Ибрагим Байе Ниасс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ибрагим Байе Ниасс

Ибрагим Байе Ниасс (фр. Ibrahim Baye Niass, род. 1900 г. Каолак, Сенегал — ум. 26 июля 1975 г. Лондон) — мусульманский учёный и святой (марабут) из Сенегала, один из известнейших религиозных деятелей середины XX века в Западной Африке, основавшего на территории нынешних Мали и Сенегала умеренно-ортодоксальный суфийский орден «Тарика» внутри ордена тиджания.

Биография

Ибрагим родился в сенегальской деревне Тайба Ниасен, близ границы с британской Гамбией, был единственным, родившимся в Сенегале сыном Абдула Ниасса (1840—1922), представителя ордена тиджания в западно-африканском регионе Салум. В 1901 году Абдул Ниасс, пришедший со своей семьёй из региона народа волоф, из-за возникавших конфликтов с французскими колониальными властями, не желавшими усиления влияния религиозных исламских организаций в Сенегале, был вынужден перебраться в Гамбию.

Через 10 лет Абдул Ниасс сумел договориться с французами, и те позволили ему организовать для своей семьи и приверженцев в Каолаке религиозный центр (текке) Левна Ниассен. После смерти Абдула в 1922 году его место руководителя общины и халифа занимает его старший сын Мухаммад ибн-Халифа. Ибрагим же в это время занимался хозяйственными вопросами, благоустройством земель общины и преподаванием для всё возраставшего количества приверженцев секты. Хотя Ибрагим никогда не претендовал на роль духовного наследника своего отца и руководителя общины, благодаря выдающимся религиозным знаниям и харизме он рассматривался многими молодыми членами общины своим главой. В связи с этим постоянно возрастало напряжение в отношениях между Ибрагимом и его старшим братом, Мухаммадом.

В 1929 году, во время полевых работ Ибрагим заявил, что Аллах доверил ему одну тайну, которая скрыта для всех остальных людей, и что каждый, кто хочет знать её, должен последовать за Ибрагимом. В следующем, 1930 году, сразу после окончания Рамадана, произошли открытые столкновения между приверженцами обоих братьев, после чего Ибрагим решил незамедлительно найти для себя и своих сторонников новое место обитания. В тот же вечер он с группой последователей ушёл из деревни, и на следующий день основал исламский религиозный центр Медина Бей (ныне — в разросшемся городе Каолак). Начиная с этого времени Ибрагим так построил свой жизненный календарь, что летом он занимался земледелием в соседней деревушке, а зимой — преподавал в Медина-Бей, при открытой им мечети. Летом 1945 года он вновь посетил оставленную много лет назад родную деревню Тайба Ниасен, сгоревшую дотла в результате большого пожара, и на свои средства восстановил её. Эти действия оказали сильное влияние на местных жителей, множество из которых теперь признавало Ибрагима своим духовным руководителем — несмотря на то, что он был одним из самых младших в семье Абдула Ниасса.

Ибрагим Байе Ниасс

Хотя последователи суфийского ордена тиджания и составляли в Сенегале меньшинство среди верующих-мусульман они, тем не менее, сумели создать множество ячеек своего ордена во многих странах мира. Посредством этого последователями ордена становятся в 1930—1940-е годы целый ряд влиятельнейших деятелей арабо-мавританского мира, в том числе Шейхани (1908—1986), племянник основателя ордена Тиджани, а также Абдалла Байеро, эмир области Кано в Северной Нигерии, ставший последователем Ибрагима во время совершения хаджа в Мекку в 1937 году (по другим сведениям — в 1939). Благодаря этому проповедник становится одним из влиятельнейших религиозных деятелей среди народа хауса. Вместе с этими вождями в орден вступили миллионы их подданных так, что количество его членов за пределами Сенегала стало намного превышать число его сторонников внутри страны.

После обретения Сенегалом независимости в 1960 году Ибрагим Байе Ниасс занимает следующие посты:

  • член Академии при университете аль-Ахзар в Каире
  • член Комитета специалистов по исламологии (Алжир)
  • высокий комиссар Организации Исламской Доброй Воли
  • Старший исламский консул в Алжире
мечеть в районе Медина-бей, Каолак

В 1962 году он избирается вице-президентом Всемирной исламской лиги, а также вице-президентом Всемирного исламского конгресса в Карачи. В 1964 году Ибрагим становится президентом последнего и членом Генеральной конференции Академии исламских исследований в Каире.

В 1975 году Ибрагим скончался, совершив за свою жизнь 75 посещений Мекки и написав 75 богословских сочинений. Был женат многократно, однако одновременно имел не более 4-х жён (согласно шариату). Число последователей его по всему свету составляет несколько миллионов человек, его религиозное учение внутри ордена «Тиджани» в настоящее время — наиважнейшее. Имам мечети в Медина-Бей — его внук, шейх Хасан Сисе.

Сочинения (избранное)

  • Kāshif al-'ilbās ʿan Fayḍati l-Khatmi 'Abī l-ʿAbbās («Расшифровка посева Абу ль-Аббаса [Ahmad at-Tijānī]»).
  • Jawāhir ar-rasā'il («Жемчужины букв»).
  • As-sirr al-'akbar («Великая тайна»)
  • Многочисленные собрания стихотворений, которые опубликованы в Ad-Dawāwīn as-Sitt («Шести собранных томов»), Jāmiʿ Jawāmiʿ ad-Dawāwīn («Собрание собраний») и в Majmūʿ Riḥlāt ash-Shaykh 'Ibrāhīm («Путевые записки шейха Ибрагима»).
  • Kitāb at-taṣrīf («Книга арабского символа веры»), учебник на арабском языке, широко распространённый в Сенегале.

Наряду с вышедшеми из печати сочинениями Ибрагима, в Африке широко распространены аудиозаписи его выступлений и проповедей, например его Tafsīr al-Qur'ān (Толкования Корана) на языках волоф и арабском, многочисленные вариации Mawlid an-nabawī (Рождение и жизнь Мохаммеда), также на волоф и арабском, и проповеди на языке волоф по различным религиозным и практическим темам.