полёт в Ульяновске 2 октября 2024 года, передан ВКС России в октябре 2024 года.
Самолет с серийным номером 0403 и регистрационным номером RF-78678 — совершил первый полёт в Ульяновске 9 ноября 2024 года, передан ВКС России в ноябре 2024 года.
Всего таким образом в 2024 году завод «Авиастар» сдал Министерству обороны России шесть самолетов Ил-76МД-90А. В 2023 году завод также сдал шесть таких самолетов, а в 2022 году — пять. В 2021 году были сданы два самолёта, в 2020 году — три самолёта (фактически были сданы в январе 2021 года), и в 2019 году — три самолёта (два из них фактически были построены в 2018 году)[26].
Примечания
- ↑ Ил-76 меняют полётное задание. Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 21 апреля 2018 года.
- ↑ Транспорт войны и мира Архивная копия от 19 апреля 2020 на Wayback Machine // НВО НГ, 17.04.2020
- ↑ Открытое акционерное общество «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Модернизация крыла самолёта Ил-78 с целью снижения массы и улучшения эксплуатационных характеристик. Архивировано 30 декабря 2022 года. Дата обращения 30 декабря 2022.
- ↑ Первый серийный самолёт Ил-76МД-90А выкатили в Ульяновске Архивная копия от 26 июня 2014 на Wayback Machine // Авиатранспортное обозрение
- ↑ Новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А защитили от ракет. Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 27 июня 2020 года.
- ↑ Военный эксперт рассказал о новых российских комплексах защиты самолетов. Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 27 июня 2020 года.
- ↑ avia.pro Ильюшин Ил-76
- ↑ Первые 3 самолёта Ил-76МД-90А Минобороны получит в 2014 году. Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 4 октября 2013 года.
- ↑ Транспортные | Атлас авиации. Авиационный портал. Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 10 ноября 2013 года.
- ↑ Радио ЭХО Москвы :: Арсенал, 04.03.2013 22:12 Что происходит с авиационной отраслью?: Виктор Ливанов. Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 10 марта 2013 года.
- ↑ Летающая цифра. www.kommersant.ru (29 сентября 2014). Дата обращения: 30 декабря 2022. Архивировано 28 февраля 2017 года.
- ↑ Главный конструктор рассказал об улучшенных характеристиках нового Ил-76МД-90А. Дата обращения: 7 декабря 2023. Архивировано 10 августа 2022 года.
- ↑ Ил-76МД-90А. www.uacrussia.ru. Дата обращения: 30 декабря 2022. Архивировано 30 декабря 2022 года.
- ↑ Первый глубоко модернизированный Ил-76 построен в Ульяновске. Взгляд (21 декабря 2011). Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 10 октября 2012 года.
- ↑ Первый серийный самолёт Ил-76МД-90А выкатили в Ульяновске Архивная копия от 26 июня 2014 на Wayback Machine // Авиатранспортное обозрение
- ↑ Новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А защитили от ракет. Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 27 июня 2020 года.
- ↑ Военный эксперт рассказал о новых российских комплексах защиты самолетов. Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 27 июня 2020 года.
- ↑ Минобороны РФ Анатолий Сердюков и президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» подписали государственный контракт на поставку военно-транспо …. Дата обращения: 13 марта 2022. Архивировано 28 декабря 2013 года.
- ↑ ЦАМТО: Начался первый этап государственных совместных испытаний военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А Архивная копия от 29 июня 2014 на Wayback Machine // armstrade.org
- ↑ Р. И. А. Новости. Первый серийный самолет Ил-76МД-90А передан Минобороны России. РИА Новости (2015-04-29:15:19). Дата обращения: 30 декабря 2022. Архивировано 30 декабря 2022 года.
- ↑ Источник: десятый серийный Ил-76МД-90А совершил первый полёт. ТАСС. Дата обращения: 17 июня 2019. Архивировано 17 июня 2019 года.
- ↑ АО «Авиастар-СП» передало заказчику очередной транспортный самолёт Ил-76МД-90А. Авиастар. Дата обращения: 17 июня 2019. Архивировано 17 июня 2019 года.
- ↑ Очередной Ил-76МД-90А, построенный в АО «Авиастар-СП», приступил к лётным испытаниям. Авиастар. Дата обращения: 17 июня 2019. Архивировано 17 июня 2019 года.
- ↑ Минобороны переоценило транспортные самолеты. www.kommersant.ru (28 мая 2020). Дата обращения: 30 декабря 2022. Архивировано 23 апреля 2022 года.
- ↑ Ил-76МД-90А впервые выполнил посадку и взлет с грунта. ОАК (11.11.2023).
- ↑ По имеющейся информации, ВКС России в последние дни был передан шестой построенный в 2024 году в филиале ПАО «Ил» — «Авиастар»… Рамзай, 31.12.2024
Литература
- Светлана Сулейманова. Ил-76МД-90А самолёт большого будущего // Гражданская авиация. — М., 2012. — № 11. — С. 8—11.