Эру Илуватар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Илуватар»)

Э́ру Илу́ватар (кв. Eru Ilúvatar, дословно — «Единый отец всего») — в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина единый Бог. Эру вечно пребывает в Чертогах Безвременья.

Имена

В начале был Эру, Единый. На Арде зовётся Он - Илуватар.Дж. Р. Р. Толкин, Сильмариллион (в переводе Н. Григорьевой и В. Грушецкого)

И Эру, и Илуватар — не имена собственные, а эпитеты. «Eru» на квенья значит «Единый», «Ilúvatar» означает «Всеотец». Это имена, которыми эльфы назвали создателя Эа, Мира Сущего.

Эру Илуватар не упомянут по имени в самых известных работах Джона Толкина: «Хоббите» и «Властелине колец» — на него ссылаются как на «Единственного» в приложении к «Властелину колец», в котором говорится о падении Нуменора (Приложение А).

Эру Илуватар, Айнур и Эа

Сначала, как говорится в «Айнулиндалэ», первой книге «Сильмариллиона», был мрак и великая Пустота. И в этой бескрайней Пустоте в одиночестве жил Вездесущий Эру Единый, которого эльфы впоследствии назвали Илуватаром. Это существо Толкин и называет Творцом всего сущего. В «Айнулиндалэ» Толкин рассказывает о том, как Эру мыслью своей создал божеств — Айнур («Священных, что явились порождением его мысли, и пребывали они с ним прежде, чем создано было что-то ещё»[1]), силой своего духа «возжёг в них Неугасимое Пламя», даровал им бессмертную сущность и задал каждому из них музыкальную тему.

Для Айнур Эру создал в Пустоте Чертоги Безвременья. Вначале Айнур исполняли свои музыкальные темы поодиночке или в группах, но «каждому ясна была только та часть помыслов Илуватара, от которой происходил он сам; и лишь медленно приходили они к пониманию своих собратьев. Однако же, слушая, всё более постигали они, и росли между ними согласие и гармония»[1].

Затем Эру собрал всех Айнур вместе и объявил им «великую тему», «раскрывая перед ними знания ещё более глубокие и удивительные, нежели прежде»[1], и повелел им всем вместе воплотить её в Великую Музыку, разрешив дополнять свои темы «своими собственными помыслами и вариациями»[1]. Голоса Айнур сплелись в песнь, что заполнила «кущи Илуватара» и полилась дальше, заполнив Пустоту. При этом было предсказано, что ещё более великую музыку перед престолом Илуватара исполнят хоры Айнур и Детей Илуватара по окончании дней[1].

Позже Илуватар представил Айнур зримое, материальное воплощение исполненной ими Великой Музыки — «и предстал перед ними новый, ставший видимым Мир, и покоилась сфера Мира среди Пустоты, и Пустота поддерживала его». Перед Айнур затем развернулась вся дальнейшая история этого Мира, в котором оказались воплощены и основная тема, заданная Илуватаром, и те помыслы и вариации, которые добавляли сами Айнур — включая тайные помышления Мелькора[1]. Никогда ранее Илуватар не раскрывал Айнур всю полноту своего замысла. Именно в этот момент они впервые узрели предстояший приход Детей Илуватара — эльфов и людей, ибо Дети Илуватара задуманы были самим Илуватаром, и явились они в третьей теме Великой Музыки, а в той теме, что задал Илуватар с самого начала, их не было, и никто из Айнур не причастен к их созданию. Но даже сейчас Илуватар не показал Айнур начала Владычества Людей и заката Перворождённых — они не увидели зримо ни воплощения поздних эпох, ни конца Мира[1].

