Игиги
Игиги | |
---|---|
di-gi4-gi4-ne | |
|274x400px|Сцена, изображающая месопотамских богов. В центре — трое из «семи великих богов Игигов»: Иштар, Шамаш и Эа.|frameless]] | |
Оттиск печати писца Адды. Аккадский период (ок. 2300 года до н. э.). Британский музей | |
Мифология | шумеро-аккадская |
Часть | аккадская |
Тип | группа божеств |
Толкование имени | неизвестно |
Упоминания | «Сказание об Атрахасисе» и другие литературные тексты |
Первое упоминание | старовавилонский период |
Иги́ги[1] (аккад. di-gi4-gi4-ne[комм. 1]), также нун-галене (шум. dnun-gal-e-ne: «великие князья»[1]) — в аккадской (шумеро-аккадской) мифологии одна из двух (наряду с Ануннаками) групп родственных божеств[3], обычно населяющих небеса; обобщающее название великих, небесных божеств[3]. В некоторых случаях синонимичны Ануннакам[4].
Игиги и Ануннаки
В позднем шумеро-аккадском пантеоне боги делились на две родовые группы, или фратрии — Игигов и Ануннаков[5]. К Игигам обычно относились главные боги[6], в том числе Ану, Энлиль, Мардук, Нергал; местом их обитания чаще всего были небеса[5]. Ануннаки часто представляли младших богов[7]; обитали они преимущественно в подземном мире и на земле, но из текстов известны и небесные Ануннаки[5][8]. Это разделение появилось в аккадское время[7], однако собственно Игиги известны из источников не раньше старовавилонского времени[2]. Разделение не было чётким и в широком смысле обозначения обеих групп — Игигов и Ануннаков — могли быть синонимичны[9]. Состав группы Игигов не был чётко определён[2].
Упоминание в источниках
Игиги известны только в литературных источниках, начиная со старовавилонского периода[2]. В текстах они обычно описываются как великие боги, обитающие на небесах[3]; другими словами этим именем часто обобщали космических (то есть небесных) божеств[3]. Иногда упоминаются «семь великих богов Игигов»: Ану, Эллиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук и Иштар[1]. В текстах средневавилонского периода вообще все важнейшие боги обычно относились к Игигам, в том числе: Ану (на небесах), Эллиль (между небом и землёй), Эа (в Мировом океане) и Нергал (в преисподней)[6]. Тогда же в двуязычных текстах аккадскому имени «Игиги» стало соответствовать шумерское «нун-галене» (то есть «великие князья») — вероятно новообразование, призванное подчеркнуть превосходство Игигов (населяющих небеса) над Ануннаками (населяющими землю и подземный мир)[1]. Этимология самого аккадского[1] названия «Игиги» неясна[2].
Иногда Игиги описываются не как великие, а наоборот — как младшие божества[4]. В таких случаях небесными богами называются Ануннаки[5][8], к которым относят и «семь великих богов», обычно относимых к Игигам[1]. Наиболее известное упоминание Игигов содержится в «Сказании об Атрахасисе» (ранняя версия датирована старовавилонским периодом[10]), где эти божества как раз занимают подчинённое положение: до обустройства мира и создания людей они прислуживают великим богами-Ануннакам[11]:
Когда боги, подобно людям,
Бремя несли, таскали корзины,
Корзины богов огромны были,
Тяжек труд, велики невзгоды.
Семь великих богов Ануннаков,
Возложили бремя труда на Игигов.Сказание об Атрахасисе, Таблица I, строфа 1-6
Младшие боги Игиги выкопали реки Тигр и Евфрат, создали Апсу — обиталище Энки[12]. Тысячелетия они трудились для великих богов пока не подняли восстание, требуя избавить их от тяжких работ[13]. Собравшиеся великие боги решили создать людей, чтобы те приняли на себя бремя тяжёлого труда[14].
Предполагается, что в широком контексте обе группы — Игиги и Ануннаки — могли быть синонимичны[4].
Функции и культ
Функции Игигов как особой группы божеств отчетливо не определены; их наименование встречается в личных теофорных именах[2]. Из топографических текстов известна Эдуркуга (E-dur-kuga, шум. é-dúr-kù-ga: «дом священного кирпича») — святилище Игигов в Вавилоне, в квартале TE.Eki[15].
Комментарии
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Афанасьева, 1991.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Leick, 2003, p. 85.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 ИДВ, 1983, с. 281.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Leick, 2003, p. 8, 85.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 ИДВ, 1983, с. 281, 454.
- ↑ 6,0 6,1 ИДВ, 1983, с. 454.
- ↑ 7,0 7,1 Афанасьева, 1991, с. 90.
- ↑ 8,0 8,1 Афанасьева, 1991, с. 89.
- ↑ Leick, 2003, p. 8.
- ↑ Leick, 2003, p. 64.
- ↑ Leick, 2003, p. 8, 64.
- ↑ Сказание об Атрахасисе, 2000, Таблица I, строфа 21-29.
- ↑ Сказание об Атрахасисе, 2000, Таблица I, строфа 34-165.
- ↑ Сказание об Атрахасисе, 2000, Таблица I, строфа 174-181.
- ↑ George, 1992, p. 26, 60-61.
Источники и литература
Источники
- «Когда боги подобно людям…». Сказание об Атрахасисе. Пер. с аккад. В. К. Афанасьевой // Когда Ану сотворил небо. Литература Древней Месопотамии / В. К. Афанасьева, И. М. Дьяконов. — М.: Алетейя, 2000. — С. 58—86. — 456 с. — (Сокровенное слово Востока). — 3000 экз. — ISBN 5-89321-059-X.
Литература
- Афанасьева В. К.. Игиги // Мифы народов мира: Энциклопедия в двух томах / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская Энциклопедия, 1991. — Т. 1 (А—К). — С. 479. — ISBN 5-85270-016-9.
- История Древнего Востока : Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. — М.: Наука, 1983. — 534 с.
- George, A. R. Babylonian Topographical Texts. — Louvain: Peeters, 1992. — 504 p. — (Orientalia Lovaniensia Analecta, 40). — ISBN 978-90-6831-410-6.
- Leick G. A dictionary of Ancient Near Eastern mythology. — New York: Taylor & Francis, 2003. — 241 p. — ISBN 0-203-02852-X.