Ивасаки, Ятаро

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ятаро Ивасаки
岩崎 弥太郎
Ятаро ИвасакиЯтаро Ивасаки
Род деятельности предприниматель, основатель компании «Мицубиси»

Ятаро Ивасаки (яп. 岩崎 弥太郎 Ивасаки Ятаро, 1835—1885) — японский предприниматель, основатель промышленно-торговой корпорации Mitsubishi. Один из предпринимателей, способствовавших переходу самурайской Японии в новую промышленную эпоху[1].

Биография

Ятаро Ивасаки родился в бедной деревушке провинции Тоса в простой крестьянской семье, тем не менее происходившей из обедневшего самурайского рода — дед его вынужден был продать своё звание самурая с тем, чтобы расплатиться с долгами. В 1854 году в 19-летнем возрасте Ятаро уезжает для получения образования в Эдо (ныне — Токио), однако уже через год он вынужден вернуться домой — из-за тяжёлого ранения, полученного отцом. На родине, после крупной ссоры с местными влиятельными семьями, Ивасаки оказывается на 7 месяцев в тюремном заключении. В тюрьме учится у сокамерника основам торговли и после освобождения занимается бизнесом[2].

Ивасаки становится учеником и близким последователем известного японского реформатора и просветителя Ёсиды Тоё[англ.], сторонника модернизации из провинции Тоса. Благодаря связям последнего Ивасаки получает место в иерархии клана Ямаути, управлявшим княжеством Тоса. Ивасаки получил возможность выкупить для себя и своей семьи утраченный ранее статус самурая. После смерти Ёсиды Тоё в результате покушения Ивасаки был нанят даймё княжества Тоса Ямаути Тоёсигэ[англ.] в качестве помощника по организации экспорта и импорта товаров. В возрасте 33 лет Ивасаки было поручено заниматься компанией Нагасаки Сёкай, ведающей торговлей в провинции.

Герб рода Ямаути
Логотип компании Мицубиси

В 1867 году, после отмены в Японии сёгуната и открытия страны для международной торговли, Нагасаки был единственным портом, в котором разрешена была торговля с иностранцами. Ивасаки продавал продукцию княжества Тоса и закупал иностранное оружие, приобретя при этом навыки торговли и управления морскими перевозками. В 1870 году после Реставрации Мэйдзи ему было поручено руководить компанией «Цукумо сёкай», занимавшейся морскими перевозками княжества Тоса. Он начинает перевозку грузов на трёх кораблях по маршруту КотиКобэ. В 1871 году все княжества были ликвидированы и заменены на префектуры, в результате чего компания была передана в частные руки[2], заложив таким образом основание для своей будущей торгово-промышленной империи. В 1873 году компания «Цукумо сёкай» переименовывается в «Мицубиси сёкай» и Ивасаки становится её владельцем. Мицубиси (мицу — «три», хиси (из-за озвончения — биси) — «водяной орех»). Логотип фирмы Мицубиси представляет собой переплетение фамильного герба Ивасаки и эмблемы клана Ямаути, управляющего княжеством Тоса. В 1874 году Ивасаки переводит главный офис компании в Токио. В этот период Япония взяла курс на «освоение цивилизации» и транспортировка грузов с помощью больших пароходов поддерживала расширению товарный поток новой эпохи. В это время помимо расширения внутренних морских путей были открыты направления, соединяющие Японию с Корейским полуостровом и Китаем. В 1874 году во время Тайваньского похода компания всячески помогает государству с отправкой войск на Тайвань, заслужив доверие правительства. В 1876 году была открыта Шанхайская линия, чтобы взять верх в конкурентной борьбе с американскими и английскими компаниями морских перевозок в Шанхайский международный сеттльмент. В 1877 году во время Сацумского восстания на острове Кюсю Ивасаки снова помог японскому правительству, взяв на себя бремя военных перевозок. В это время в собственности у Мицубиси было уже 63 корабля, что составляло 70% общего тоннажа пароходов всей Японии[3]. Компания расширяла бизнес, развивая каменноугольное направление, а также занимаясь добычей и экспортом медной руды, проведением финансовых операций, управлением складских помещений и строительством кораблей. В 1884 году Ивасаки основывает в Нагасаки несколько судостроительных и судоремонтных предприятий.

В борьбе за сокращение издержек компании Ивасаки впервые в Японии ввёл систему выплаты бонусов служащим. В 1876 году Ивасаки принял устав компании Мицубиси-кисэн, положив начало системе введения уставов современных предприятий и определению прав работников и их служебных обязанностей. При этой реорганизации были чётко определены полномочия руководства компании, сделав её директора единственным ответственным за прибыли и убытки компании. Считается, что тем самым Ивасаки положил конец принципу коллегиального управления, которое было традиционным для японских торговых домов.

Ивасаки обладал трезвым умом промышленника и чутьём финансиста, что позволило ему превратить своё первоначально небольшое предприятие в один из богатейших трестов Японии. Основными сферами его интересов были горнодобывающая промышленность, судостроение и финансы.

Ятаро Ивасаки скончался в возрасте пятидесяти лет от рака желудка.

См. также

Примечания

Литература

  • Токио Моногатари ― Токио глазами токийцев. История и современность. — Токио: Ассоциация переводчиков-русистов, 2011. — С. 285―287. — 392 с. — ISBN 978-4-89981-215-9.