Перейти к содержанию

ИД-500

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ИД-500
Тип ионный
Топливо Ксенон
Производство
Время создания до 2014
Массогабаритные
характеристики
Сухая масса до 40 кг
Рабочие характеристики
Тяга 32—35 кВт
Время работы 5000 часов

ИД-500, или ИД-ВМ («ионный двигатель высокой мощности»)[1] — самый мощный в мире (на момент создания) ионный двигатель, мощностью 35 кВт. Создан Центром Келдыша, для строящегося межорбитального буксира «Зевс»[2].

Параметры

Прошёл огневые испытания в 2014 году[3].

Предшественники

Предшественниками ИД-500 были ионные двигатели ИД-200 КР (мощность до 3 кВт)[4], ИД-300 (2-4 кВт) и ИД-300В (10 кВт)[5].

Значение

Ионные двигатели являются одним из кандидатов в «наследники» используемых с самого начала эры космонавтики и до наших дней жидкостных реактивных двигателей (ЖРД), и могут заменить их в дальней космонавтике (но не в выводе с Земли на низкую орбиту), поскольку несмотря на многократно меньшую мощность имеют гораздо больший удельный импульс и, в отличие от работающих лишь несколько минут ЖРД, способны работать годами, добавляя космическому аппарату суммарный импульс, недоступный при использовании ЖРД.

Именно на ионных двигателях (NSTAR[англ.]) работала американская АМС Dawn, впервые в истории космонавтики вышедшая последовательно на орбиты двух внеземных тел: астероида Весты (в 2011 году) и карликовой планеты Цереры (в 2015). Сильнейший современный американский ионный двигатель, NEXIS Лаборатории реактивного движения (JPL), имеет мощность 27 кВт[1].

Мировое лидерство России в создании одновременно и жидкостных, и плазменных[6], и ионных двигателей наиболее мощного класса даёт ей шансы на будущий прорыв в исследованиях дальнего космоса, в которых в первое десятилетие эры космонавтики лидировал СССР, но которые, в отличие от США, ЕС, Японии, Китая и Индии, после распада СССР в России и остальных республиках Союза были практически полностью прекращены.

Технологии ионных двигателей имеют двойное назначение, и могут как помочь справиться с космическим мусором, так и использоваться в военных целях[7].

Развитие проекта

Вслед за ИД-500 Центр Келдыша разрабатывает ионный двигатель с повышенной мощностью 85 кВт[2].

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Игорь Егоров. Ионные ракетные двигатели: прошлое, настоящее и будущее // Alpha Centauri
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Юрий Борисов: Центр Келдыша должен определять стратегию создания ракетных двигателей // Госкорпорация "Роскосмос"
  3. ОГНЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ МОДУЛЕЙ // Naukarus
  4. Чудо-двигатель ИД-200 КР: Чем Путин в очередной раз может напугать американцев
  5. Обзор работ по электроракетным двигателям в Государственном научном центре ФГУП «Центр Келдыша»
  6. Ученые из РФ создают двигатель для полета к границе Солнечной системы
  7. "Сдует любой спутник": Россия готовится отправить на орбиту ионную "метлу" // РИА Новости, 5 декабря 2022.
  8. В России успешно испытан самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель
  9. "Роскосмос" начал производство самых мощных ракетных двигателей

Ссылки