Иегуда Хасид из Регенсбурга

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иегуда Хасид из Регенсбурга
יהודה החסיד
Дата рождения 1140(1140)
Место рождения Шпайер
Дата смерти 1217(1217)
Место смерти Регенсбург

Иегуда Хасид из Регенсбурга, Иегуда́ бен-Шмуэ́ль хе-Хаси́д[1], Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид[2], Иуда бен Самуил[3][4] (ивр.יהודה החסיד‏‎, «Иуда Благочестивый»; 1140, Шпайер — 1217, Регенсбург) — германский раввин, основоположник направления «Хасидей Ашкеназ», еврейского мистического движения в средневековой Германии.

Движение «хасидей ашкеназ» (хасидим ришоним) отличается от обычного каббалистического мистицизма, поскольку сосредотачивается на особых молитвах и этическом поведении. Йегуда Хасид поселился в Регенсбурге в 1195. Наиболее его известные труды — «Сефер хасидим» (книга благочествых) и «Сефер ха-Кавод» (Книга славы), последняя была утрачена и известна по цитатам из других авторов. Наиболее известные ученики раввина Йегуды — раввин Рокеах и Моше бен Яаков.

Биография

Йегуда ха-Хасид происходил из древнего рода каббалистов. Его отец, Шмуэль Хасид (Шмуэль Кадош) возглавлял дом учения в Шпеере, а его дедушка Клонимус был выдающимся мудрецом и меценатом. После переезда в Регенсбург основал там дом учения, где воспитал ряд известных еврейских мудрецов. Оставил одного сына — Моше Звалтмана. Внук Йеуды — Элазар, сын Моше ха-Даршана.

Труды

«Сефер-хасидим», традиционно приписываемая р. Йеуда а-Хасиду, состоит из трёх отдельных книг (во многих издания включается также четвёртая книга без названия и пятая книга — комментарий на Мишлей):

  1. «Сефер ха-Йира» (книга трепета) — занимается этическими вопросами Богобоязненности;
  2. «Сефер ха-Тшува» (книга раскаяния), занимается раскаянием и искуплением грехов;
  3. «Сефер-хасидим» — основное сочинение.

Сефер хасидим занимается вопросами этики и повседневной жизни: отношениям с местным населением, торговле и т. п. Рассматриваются смысл и правила соблюдения различных заповедей.

Завещание

Завещание р. Йеуды ха-Хасида обычно издаётся в начале «Сефер хасидим». Представляет собой мистические дополнительные запретительные указания, касающиеся различных аспектов повседневной жизни и имеющее ряд дополнений, добавленных другими хасидей ашкеназ. При этом ряд запретов касается не всех евреев, а только потомков р. Йеуды. Запреты, содержащиеся в «завещании» во многом напоминают суеверия, однако, как правило, имеют под собой каббалистическое основание.

Примеры широко известных запретов:

  • не следует раскапывать могилу и оставлять её открытой, если покойного не будут хоронить в этот день;
  • когда выносят покойника из дома, следует остерегаться, чтобы человек не вышел перед гробом;
  • нельзя строить дом выше синагоги;
  • нельзя жениться человеку на женщине, которую зовут так же, как его мать, либо отца которой зовут так же, как его;
  • нельзя жениться двум братьям на двух сёстрах, нельзя жениться на племяннице, нельзя жениться на одной женщине, а потом (после смерти или развода) на её сестре и т. п.;
  • нельзя отказывать жене в супружеской близости в ночь её погружения в микву;
  • нельзя возвращаться домой, если человек, выходя из дома, что-то забыл из дома; следует попросить, чтобы эту вещь вынесли;
  • нельзя чистить обувь в день выхода в дорогу (но следует сделать это накануне);
  • нельзя рубить плодовые деревья;
  • нельзя писать на книге, что она чья-то (например, это книга Реувена), а следует просто написать имя хозяина;
  • нельзя стричь волосы головы, бороду и ногти в новомесячье;
  • ребёнка нужно начинать кормить левой грудью;
  • после смерти человека всю воду, которая находилась в округе, нужно вылить;
  • нельзя снимать мезузу при выезде из дома.

Несмотря на то, что большая часть запретов не имеет галахического основания в Талмуде и Торе, содержание завещания было широко известно даже среди малограмотных евреев на протяжении десятков поколений. Некоторые запреты (стрижка волос в новомесячье, запрет снятия мезузы, часть похоронных постановлений и др.) зафиксированы галахическими авторитетами, в том числе Рамо, в Мишне Бруре и т. д. Однако на протяжении длительного времени большинство запретов рассматриваются как необязательные (в частности, запреты, связанные с браками).

Шир ха-Кавод (Песнь славы, Аним Змирот)

Приписываемый р. Йеуде ха-Хасиду возвышенный литургический гимн, прославляющий Творца. Исполняется в ашкеназских синагогах в субботу после молитвы «мусаф» либо перед чтением Торы. Слова этого гимна настолько возвышенны, что исполнение поручается, как правило, мальчикам, не достигшим совершеннолетия. При этом открывается арон ха-кодеш. Тест приводится в любом сидуре.

Примечания

  1. Иегуда бен-Шмуэль хе-Хасид // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Ш. Эттингер, Х. Бейнарт, Х. Тадмор, Я. Цур, и др. Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид // Краткая еврейская энциклопедия в 11 томах / Главные редакторы И. Орен, Михаэль Занд[uk]. — Иерусалим: Общество по исследованию еврейских общин, 1982. — Т. 2 (Габбай-Измир). — Стб. 770-771
  3. Г. А. Николаев. Judah ben Samuel // Англо-русский исторический словарь. — М.: Прогресс, 1995. — С. 230. — 464 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-01-004545-1.
  4. Иуда бен Самуил (Judah ben Samuel) // Britannica. Настольная иллюстрированная энциклопедия в 2-х томах / под редакцией Г. Я. Гершовича. — 2008. — Т. 1. — С. 750. — 2327 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-271-22853-7.

Литература