В дальнейшем Илуватар предоставил Айнур заняться обустройством Арды как обители Детей Илуватара. Те из Айнур, кто простился с Илуватаром и спустился в Мир, известны как Валар. Войдя в сотворённый мир, Валар стали его неотъемлемой частью, и поэтому не смогут покинуть Арду, пока та существует. Согласно «Айнулиндалэ», «одно условие поставил перед ними Илуватар, а может — таково неизбежное следствие их любви: их власть и сила отныне должны быть заключены и связаны в пределах Мира, и пребывать им там вовеки до тех пор, пока не завершится его история, так что в них — жизнь Мира, а Мир — их жизнь. И с тех пор именуются они Валар, Власти Мира»[1].

Схематическое представление одной из концепций Толкина, согласно которой Арда находится в Пустоте (Kúma). На схеме показан Окутывающий Океан (Ekkaia) и область чистого воздуха со звёздами (Ilmen), до создания Солнца и Луны.

Эру Илуватар — важный фигурант историй «Сильмариллиона», однако в жизнь Арды он вмешивался очень редко: вдохнул жизнь в гномов, сотворённых Аулэ; решил судьбу погибшего Феанора[2]; уничтожил восставший Нуменор и удалил Аман за круги мира по просьбе Валар; воскресил Гэндальфа после его гибели в поединке с морийским Балрогом[3]. Также, когда Манвэ дал разрешение на воскрешение Берена по просьбе Лютиэн, сказано, что для этого он «искал совета в сокровенных помыслах своего сердца, и открывалась ему воля Илуватара»[4].

Дети Илуватара

  • Эльфы, «квенди», Перворождённые[1].
  • Люди, «атани», Пришедшие Следом[1].

Дети Илуватара задуманы были самим Илуватаром, и явились они лишь в третьей теме Великой Музыки Айнур, а в той теме, что задал Илуватар с самого начала, их не было, и никто из Айнур не причастен к их созданию.

Айнур, узнав о предстоящем приходе Детей Илуватара в Мир Сущий, «потому тем более возлюбили Детей, увидя их — существа иные, нежели они сами, непостижимые и свободные, в которых воссиял заново замысел Илуватара»[1].

Как говорится в «Сильмариллионе», «Валар для людей и эльфов — скорее старшие и вожди, нежели повелители; и если когда-либо, сообщаясь с Детьми Илуватара, Айнур и пытались принудить их силой там, где не желали Дети внимать наставлениям, редко оборачивалось это к добру, сколь бы благим ни было намерение. Однако же большей частью Айнур общались лишь с эльфами, ибо Илуватар создал Перворождённых во многом подобными Айнур по природе своей, хотя и уступающими им могуществом; людям же дал он необычные дары»: «Смерть их удел, таков дар Илуватара, которому с течением времени позавидуют даже Власти Земли, Валар»[5].

Лишь Илуватару ведома посмертная участь людей и то, каким будет конец мира.

Заявлено, что в конце мира Дети Илуватара совместно с Айнур в Чертогах Безвременья исполнят Вторую Музыку Айнур.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Толкин Дж. Сильмариллион. Музыка Айнур (пер. С. Б. Лихачёвой)
  2. История Средиземья, Народы Средиземья: «Последние тексты: о Глорфинделе, Кирдане и других вопросах»
  3. Карпентер, Хамфри. «Д. Р. Р. Толкин. Письма», Письмо #156, «К Роберту Марри».
  4. Толкин Дж. Сильмариллион. гл. О Берене и Лютиэн (пер. С. Б. Лихачёвой).
  5. Толкин Дж. Сильмариллион. Глава 1. О начале дней (пер. С. Б. Лихачёвой)

Литература

  • Hartley G. A wind from the West: the role of the holy spirit in Tolkien’s Middle-earth //Christianity & Literature. — 2012. — Т. 62. — №. 1. — С. 95-120.
  • Jacob A. M., Menon N. Packaging Polytheism as Monotheism: A Study of the Mythopoeic Deity in Tolkien’s The Silmarillion //Religion and the Arts. — 2020. — Т. 24. — №. 1-2. — С. 84-109.
  • Дэй, Дэвид. Атлас мира Толкина. — Москва:Эксмо, 2020. — 256 p. — ISBN 978-5-04-091284-1.