Перейти к содержанию

Изящные искусства

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В. ван Хахт. Апеллес пишет Кампаспу (Аллегория живописи). Ок. 1630 г. Дерево, масло. Маурицхёйс, Гаага

Изя́щные иску́сства (фр. les beaux arts, от лат. bonae artes; нем. feine Künste или schöne Künste) — термин для обобщённого обозначения некоторых видов искусства — изобразительного искусства и архитектуры, музыки, поэзии, театра и искусства танца. Термин bonae artes известен в Европе, по меньше мере, с конца XVI века[1]. Впервые был закреплён Шарлем Батё во второй половине XVIII века за жанрами и видами искусств, которые с эстетической точки зрения были ориентированы на создание красоты в отличие от декоративно-прикладных искусств. Традиционно изящные искусства противопоставляются так называемым механическим искусствам (artes mechanicae).

Во Франции в эпоху короля Людовика XIV, в 1648 году стараниями кардинала Мазарини учреждается Королевская академия живописи и скульптуры. В 1671 году министр финансов Франции Жан-Батист Кольбер и архитектор Франсуа Блондель основали Королевскую академию архитектуры. В 1863 году Наполеон III даровал ей независимость от государства, и она слилась с другими академиями, в результате чего образовалась Школа изящных искусств. В России по западноевропейской академической традиции «высокие жанры» живописи (исторический и портретный) также именовали «изящными искусствами». Остальные жанры были объявлены «низшими». Архитектуру, несмотря на её бифункциональную природу, по причине её социального значения, также причисляли к изящным видам искусства. Так образовалась триада «изящных художеств», закреплённая академическим каноном: живопись, ваяние и зодчество. Императорская Академия художеств, учреждённая указом императрицы Елизаветы Петровны от 7 ноября 1757 года в Москве, а позднее в Санкт-Петербурге, так и называлась: «Академия трёх знатнейших (изящных) художеств»[2].

Школа ориентировалась на классические искусства и архитектуру, поэтому программа обучения включала живопись, скульптуру и архитектуру. С образованием Школы также произошло разделение между архитектурой и практическим строительным ремеслом — при этом последнее преподавалось в Национальной школе мостов и дорог, а также в Политехнической школе, которая и по сей день остаётся одним из крупнейших технических учебных заведений мира.

Примечания

  1. Встречается, например, в трактате Зета Кальвизия «О происхождении и развитии музыки» (1600).
  2. Власов В. Г.. Российская академия художеств, россика и национальное академическое искусство // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 230

Ссылки