Иларион (Михайловский)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Митрополит Иларион
Митрополит Иларион
Митрополит Тырновский
25 мая 1872 — 4 июля 1875
Предшественник Григорий (Катрис)
Преемник Климент (Друмев)
Епископ Макариопольский
5 октября 1858 — 25 мая 1872
Преемник Григорий (Зафиров)

Имя при рождении Стоян Стоянов Михайловский
Оригинал имени при рождении Стоян Стоянов Михайловски
Рождение
Елена
Принятие монашества 1832

Митрополит Иларион (широко известен как Иларион Макариопольский, болг. Иларион Макариополски, греч. Ιλαρίων Μακαριουπόλεως, в миру Стоян Стоянов Михайловский; 6 (18) сентября 1812, Елена — 4 (16) июня 1875, Константинополь) — епископ Константинопольского Патриархата болгарского происхождения, епископ Макариопольский (село, ныне на территории Тырговиштской области Болгарии); с апреля 1860 года деятель Болгарской схизмы, впоследствии митрополит Тырновский (в схизме). Анафематствован собором в Константинополе в мае 1872 года.

Один из лидеров болгарского национального возрождения.

Биография

Стоян Михайловский родился в 1812 году в оттоманском городе с болгарским населением Елена в знатной семье. Прапрапрадед владыки — имеретинский дворянин Андроник, в 1780-ых годах занимавшийся торговлей в малоазийском городе Кайсери. В качестве интенданта османской армии Андроник побывал в Вене, а по возвращении в Османскую империю осел в Балчике, потом переселился в Горна-Оряховицу.

Окончив начальную школу в родном городе, Стоян продолжил обучение в греческой школе в городе Арбанаси. В 1832 году принял монашеский постриг в Хиландарском монастыре (Афон), где возложил на себя заботу о заточённом там Неофите Бозвели. Продолжил образование в школе Теофилоса Каириса, а также три года обучался в Афинской гимназии.

Был близким приятелем и сподвижником Георгия Раковского. Принимал активное участие в деятельности Македонского революционного общества. С 1844 года, совместно с Неофитом Бозвели, участник церковно-национальной борьбы болгар; в 1845—1850 годах, в результате давления, оказанного российскими дипломатами на османское правительство, был заточен на Афоне.

3 апреля 1860 года, во время пасхальной литургии в болгарском храме Константинополя, не помянул имени Константинопольского патриарха, тем самым де-факто уклонившись в церковный раскол. По свидетельству Тодора Бурмова[1], акция 3 апреля была предварительно согласована главными руководителями болгарской общины Христо Топчилещовым и Николаем Минчоглу с Портой, в частности с визирем Аали-пашой. Руководители болгарской общины в тот же день были благосклонно приняты турецкими министрами; также обрадованы совершённой демонстрацией были «агенты латинской пропаганды»[2], специально пришедшие к пасхальной заутрене[1]. По мнению Бурмова, Порта, отрывая болгар от православия, рассчитывала уменьшить влияние России на христианское население империи[2]. Собравшийся 9 апреля Синод Великой Церкви, выслушав оправдания Илариона, ссылавшегося на требования народа, не был удовлетворён его объяснениями; однако, составленный Патриархом такрир (представление Порте), требовавший гражданского наказания для Илариона, был оставлен правительством без последствий; со стороны Патриархии последовали церковные прещения в отношении епископа Илариона и иных. В феврале 1861 года Иларион был лишён сана и вновь сослан на Афон (1861—1864). Аналогичному наказанию были подвергнуты поддержавшие его епископы Авксентий Велесский и Паисий Пловдивский

Иларион Макариопольский памятник в Софии.

После учреждения Портой Болгарской экзархии (1870) стал членом Временного смешанного экзархийского совета и первого Синода. С 1872 года — митрополит Тырновский.

Священный Синод Константинопольского Патриархата 13 — 15 мая 1872 года, низложив и лишив сана экзарха Анфима I, отлучил от церкви примкнувших к нему архиереев, а епископа Макариопольского Илариона предал вечной анафеме[3].

Собор в Константинополе, проходивший в сентябре 1872 года под председательством Патриарха Анфима VI, в котором участвовали иерархи иных поместных церквей Востока, 18 (30 сентября) объявил Болгарский экзархат состоящим в расколе (схизме); действия болгарских иерархов были осуждены как основанные на «филетизме» (греч. φυλετισμός. Этот богословский неологизм означал «привнесение племенного начала в Церковь». Собор постановил: «<…> Приемлющих филетисм и дерзающих основывать на нём племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми единой святой, кафолической и апостольской церкви или, что то же, схизматиками.»[4]

Умер владыка в 1875 году; похоронен во дворе церкви Стефана в Константинополе.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ѳ. Стояновъ-Бурмовъ. «Греко-болгарская распря въ шестидесятыхъ годахъ» // «Вѣстникъ Европы». СПб, 1888, № 8, стр. 720.
  2. 2,0 2,1 Ѳ. Стояновъ-Бурмовъ. «Греко-болгарская распря въ шестидесятыхъ годахъ» // «Вѣстникъ Европы». СПб, 1888, № 8, стр. 723.
  3. Церковь в период Болгарского Экзархата (с 1870) // Болгарская православная церковь. Часть 1. Архивная копия от 25 декабря 2008 на Wayback Machine
  4. Цит по: Архиеп. Макарий. Греко-болгарский церковный вопрос и его решение // «Православное Обозрѣніе». 1891. № 11—12, стр. 735.

Литература