Измайловка (Нижегородская область)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Село
Измайловка
55°19′22″ с. ш. 43°01′08″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Субъект Федерации Нижегородская область
Муниципальный округ Ардатовский
История и география
Первое упоминание XVIII век
Тип климата умеренный, континентальный
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население 87[1] человек (2010)
Национальности Русские
Конфессии Православные
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 83179
Почтовый индекс 607144
Код ОКАТО 22202551004
Код ОКТМО 22602151106
Измайловка (Нижегородская область) (Россия)
Точка
Измайловка
Москва
Измайловка (Нижегородская область) (Нижегородская область)
Нижний Новгород
Ардатов
Ардатов
Точка
Измайловка

Измайловка — село в Ардатовском районе Нижегородской области Россия.

География

Расположено в 10 км на северо-западе от р.п. Ардатова.

В селе имеются три озера. Из самого северного озера вытекает ручей, текущий на север к р. Леметь. Из южного вытекает ручей, текущий на юго-восток.

Улицы располагаются вдоль ручьев, повторяя их русло.

Население

Численность населения
1999[2]2002[1]2010[1]
14312687

История

В 1859 г. Измайловка числилась деревней: в ней не было церкви. Измайловка была расположена на берету р. Лемети, в 9 верстах от Ардатова, на проселочной дороге, соединявшей Ардатов с почтовым трактом из Арзамаса в Муром. Деревня входила в состав второго стана Ардатовского уезда Нижегородской губернии.

В деревне числилось 79 дворов и проживало 434 жителя. Крестьяне Измайловки возделывали рожь, овес, просо, гречиху, сажали картофель. Для изготовления одежды сеяли и выращивали лен. Его обрабатывали, убирали, стлали, сушили, трепали, чесали, пряли и ткали холсты. Из холстов шили одежду. Бедно жили люди. Как говорили старожилы, все богатство было в лаптях. Их носили все, благо для этого в местных лесах была липа. С неё сдирали лыко и плели лапти. Действительно, в XIX в. Измайловка считалась одним из центров производства лаgтей. Лапти же были тем изделием, которым славился Ардатовский уезд в России:

"В Ардатовском уезде никакой промысел так не распространен, как производство лаптей, отчего и самый город Ардатов на простонародном языке носит эпитет «лапотного».

В Измайловке лапти плели мужчины, реже — дети, но не младше 10 лет. Постоянно этим промыслом занимались 30 домохозяев. В начале весны «снимали», то есть арендовали, леса по нескольку домохозяев в складчину. Аренда одной десятины липняка в 1884 г. стоила до 20 руб. Потом арендованный лес делили поровну между домохозяевами, участвовавшими в складчине. Лыко драли до Ильина дня. В Измайловке изготавливали грубый вариант лаптей-так называемые некрещеные лапти из широкого лыка. За день можно было изготовить до 10 пар, а за год-2000 пар. Сбывали товар в Ардатове на базаре, а через скупщиков — в Москве, Воронеже, Нижнем Новгороде, где продукция ардатовских лапотников имела хороший спрос из-за дешевизны, практичности и надежности: «Сапог на пашне и на неделю не хватит, сразу изломаются, а пара лаптей носится и две недели». Рабочий сезон начинался с Покрова и продолжался до Троицы. А после Троицы плели лапти уже в свободное от хлебопашества время, как бы то ни было, а крестьянин Измайловки считал себя прежде всего хлебопашцем, в его глазах хлебопашество было «краеугольным камнем» крестьянского благосостояния: «Есть хлеб — крестьянин считает себя богатым, нет — бедняком». Земля в Измайловке была песчаной, урожай хлебов редко превышал сам — три. Земля находилась в общинном владении. Душевой надел равнялся 4,5 десятины. Крестьянское общество Измайловки дополнительно к своим землям арендовало ещё 120 десятин у князя Гагарина. Кроме того, в деревне в середине 1880-х гг. у 15 крестьян была своя собственная покупная земля — в общей сложности 29,5 десятины.

Покупные участки по своей величине колебались от 1 до 5 десятин. В описываемое время в Измайловке числилось 85 дворов, проживало 498 жителей. Крестьяне содержали 94 лошади, 122 коровы и 248 голов мелкого скота.

