ИД-500
ИД-500 | |
---|---|
Тип | ионный |
Топливо | Ксенон |
Производство | |
Время создания | до 2014 |
Массогабаритные характеристики |
|
Сухая масса | до 40 кг |
Рабочие характеристики | |
Тяга | 32—35 кВт |
Время работы | 5000 часов |
ИД-500, или ИД-ВМ («ионный двигатель высокой мощности»)[1] — самый мощный в мире (на момент создания) ионный двигатель, мощностью 35 кВт. Создан Центром Келдыша, для строящегося межорбитального буксира «Зевс»[2].
Параметры
- Мощность: 32—35 кВт.
- Тяга: 375—750 мН
- Удельный импульс: 70 000 м/с
- КПД: 0,75
- Рабочее тело: ксенон
- Масса: до 40 кг
- Ресурс времени работы: 5000 часов, планируется нарастить до 50 000 часов.
Прошёл огневые испытания в 2014 году[3].
Предшественники
Предшественниками ИД-500 были ионные двигатели ИД-200 КР (мощность до 3 кВт)[4], ИД-300 (2-4 кВт) и ИД-300В (10 кВт)[5].
Значение
Ионные двигатели являются одним из кандидатов в «наследники» используемых с самого начала эры космонавтики и до наших дней жидкостных реактивных двигателей (ЖРД), и могут заменить их в дальней космонавтике (но не в выводе с Земли на низкую орбиту), поскольку несмотря на многократно меньшую мощность имеют гораздо больший удельный импульс и, в отличие от работающих лишь несколько минут ЖРД, способны работать годами, добавляя космическому аппарату суммарный импульс, недоступный при использовании ЖРД.
Именно на ионных двигателях (NSTAR[англ.]) работала американская АМС Dawn, впервые в истории космонавтики вышедшая последовательно на орбиты двух внеземных тел: астероида Весты (в 2011 году) и карликовой планеты Цереры (в 2015). Сильнейший современный американский ионный двигатель, NEXIS Лаборатории реактивного движения (JPL), имеет мощность 27 кВт[1].
Мировое лидерство России в создании одновременно и жидкостных, и плазменных[6], и ионных двигателей наиболее мощного класса даёт ей шансы на будущий прорыв в исследованиях дальнего космоса, в которых в первое десятилетие эры космонавтики лидировал СССР, но которые, в отличие от США, ЕС, Японии, Китая и Индии, после распада СССР в России и остальных республиках Союза были практически полностью прекращены.
Технологии ионных двигателей имеют двойное назначение, и могут как помочь справиться с космическим мусором, так и использоваться в военных целях[7].
Развитие проекта
Вслед за ИД-500 Центр Келдыша разрабатывает ионный двигатель с повышенной мощностью 85 кВт[2].
См. также
- РД-171МВ — разработанный в НПО «Энергомаш» самый мощный жидкостный ракетный двигатель в мире[8][9].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Игорь Егоров. Ионные ракетные двигатели: прошлое, настоящее и будущее // Alpha Centauri
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Юрий Борисов: Центр Келдыша должен определять стратегию создания ракетных двигателей // Госкорпорация "Роскосмос"
- ↑ ОГНЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ МОДУЛЕЙ // Naukarus
- ↑ Чудо-двигатель ИД-200 КР: Чем Путин в очередной раз может напугать американцев
- ↑ Обзор работ по электроракетным двигателям в Государственном научном центре ФГУП «Центр Келдыша»
- ↑ Ученые из РФ создают двигатель для полета к границе Солнечной системы
- ↑ "Сдует любой спутник": Россия готовится отправить на орбиту ионную "метлу" // РИА Новости, 5 декабря 2022.
- ↑ В России успешно испытан самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель
- ↑ "Роскосмос" начал производство самых мощных ракетных двигателей
Ссылки
Для улучшения этой статьи желательно: |