Идеология фашизма

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Идеология фашизма является предметом многочисленных дискуссий. Позиции фашизма — предмет спора на политических дебатах.

Определение

Различные учёные пытались доказать авторитаризм фашизма, однако не каждая авторитарная идеология является фашистской. Бертран Рассел писал: «Фашизм — это не упорядоченный набор убеждений… нет, это философия, но только в психоанализе»[1]

Первоначально под фашизмом подразумевались политические движения в Италии в 1921—1943 годах под руководством Бенито Муссолини. Термин «фашизм» также использовался для описания ряда националистических движений 1920-х и 1930-х годов в Европе, в первую очередь нацизм и клерикальный фашизм. С 1945 года политические лидеры стран Оси во всем мире были описаны как фашисты, а последователей этой идеологии во второй половине XX века называли неофашистами.

Расположение в политическом спектре

Фашизм отвергает идею классовой борьбы в пользу классового сотрудничества[2] и интернационализм в пользу государственного национализма[3]. Это «отодвигает» фашизм вправо.

Евгений Вебер, как и очень многие другие, считает, что фашизм — крайне правая идеология[4]. Уолтер Лакер сказал, что исторический фашизм «не принадлежит к крайне левой идеологии, ещё не определился как часть крайне правой, но он всегда был коалицией между радикальными, популистскими и другими элементами, тяготеющие к крайне правой идеологии»[5]. Стэнли Пэйн отмечает союз, а иногда и слияния между фашистами и правым авторитаризмом, но подчёркивает важные различия между ними.[6]

Левая идеология так или иначе повлияла на фашистскую, так как многие фашистские лидеры происходили из социалистических, анархических партий. Бенито Муссолини был видным членом Итальянской социалистической партии в молодости. Но его националистические чувства в годы Первой мировой войны заставили отказаться от социализма. Он провел годы войны без определённой политической цели, а затем начал закладывать основы фашистского движения.

Некоторые сторонники «Laissez-faire в капитализм» считают, что Третий рейх и фашистская Италия были социалистическими странами[7]. Зеев Штернхель видит фашизм антимарксистской формой социализма[8].

Многие учёные видят фашизм поиском третьего пути между капитализмом и коммунизмом[9][10][11][12][13][14][15][16][17]. Роджер Гриффин сказал, что фашизм можно относить и к левым, и к правым. «Гордиев узел стоит перерезать»[15]. Освальд Мосли описал фашизм как «жёсткий центр» в политическом спектре[18]. Сеймур Мартин Липсет назвал фашистов «экстремистами в центре»[8].

Различие фашизма и нацизма

Нацизм под руководством Гитлера считается одной из форм фашизма. Нацисты переняли крайний национализм, милитаризм, антикоммунизм у итальянских фашистов. Гитлер восхищался Муссолини вплоть до того, что нацистское приветствие стало копией римского салюта фашистов. Безусловно, идеология нацизма не может иметь различий с фашизмом в концептуальном плане, потому что является его разновидностью. Тем не менее, фашисты, в отличие от нацистов, могли не проявлять в крайней форме расизм и антисемитизм. Итальянские фашисты с 1930-х годов приняли доктрину о белом превосходстве в африканских колониях[19]. В начале 1930-х были противоречия между фашистской Италией и нацистскими властями из-за слияния Австрии и Германии. Несмотря на то, что Муссолини импонировало восхищенное отношение Гитлера, в целом, он относился к Гитлеру негативно.

Итальянский фашизм, в ответ на приход Гитлера к власти, и из-за необходимости союза с Германией, принял антисемитскую риторику, и в конечном итоге, антисемитскую политику. В 1936 году Муссолини сделал свой первый письменный донос на евреев, утверждая, что антисемитизм возник лишь потому, что евреи стали слишком сильно доминировать во власти многих стран, и он утверждал, что евреи — «жестокое» племя, которое стремилось «полностью изгнать» христиан из участия в общественно-политической жизни страны[20]. В 1937 году член фашистской партии Паоло Орано критикует сионистское движение как часть британской внешней политики, которая направлена на осуществление британских интересов без соблюдения христианского и мусульманского присутствия в Палестине. По вопросу об итальянских евреях Орано сказал, что они «должны заниматься не более чем их религией, а не беспокоить патриотических итальянцев»[21].

В 1938 году Муссолини ввёл антисемитские законы, ссылаясь на то, что евреи заняли ключевые позиции во власти, финансовом секторе и образовательных структурах. В целом, общие отличия между итальянским фашизмом и германским нацизмом строились на невозможности сосуществования принятой в Германии расовой теории об арийской расе с итальянскими доктринами, потому что принадлежность итальянцев к арийской расе была под большим вопросом.

Фашизм и консерватизм в Европе

Консерваторы и фашисты в Европе имеют схожие позиции по вопросам антикоммунизма и национальной гордости[22]. Консерваторы и фашисты отклоняют либеральную и марксистскую линейную, прогрессивную эволюцию в истории[23]. Фашисты делают упор на порядок, дисциплину, иерархию, боевые (военные) добродетели, сохранение частной собственности, как и консерваторы[22]. Фашистская пропаганда «здоровых», «неприкосновенных» элементов национальных традиций, такие как рыцарская культура и прославление исторического золотого века, имеют сходство с консервативными целями[24]. Фашисты также могут заключать прагматичные тактические альянсы с традиционными консервативными силами с целью достижения и поддержания власти[24].