Кроме хлебопашества и плетения лаптей в середине XIX в. в Измайловке производили растительное масло (к 1880-м гг. этот промысел угас), зимой крестьяне промышляли рубкой леса и возкой дров, часть связок лыка измайловские крестьяне продавали в те селения — центры лапотного производства, -которые были бедны липовыми лесами.

В деревне жили только русские, православные. Примерно лет 100 или даже более назад была построена церковь с приделом. В церковь богатые люди ходили в сапогах. Их обували по праздникам. На того, кто был обут в сапоги, смотрели как на редкую диковину. В церковный приход входили села Измайловка и Чуварлейка. Церковь построена как бы на границе этих двух сел. Богатых и священников хоронили около церкви. В настоящее время она разрушена.

В 1897 г. в Измайловке проживало 334 местных и 1 пришлый мужчина, 409 местных и 7 пришлых женщин.

В 1912 г. была построена начальная школа. Но из-за отсутствия одежды и обуви не все могли обучаться в ней. Поэтому поначалу в ней учились дети богатых людей.

В начале ХХ в. Измайловка входила в состав Котовской волости. Несмотря на значительное количество дворов — в 1910 г. их было 160, -население Измайловки составляло одно крестьянское общество.

В 1912 г количество дворов возросло до 164, насчитывалось 1163 жителя. Крестьяне содержали 630 голов скота. В селе работала ветряная мельница. Она принадлежала Василию Платонову. У Ивана Федоровича Хрычева была шерстобойня.

В 1914—1915 гг. в деревне были дезертиры, одного при побеге застрелили. Советская власть в с. Измайловка установлена в 1917 г. мирным путем, при помощи приезжих и местных активистов. В годы Гражданской войны, по рассказам стариков, в село приходили продотряды.

В 1930 г. председателем сельсовета был Вьюгин, приезжий.

В 1932 г. в селе началась коллективизация. Был создан колхоз.

В 1933 г. в колхоз вступило большинство крестьян села. Случалось и раскулачивание богатых.

Во время Великой Отечественной войны на фронт было призвано около 200 человек. Вся мужская работа легла на плечи женщин и подростков. Приходилось все делать самим: пахать, сеять, выращивать, убирать. Но, как и в большинстве населенных пунктов, все вынесли женщины и дети. Все с нетерпением ждали победы. И этот день наступил весной 1945 года. Многие, около 100 человек, не вернулись с фронта. Эвакуированных в селе не было, так как колхоз был очень бедным.

В 1969 г. измайловский колхоз вошел в состав совхоза «Котовский». Большого строительства в селе не велось (это же не центральная усадьба).

В 1980-х гг. построен медпункт, сделана пристройка к магазину. В настоящее время население занято в основном в сельском хозяйстве -земледелии и животноводстве. В каждом крестьянском подворье имеется приусадебный участок в размере 0,30 — 0,40 га, содержится скот: коровы, овцы, свиньи. Крестьяне занимаются личным огородом. Выращивают картофель и другие овощи. Строительство в селе социально-культурных учреждений не ведется. Начато строительство одного частного дома. А в основном постройки очень старые. Из-за того, что многие деревни и села объявлены «неперспективными», молодежи в селе мало, преобладают пенсионеры. В селе 87 хозяйств с населением 185 человек. За последние годы рождаемость в селе сильно сократилась. Смертность превышает рождаемость. В неполной средней школе обучаются около 20 человек.

Происхождение названия

По рассказам местных жителей, с. Измайловка основано примерно 200—300 лет назад. По одной из версий, Измайловку основали 13 семей из с. Гари. Эти 13 семей продал и принудительно выселил барин (в середине XIX в. Гари принадлежали графам Блудовым). Бывшие гарские жители поселились у речки, в лесу:

«природа способствовала жизни людей».

Чтобы расчистить землю под пашню, пришлось корчевать лес; «корчевали вручную, народ измучился, измаялся, поэтому, видимо, и назвали деревню — Измайловка».

Другая версия связывает возникновение села со временами Ивана Грозного. По преданию, через будущую Измайловку проходили татары, одного из них звали Измаил. По его имени и было названо селение — Измайловка.

Примечание