Игра хамелеона

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Игра хамелеона
Chameleono žaidimai
Постер фильма
Жанр экранизация
Режиссёр Арунас Жебрюнас
Автор
сценария
по пьесе Жана-Поля Сартра
Оператор Йонас Грицюс
Композитор Лаймис Вилкончюс
Кинокомпания Литовская киностудия по заказу Гостелерадио СССР
Длительность 131 мин.
Страна  СССР
Год 1986
Ссылки
IMDb ID 4893528

«Игра хамелеона» (лит. Chameleono žaidimai) — советский фильм 1986 года, снятый на Литовской киностудии режиссёром Арунасом Жебрюнасом по пьесе французского драматурга Жана-Поля Сартра «Только правда» («Некрасов»).

Сюжет

1955 год, Париж. Мелкий мошенник Жорж де Валера выдаёт себя за якобы сбежавшего из СССР министра Дубова, и становится заметной политической фигурой с помощью корреспондента реакционной газеты Сибилло, которому нужна сенсация.

В ролях

В эпизодах: Гражина Баландите, Юрате Онайтите, Витаутас Шапранаускас, Костас Сморигинас и другие.

Литературная основа

В основе сценария — пьеса французского драматурга Жана-Поля Сартра «Некрасов» («Nekrassoy», в русских переводах — «Только правда» и «Жорж де Валера»). Пьеса написана в 1955 году, в том же году опубликована на русском языке в журнале «Знамя», с успехом шла в Москве в Театре сатиры в сезонах 1956—1958 годов.

Литературовед Л. Г. Андреев писал, что главным объектом сатиры пьесы является мир «четвёртой власти»:

«Некрасов» — пьеса смешная, остроумная, со множеством занятных перипетий. … Сартр раскрывает явное и тайное, обнажает механизм тотальной зависимости общественного мнения от массовой информации, информации — от журналистов, журналистов — от редакторов, редакторов — от правлений, правлений — от политиканов самой высокой пробы. Жизнь как бы делается, сочиняется, она в буквальном смысле определяется этой пирамидой власти.

Леонид Андреев - Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. — М.: Московский рабочий, 1994. - 413 с. - стр. 320

Критика

Вдохновляясь пьесой Сартра режиссёр А. Жебрюнас в новом для себя жанре пробует все разнообразие комических средств — от иронии до гротеска. И если в начальных сценах с бродягами звучат мягкий юмор и сочувствие к беднякам, то в сцене помещения самозванца Дубова в уставленные розами апартаменты с системой затворов, как в сейфе, сквозит неподдельный сарказм. Бал «будущих жертв коммунистов» сопровождается серией комических приемов от «политического канкана» до расквашенного о физиономию торта.

Арунас Жебрюнас / И. Арефьева. — Москва: ВТПО «Киноцентр», 1990. — 141 с. — стр. 133—140

Отмечалась исполнение главной роли авантюриста Жоржа де Валеры актёром Григорием Гладием:

Жорж де Валера обнажил в актёре тот нерв самоуглубленной натуры, что открывается в минуты экстремальные .

кинокритик Ольга Шумяцкая, журнал «Советский экран», 1990 год

артист Г. Гладий изображает свой многоликий персонаж пластично и остроумно. Его дуэты с Ю. Будрайтисом (Сибилло) и И. Дапкунайте (Вероника) как раз и создают атмосферу фильма

Арунас Жебрюнас / И. Арефьева. — Москва: ВТПО «Киноцентр», 1990. — 141 с. — стр. 133—140

Источники

  • Вид Сены с берегов Невиса. Памфлет «Игры хамелеона» // Арунас Жебрюнас / И. Арефьева. — Москва: ВТПО «Киноцентр», 1990. — 141 с. — стр. 133—140
  • Игра хамелеона // Культура.рф
  • Chameleono žaidimai // Lietuvių filmų centras