Консерватизм и фашизм, в частности, представляют себя как современную идеологию, которая желает освободиться от аморальных и политических ограничений постмодернистского общества.

Фашистами становились правые консерваторы, которые были недовольны традиционными правыми. Невозможность достижения национального единства, неспособность реагировать на социализм, феминизм, экономический кризис и трудности на международной арене[25]. Фашисты во многих европейских странах заполнили политический вакуум после Первой мировой войны, после которой позиции консерваторов сильно ослабли[26].

Противопоставление фашизма и либерализма

Фашизм сильно противоречит либерализму. Фашисты обвиняют либералов в превращении людей в материалистические существа, у которых высший идеал — получение прибыли[27]. В частности, фашизм противостоит либеральному материализму, рационализму, индивидуализму и утилитаризму[28]. Фашисты считают, что когда акцент делается на индивидуальную свободу, происходит национальная рознь[27]. Фашисты и нацисты поддерживают тип иерархического индивидуализма в виде социал-дарвинизма. По мнению ультраправых, такая система способствует «совершенствованию людей» и отсеивает «слабых»[29].

Есть сходство фашизма и либерализма в поддержке права частной собственности и существования рыночной экономики[28].

Экономика фашизма

Примечания

  1. Bertrand Russell, «Scylla and Charybdis» from "In Praise
  2. Counts, George Sylvester. Bolshevism, Fascism, and Capitalism: An Account of the Three Economic Systems (англ.). — Ayer Publishing. — ISBN 0836918665.
  3. Gregor, A. James. Giovanni Gentile: Philosopher Of Fascism (неопр.). — Transaction Pub. — ISBN 0765805936.
  4. Weber, Eugen. Varieties of Fascism: Doctrines of Revolution in the Twentieth Century, New York: Van Nostrand Reinhold Company, [1964] 1982. pp. 8
  5. Laqueuer, Walter. Fascism: Past, Present, Future (англ.). — Oxford University Press. — ISBN 019511793X.
  6. A history of fascism, 1914—1945 — Google Books
  7. Ludwig von Mises, [1] Архивная копия от 19 июня 2010 на Wayback Machine Socialism: An Economic and Sociological Analysis, Yale University Press edition (1951), Preface to the second German edition
  8. 8,0 8,1 Russian Fascism By Stephen Shenfield
  9. Bastow, Steve. Third Way Discourse: European Ideologies in the Twentieth Century (англ.). — Edinburgh University Press. — ISBN 074861561X.
  10. Macdonald, Hamish. Mussolini and Italian Fascism (неопр.). — Nelson Thornes  (англ.). — ISBN 0748733868.
  11. Woolley, Donald Patrick. The Third Way: Fascism as a Method of Maintaining Power in Italy and Spain (англ.). — University of North Carolina at Greensboro.
  12. Heywood, Andrew. Key Concepts in Politics (неопр.). — Palgrave. — ISBN 0312233817.
  13. Renton, Dave. Fascism: Theory and Practice (неопр.). — Pluto Press  (англ.).
  14. Kallis, Aristotle A. The Fascism Reader. — Routledge. — ISBN 0415243599.
  15. 15,0 15,1 Griffin, Roger. The Nature of Fascism. — Palgrave Macmillan. — ISBN 0312071329.
  16. Parla, Taha. The Social and Political Thought of Ziya Gökalp, 1876-1924 (англ.). — Brill. — ISBN 9004072292.
  17. Durham, Martin. Women and Fascism (неопр.). — Routledge. — ISBN 0415122805.
  18. Skidelsky, Robert Jacob Alexander. Oswald Mosley. — Holt, Rinehart and Winston  (англ.), 1975. — ISBN 0030865808.
  19. Sarti, Roland. 1974. The Ax Within: Italian Fascism in Action. New York: New Viewpoints. p189.
  20. Sarti, p199.
  21. Sarti, p200.
  22. 22,0 22,1 Blamires, Cyprian, World Fascism: A Historical Encyclopedia, Volume 1 (Santa Barbara, California: ABC-CLIO, Inc, 2006) p. 147.
  23. Erin G. Carlston. Thinking Fascism: Sapphic Modernism and Fascist Modernity. Stanford, California: Stanford University Press, 1998. Pp. 68.
  24. 24,0 24,1 Roger Griffin. The nature of fascism. Digital Printing, 2003. Pp. 49.
  25. Kevin Passmore. Fascism: a very short introduction. New York, New York, USA: Oxford University Press, 2002.
  26. Kevin Passmore, Fascism: A Very Short Introduction, Oxford University Press, 2002. Chapter 6.
  27. 27,0 27,1 Marvin Perry, Myrna Chase, Margaret Jacob, James R. Jacob. WESTERN CIVILIZATION: IDEAS, POLITICS, AND SOCIETY- FROM 1600, Volume 2. 9th ed. Boston, Massaschussetts, USA: Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company, 2009 Pp. 760.
  28. 28,0 28,1 Sternhell, Zeev, Mario Sznajder and Maia Ashéri. The Birth of Fascist Ideology: From Cultural Rebellion to Political Revolution (Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1994) 7.
  29. Alexander J. De Grand, Fascist Italy and Nazi Germany, Routledge, 1995. pp. 47

Ссылки